Анализ рынков

Новогодние растраты

Новогодние растраты

Общие повседневные расходы россиян в декабре показали традиционный годовой рекорд, прибавив к ноябрьскому значению 15,9%. Однако по сравнению с декабрем 2016 года рост расходов россиян составил всего 2,1%, что немного не дотягивает даже до минимально низкого размера годовой инфляции в 2,5%. Таким образом, реальные, то есть «очищенные» от инфляции, расходы наших соотечественников по итогам года оказались равны аналогичным показателям 2016 года и уступили значениям всех предыдущих лет.

Декабрьский всплеск расходов россиян, как обычно, объясняется предпраздничной закупкой. В минувшем декабре наши соотечественники увеличили с 48% до 52,5% долю в общей корзине продовольственных товаров, подорожавших за месяц на 0,6%. Вырос в декабре и размер среднего чека почти на 8%. То есть россияне в декабре покупали больше в объемах, платили за покупки дороже, что и привело к ощутимому росту общих расходов.

Согласно данным, полученным на основе скан-панели домохозяйств Romir Consumer Scan Panel*, общие повседневные расходы россиян в декабре показали традиционный годовой рекорд, прибавив к ноябрьскому значению 15,9%. Стоит ли говорить, что рост общих расходов оставил далеко позади показатель официальной месячной инфляции, рассчитанной Росстатом в размере 0,4%. Однако по сравнению с декабрем 2016 года рост расходов россиян составил всего 2,1%, что немного не дотягивает даже до минимально низкого размера годовой инфляции в 2,5%  (см. График 1). 

График 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – декабрь 2017. 

И если номинальные расходы наших соотечественников в декабре оказались на самой высшей отметке за весь период наблюдений, то  реальные, то есть «очищенные» от инфляции – заняли последнюю строчку в сравнении с предыдущими годами. Аналогичное значение реальных расходов было зафиксировано в 2016 году. С 2012 до 2015 годы значения реальных расходов были куда выше (см. График 2).

График 2. Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – декабрь 2017. 

Декабрьский всплеск расходов россиян, как обычно, объясняется предпраздничной закупкой. В минувшем декабре наши соотечественники увеличили долю продовольственных товаров в общей корзине с 48% до 52,5%. При этом даже по официальным данным Росстата продовольственные товары в декабре подорожали на 0,6%. Вырос в декабре и размер среднего чека сразу почти на 8%. То есть россияне покупали в декабре больше в объемах, платили за покупки дороже, что и привело к ощутимому росту общих расходов.

Регионы

В декабре расходы россиян росли повсеместно во всех регионах страны. Причем лидерами роста стали Сибирь (+21,5%), северо-запад (+20,2%) и  юг России (+19,6%). Жители Центрального округа прибавили в расходах за месяц немного скромнее (+14,6%). А на Урале (+11,2%) и в Приволжском округе (+11,5%) были зафиксированы самые низкие темпы прироста.

Совсем иначе выглядит ситуация с динамикой расходов по регионам за год. На северо-западе (-3,7%) и на Урале (-5,4%) расходы по сравнению с декабрем 2016 года ушли в минус. В Сибири годовая динамика оказалась нулевой, а в Центральном округе – почти нулевой (+0,4%). Уверенный рост расходов за год продемонстрировали только жители Приволжского округа (+6,8%) и Южного (+14,4%).

Города

Декабрьские расходы жителей обеих столиц фактически продиктовали общую картину в целом по соответствующим округам. Так, в Москве в декабре жители потратили на 18% больше, чем месяцем ранее. За год же траты москвичей сократились на -2,7%. В Питере наблюдалась аналогичная картина. За месяц расходы жителей северной столицы увеличились на 22,9%, а годовая динамика оказалась равна -3%.

В целом же по миллионникам в декабре был отмечен общий рост расходов на 18,2%. Годовое же изменение общих трат на повседневные товары ушло в отрицательную зону и получило значение в -1,2%. А вот жители городов меньшего размера показали рост расходов и в разрезе месяца, и в разрезе года. Так, в пятисоттысячниках относительно ноября расходы выросли на 13%, а по сравнению с декабрем 2016 года рост составил 8,3%. В стотысячниках рост общих трат за месяц составил 14,5%, а за год 5,4%.

Доходные группы 

Среди разных доходных групп наиболее расточительными в предновогодней закупке показали себя россияне со средними доходами. В декабре они потратили на 18% больше, чем месяцем ранее. За год рост их расходов составил 4,4%.

Высокодоходники хоть и показали приличный рост расходов в месячном выражении (+13,9%), но по сравнению с декабрем предыдущего года  рост их трат не смог превысить даже размеры инфляции, составив всего 1,1%.

Россияне же с низкими доходами за последний месяц года потратили на 15,3% больше, чем в ноябре. Однако эти траты несравнимы с аналогичными показателями предыдущего года. По сравнению с декабрем 2016 россияне с низкими доходами сократили свои траты на -3,4%.

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 30 000 россиян, 11 000 домохозяйств в 180 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели. 

16.01.2018

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Смартфоны и гаджеты стали самым непопулярным подарком на День святого...Смартфоны и гаджеты стали самым непопулярным подарком на День святого...
Россияне предпочитают дарить съедобные подарки на День Святого Валентина. Такие результаты показал опрос пользователей Одноклассников, проведенный накануне праздника.
Меняется реальность. Меняемся мы. Коммуникация в посткризисный периодМеняется реальность. Меняемся мы. Коммуникация в посткризисный период
Три года все терпеливо ждали, когда завершится кризис и мы заживем по-старому. За это время все успели свыкнуться с новыми экономическими реалиями и даже приняли их, нашли новые способы радоваться жизни.
Талант или навык? Название для бизнесаТалант или навык? Название для бизнеса (3)
Всякому адекватному человеку ясно, что лучшее название для магазина одежды – «Одежда», строительной фирмы – «СМУ» или «Стройтрест», а для кафе-мороженого – «Кафе-мороженое». Но главное – это понятно и неймеру, если он тоже адекватен и не сформировался эстетически и ментально, гуляючи по томным приморским бульварам в шикарном костюме с золотым отливом.
В российские корпоративы пришла мода на самих себяВ российские корпоративы пришла мода на самих себя
В конце 2017 – начале 2018 года среди агентств наблюдался активный спрос на корпоративные мероприятия «А-ля рус». Успехом стали пользоваться тематические праздники с медведями, русскими принтами и икрой с блинами. Гжель, хохлома, башни московского Кремля, звезды, красный и золотой, преобладали в айдентике событий. Тренды прошлых лет на нано-праздники, цифровую трансформацию и тематические корпоративы в стиле «Великого Гетсби» уходят в прошлое.
Реклама не просто опасна. Она доводит до безумияРеклама не просто опасна. Она доводит до безумия (2)
В сети можно узнать все, что угодно, о любом человеке — а особенно о его слабостях. Этим активно пользуются рекламщики: они выслеживают и подслушивают пользователей, а часто доводят своих жертв до клинических состояний. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (2)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.
ДИЗАЙН и РЕКЛАМАДИЗАЙН и РЕКЛАМА
Выставка рекламной индустрии "ДИЗАЙН и РЕКЛАМА" проходит 22-й раз с 12 по 15 апреля 2016 года в Центральном Доме художника на Крымском Валу. 
Художник-археологХудожник-археолог
ГЦТМ имени А. А. Бахрушина открылась выставка «Кирилл Данелия. Новая археология» — проект, в центре внимания которого Кирилл Данелия, как художник и коллекционер. 
Московское метро - Подземный Памятник архитектурыМосковское метро - Подземный Памятник архитектуры
Открывается выставка "Московское метро - Подземный Памятник архитектуры". Поход за креативом и вдохновением. Возможность посмотреть как выглядели проекты метро. Реализованные или нет экспонаты выставки интересны дизайнерам.
Художественные сокровища РоссииХудожественные сокровища России (1)
Открылась выставка «Художественные сокровища России. Лучшее из российских собраний: от иконы до живописи модерна». Как всякая новая выставка работа получилась спорная. Новая площадка, попытка нового экспонирования, известные и не известные работы русских мастеров. Стоит пойти и составить собственное мнение.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

22.02.2018 - 09:01
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация