Статьи

Розничные продажи прессы в странах мира

Уже не раз отмечалось, что существующего в настоящее время в России количества розничных точек по продаже прессы недостаточно. Да что там в России – отставание от европейских норм ощутимо даже в Москве. Чаще всего приводимый для сравнения пример – это лидирующий по аналогичному показателю рынок Польши, где одна розничная точка приходится на 500 жителей.

В среднем по Европе одна торговая точка с прессой приходится на тысячу жителей, тогда как в Москве – на 3 тыс. человек, а по России этот показатель еще ниже. Это при том, что в России, по данным журнала "Вестник аналитики" (№4 2004 г.), 71% всех тиражей распространяется именно через розничные формы продаж.

Малое количество точек распространения прессы усугубляется их, в большинстве своем, несоответствием современным цивилизованным формам торговли. Пока говорить о том, что развитие системы распространения в нашей стране движется к европейским стандартам, можно только применительно к российским столицам: Москве и Санкт-Петербургу. В этих городах постоянно растет число точек продажи прессы в супермаркетах, на бензоколонках, в бизнес-центрах... (См. Таблицы 1, 2.)

Данные формы продаж многим участникам российского рынка периодики представляются чрезвычайно перспективными. Так, выступая 12 мая на встрече руководителей печатных СМИ в ФАПМК, президент АРПП Дмитрий Мартынов отметил, что малое число розничных точек на душу населения в нашей стране, особенно в регионах, является основным препятствием на пути развития рынка. Одним из возможных способов увеличения числа розничных торговых точек, по его словам, может быть немецкий опыт: в Германии продажа прессы осуществляется во всех без исключения торговых точках, включая продовольственные магазины, булочные, цветочные лавки и т.д., а организует продажи или снабжает данные точки прессой оптовик.

В этом номере "Курьер" решил представить статистические данные по некоторым странам мира, описывающие распределение розничных тиражей печатной продукции по разным каналам сбыта. 

Америка. На протяжении уже многих лет розничные продажи печатной продукции в Северной Америке находятся в кризисном положении. Несмотря на это, издатели по-прежнему уверены, что реализация тиражей является важным элементом экономического успеха их изданий. Для того чтобы переломить тенденцию упадка, местные издательские дома все больше погружаются в проблемы маркетинга продаж. Нетрадиционные места продаж (сети супермаркетов, аптек и проч.) играют все возрастающую роль в процессе реализации прессы. Интересно, что самыми динамично развивающимися категориями торговых точек в Америке являются бакалеи, супермаркеты и аптеки. В совокупности посредством этих сетей в США распространяются 89% всех розничных тиражей (см. Таблицы 3).

Франция. Во Франции картина иная (см. Таблицу 4). Точки, находящиеся "в шаговой доступности" (продуктовые магазины, бары, кафе и табачные лавки), в этой стране в совокупности распространяют 10% всех розничных тиражей. Специализированные точки по продаже прессы (мини-маркеты, книжные магазины и т.д.) и сети киосков в сумме контролируют около 48% рынка распространения прессы. На станциях метро, железнодорожных станциях и в аэропортах реализуется около 8% периодики, еще 8% распространяются через сети супермаркетов и другие объекты потребительского рынка.

Германия. Розничные продажи печатной продукции в Германии происходят через розничные точки, максимально приближенные к покупателю (см. Таблицу 5). В среднем одна розничная точка обслуживает около 700 человек – это один из самых высоких показателей в Европе. Оценивая систему распространения печатной продукции в Германии, председатель правления АРПП Александр Оськин заметил, что "основным и очень значимым ее достижением является доступность розничных точек, четкая вертикаль системы распространения и большое количество продаваемых экземпляров".

Австрия. Если в Америке больший процент продаж приходится на бакалеи, а в Германии – на булочные, то в Австрии более 43% всех розничных тиражей продаются через табачные магазины (см. Таблицу 6). Однако значительную роль уже начинают играть супермаркеты. Ритейлоры становятся все более важной частью рынка распространения печатных изданий, ориентированных на массовый спрос, и все меньше проявляют интереса к специализированным изданиям.

Великобритания. В 2001 году число розничных точек в Великобритании составляло 54 204. В том числе 24 947 киосков, 15 530 точек продаж в круглосуточных магазинах и бакалеях, 5 788 – на заправочных станциях, 3 943 – в супермаркетах, 1 356 – на транспортных узлах, плюс 1 108 разносчиков (адресная доставка). Рост числа торговых точек в супермаркетах, на заправочных станциях и в круглосуточных магазинах значительно увеличил распространение ведущих изданий. На этом фоне происходит сокращение киосковых сетей, что создает проблемы для распространения изданий с небольшими тиражами – специализированные и малотиражные газеты и журналы вынуждены бороться за вход в торговую сеть.

Редакция благодарит

за представленные данные

Ассоциацию распространителей

печатной продукции

 

Александра Вознесенская

 

Таблица 1

СТРУКТУРА РЫНКА РОЗНИЧНЫХ ПРОДАЖ ПРЕССЫ В МОСКВЕ, 2004

 

КАТЕГОРИИ

ТОРГОВЫХ

ТОЧЕК

ДОЛЯ, %

киоски

26,7

лотки (включая метро)

35,7

супермаркеты и бензоколонки

15,2

почтовые отделения

0,9

мини-маркеты прессы

5,2

cash&carry

3,8

"ручники"

26,7

                                                            По данным ФАПМК

Таблица 2

СТРУКТУРА РЫНКА РОЗНИЧНЫХ ПРОДАЖ ПРЕССЫ В РЕГИОНАХ РОССИИ, 2004

 

КАТЕГОРИИ

ТОРГОВЫХ

ТОЧЕК

ДОЛЯ, %

киоски

37

лотки (включая метро)

32

супермаркеты и бензоколонки

3

почтовые отделения

6

"ручники"

22

                                                            По данным ФАПМК

 

Таблица 3

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНЫХ ПРОДАЖ ПРЕССЫ В США

 

КАТЕГОРИИ

ТОРГОВЫХ

ТОЧЕК

РОЗНИЧНЫЕ ПРОДАЖИ

ПРЕССЫ, %

10 лет назад

бакалеи

30

супермаркеты

6

аптеки

13

транспортные узлы

1

книжные магазины

5

другие

45

на текущий момент

бакалеи

38

супермаркеты

34

аптеки

17

транспортные узлы

5

книжные магазины

1

другие

5

                                                                 По данным АРПП

Таблица 4

СТРУКТУРА РЫНКА РОЗНИЧНЫХ ПРОДАЖ ПРЕССЫ ФРАНЦИИ

 

КАТЕГОРИИ

ТОРГОВЫХ

ТОЧЕК

ДОЛЯ, %

киоски

5

супер- и гипермаркеты

15

сеть Relay (метро, вокзалы, гостиницы, аэропорты)

20

дома прессы (основная форма распространения)

50

прочее

10

                                                               По данным АРПП

Таблица 5

СТРУКТУРА РЫНКА РОЗНИЧНЫХ ПРОДАЖ ПРЕССЫ ГЕРМАНИИ

 

КАТЕГОРИИ

ТОРГОВЫХ

ТОЧЕК

ДОЛЯ, %

продуктовые магазины, булочные

28,2

киоски, лотки

18

супермаркеты

15

кафе

12

заправочные станции

12

специализированные точки продаж

10

прочие

4,8

                                                              По данным АРПП

 

Таблица 6

СТРУКТУРА РЫНКА РОЗНИЧНЫХ ПРОДАЖ ПРЕССЫ АВСТРИИ, 2003

 

КАТЕГОРИИ

ТОРГОВЫХ

ТОЧЕК

ДОЛЯ, %

Табачные магазины

43,8

Лотки

8,4

Специализированные магазины

3,9

Мелкие магазины

(<200 кв. м.)

3,9

Продуктовые магазины (200-399 кв. м.)

5,5

Супермаркеты

(400-799 кв. м.)

16,9

Супермаркеты

(800-1 499 кв. м.)

3,2

Гипермаркеты

(>1500 кв. м.)

5,0

Заправки

(>75 кв. м.)

3,0

Заправки

(<50 кв. м.)

1,3

Заправки

(50-75 кв. м.)

1,0

Автосервисы

0,7

Книжные магазины

3,4

                                                                По данным АРПП

Журнал "Курьер" №22

17.06.2005

на печать


Комментарии

Ольга
27.03.2010 0:37 | сообщение #1
 

Очень интересно. а нет ли обновленных данных?

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом &quot;секретно&quot;Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
&quot;Наша индустрия – самодостаточна&quot;: ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум &quot;Матрица рекламы&quot; о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

23.12.2025 - 06:26
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация