Анализ рынков

Микроэкономика российских семей

Микроэкономика российских семей

Три четверти россиян (76%), не смотря на общую тяжелую экономическую ситуацию в стране, в целом говорят, что живут неплохо - на основные расходы средств им хватает. Дополняют лагерь уверенно чувствующих себя в финансовом плане респондентов еще 3% опрошенных, которые заявили, что денег в их семьях достаточно, в том числе и для крупных покупок. Однако каждая пятая семья в России (21%) жалуется на тяжесть своего финансового положения, причем 4% признаются, что «еле сводят концы с концами». 

Однако в своих прогнозах на будущий год в сфере макро и микроэкономики наши соотечественники не продемонстрировали острого пессимизма.  Более половины уверены, что ситуация с финансами в их семьях и в стране в целом существенно не изменится. Индекс же финансовых изменений в семье составил -3 п.п., а в экономике страны в целом -6 п.п. То есть пессимистичных прогнозов в этих вопросах немного, но больше оптимистичных. 

Проблема роста цен, инфляции, сокращения реальных доходов по-прежнему беспокоит россиян. Согласно последним опросам Ромир, об этом заявляют более 60% наших соотечественников. В ноябре текущего года исследовательский холдинг Ромир в рамках очередного опроса* попросил своих респондентов рассказать о финансовом положении их семей и поделиться соответствующими прогнозами на год наступающий.

Итак, на вопрос о финансовом состоянии российских семей в течение последнего года ответы распределились следующим образом (см. Диаграмму 1). Почти половина россиян (46%) ответили, что финансовая ситуация в их семьях непростая, но на самое необходимое денег хватает. А почти треть (30%) российских семей пребывают в состоянии, когда могут позволить себе любые повседневные траты.

Диаграмма 1. Скажите, пожалуйста, как бы охарактеризовали финансовое состояние вашей семьи за последний год?

То есть три четверти россиян (76%) в целом, не смотря на общую тяжелую экономическую ситуацию в стране, живут неплохо, на основные расходы средств хватает. Дополняют лагерь уверенно чувствующих себя в финансовом плане респондентов еще 3% опрошенных, которые заявили, что денег в их семьях достаточно, в том числе и для крупных покупок - товаров длительного пользования как то мебель, бытовая техника или оплата путешествий. Правда, вариант ответа о возможности любых расходов вплоть до недвижимости и автомобиля, выбрали всего 0,2% опрошенных.

Однако каждая пятая семья (21%) пожаловалась на тяжелое финансовое положение. Причем в 17% случаев респонденты говорили о том, что им приходится отказываться от некоторых товаров и продуктов в силу отсутствия достаточных средств. А 4% семей признались в том, что ситуация настолько тяжелая, что они «еле сводят концы с концами». Выше доля подобных ответов, что логично, среди россиян с низкими доходами и низким уровнем образования.

На вопрос о том, как респонденты видят финансовое будущее их семьи в ближайшем году, две трети (67%) ответили, что они не ожидают никаких изменений. При этом 15% респондентов надеются на улучшение в той или иной степени финансового состояния своих семей. Причем такие настроения преобладают в большей степени среди молодежи 18-24 лет с высшим образованием. А противоположного мнения об ухудшении финансового положения семьи в будущем году придерживаются 18% респондентов. И такие пессимистичные настроения более свойственны тем, кто уже находится в непростом финансовом положении.

Тем не менее, разница между позитивными и негативными прогнозами составила всего 3 п.п. со знаком минус, что в целом является не столь тревожным показателем. Несколько пессимистичнее обстоит ситуация с прогнозами на развитие общей экономической ситуации в стране (см. Диаграмму 2).

Диаграмма 2. Как вы думаете, как изменится финансовое положение вашей семьи в ближайший год? (%) Как вы думаете, как изменится экономическая ситуация в стране в целом в ближайший год? (%)

Более половины россиян уверены, что в грядущем году экономическая ситуация в стране существенно не изменится и останется прежней. На экономические улучшения надеются 20% респондентов, а в усугубление кризиса верят 26% опрошенных, среди которых опять же преобладают самые малообеспеченные слои населения. Таким образом, индекс экономических изменений в стране составляет - 6 п.п.

Таким образом, можно говорить о том, что в целом большинство россиян живут не плохо и успешно справляются с общими экономическими трудностями. И их прогнозы на тему макроэкономики страны и микроэкономики их семей на год наступающий тоже в целом выглядят не очень пессимистично. Россиянам к кризисам не привыкать. А о том, как они адаптируются к непростым экономическим реалиям, мы расскажем в следующих публикациях.  

*В опросе приняли участие 2000 человек в возрасте от 18 до 60 лет, проживающие во всех федеральных округах, во всех типах городов и в сельской местности. Выборка репрезентирует взрослое население России.

07.12.2017

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Эффективность рекламы: что продает и что произойдетЭффективность рекламы: что продает и что произойдет
За многие годы существования рекламы как индустрии, у рекламщиков сложился ряд убеждений, которые считаются истинными и принимаются, по умолчанию, при разработке кампаний. Некоторые из этих убеждений существуют давно, а некоторые, совсем “молодые”, рождаются с появлением и развитием новых форматов и технологий. Но сегодня всё так быстро меняется, что и они могут уже очень скоро потерять свою актуальность. И это, кстати, также еще одно новое убеждение. Попробуем разобраться в истинности расхожих рекламных установок и в том, как они работают в коммуникации.
Сдуло шлюпку, как скорлупкуСдуло шлюпку, как скорлупку
Пресс-служба спасателей Ставрополья три года пишет заголовки в рифму.
Чего действительно хотят женщины? Исследование #TogetherWeTriumphЧего действительно хотят женщины? Исследование #TogetherWeTriumph
Ведущий бренд нижнего белья Triumph, более 130 лет поддерживающий женщин во всем мире благодаря своим функциональным бра, провел глобальное исследование среди женщин, чтобы узнать, что придает им уверенность в себе, вдохновляет и открывает возможности каждый день.
Кейс салона "Амрита": как запустить программу лояльности за...Кейс салона "Амрита": как запустить программу лояльности за...
Принято считать, что запуск программы лояльности — долгий и затратный процесс. Для крупного бизнеса это действительно так: нужно закупить сканеры, изготовить пластиковые карты, установить программное обеспечение на сервера, обучить кассиров, системных администраторов и аналитиков.
Сервисам контекстной рекламы хотят запретить отслеживать запросы в...Сервисам контекстной рекламы хотят запретить отслеживать запросы в...
Госдума может рассмотреть возможностьзапрета для сервисов контекстной рекламы и агрегаторов новостей отслеживать пользовательские запросы в интернете. С таким предложением выступил зампредседателя Комитета Госдумы по информполитике Андрей Свинцов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.
ДИЗАЙН и РЕКЛАМАДИЗАЙН и РЕКЛАМА (1)
Выставка рекламной индустрии "ДИЗАЙН и РЕКЛАМА" проходит 22-й раз с 12 по 15 апреля 2016 года в Центральном Доме художника на Крымском Валу. 
Художник-археологХудожник-археолог
ГЦТМ имени А. А. Бахрушина открылась выставка «Кирилл Данелия. Новая археология» — проект, в центре внимания которого Кирилл Данелия, как художник и коллекционер. 

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

22.08.2018 - 08:15
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация