Есть мнение ...

Журналистика должна вернуться в XIX век

Журналистика должна вернуться в XIX век

Зрители замерли в ожидании: огромный мускулистый Голиаф к двенадцатому раунду выдохся и начал спотыкаться, а у маленького Давида открылось второе дыхание, и он начал забивать оппонента хуками и апперкотами.

Смертельная, без преувеличения, схватка между современными медиа - едва ли не более завораживающее зрелище, чем бокс.

Кто бы мог представить такое еще совсем недавно: поисковик «Яндекс» практически сравнялся по доходам с мастодонтом российских СМИ - «Первым каналом». В 2012 году «Яндекс» продал рекламы на 28,1 млрд рублей, а «Первый» - на 28,2 млрд. Примерно так же соотносится и общая выручка: 28,8 млрд рублей у «Яндекса» против 29,1 млрд у «Первого». Учтите разницу в темпах роста доходов: 44% в 2012 году у поисковика и 0,7% у телеканала. Итог легко предсказуем - скоро российский рекламный рынок получит нового лидера.

Казалось бы, мелочь. Но на самом деле это симптом болезни традиционных массмедиа - похоже, грозящей фатальным исходом или по крайней мере тяжелыми осложнениями.

Развитие интернета в конце ХХ века привело к тому, что средства массовой информации перестали быть эксклюзивной площадкой для размещения рекламы - их стремительно начали заменять онлайн-ресурсы, имеющие к традиционной журналистике весьма опосредованное отношение. Если в течение всего прошлого столетия у рекламодателя практически не было другого выбора, кроме как выкупать время телепоказа или полосы в газетах и журналах (наружная реклама, пожалуй, единственное исключение), то сейчас альтернатив множество. Это значит, что рано или поздно журналистика - или по крайней мере бОльшая ее часть - останется без рекламных денег.

Интернет-площадки уверенно обогнали печатные СМИ по объемам привлекаемых от рекламы средств. Телевидение - локомотив рекламной индустрии  России - пока, правда, далеко впереди: рекламодатели в 2012 году закупили на ТВ в 2,5 больше рекламы, чем в онлайне. Но соотношение сил быстро меняется. Объем рекламы в интернете уже давно растет быстрее, чем в остальных медиа - например, 35% в 2012 году против 23% у радио или 9% у того же телевидения.

Казалось бы, уход журналистики в онлайн может спасти ситуацию. Как бы не так. Наибольший объем и самая высокая динамика роста в интернет-сегменте у контекстной рекламы (38,4 млрд рублей, +45% в 2012 году): это выдача рекламных сообщений по запросам в поисковых машинах. Объем медийной (она же дисплейная, или баннерная) рекламы, на которую как раз и рассчитывают СМИ, уходя в онлайн, сравнительно невелик и растет не так быстро (17,9 млрд рублей, +17% в 2012 году). Вычтите из этого объема доход от баннеров, висящих на сайтах, не имеющих никакого отношения к СМИ, и ситуация будет вовсе не такой уж радужной для массмедиа.

ХХ век - век расцвета рекламной бизнес-модели в средствах массовой информации. И расцвета собственно журналистики, качество которой достигло невиданных высот. Как любит выражаться мой коллега по журфаку МГУ Михаил Макеенко, один из лучших в России специалистов по медиасистемам, рекламодатели хорошо платили журналистам за хорошую работу. Щедрость рекламодателей подстегивалась ростом среднего класса, который распробовал качественную журналистику. Больше аудитория - больше рекламы. Больше денег - лучше материалы. Лучше материалы - еще больше аудитория. И так до бесконечности. Именно поэтому были возможны истории вроде невероятного взлета «Уолл-стрит джорнэл» - около 30 000 тиража в начале 1940-х годов, под 360 000 в середине 1950-х и 1 млн в 1966 году (сейчас у газеты тираж больше2 млн экземпляров). 

Но «золотой век» журналистики, похоже, закончился: хоть денег у рекламодателей меньше не стало, они достаются не СМИ, а Google, Yahoo, «Яндекс» и пр.

Спираль начинает раскручиваться в другую сторону: меньше рекламы - меньше денег и хуже материалы. Хуже материалы - меньше аудитория, и, значит, еще меньше рекламы и денег.

Вариант спасения давно известен: продажа не рекламных возможностей массмедиа, а контента. Собственно, именно эта модель была основной до того, как рекламодатели в ХХ веке принялись заливать деньгами СМИ.

Что это означает для системы СМИ? «Таблоидная» журналистика вряд ли уйдет с рынка: спрос на развлечения остается высоким. А вот качественным СМИ для среднего класса, к которым все уже привыкли как к данности, похоже, придется несладко.

Часть таких массмедиа погибнет, часть превратится в специализированные, с дорогим высококлассным контентом для сравнительно небольшой аудитории. Как это и было сто лет назад. Так, на своем старте в 1889 году «Уолл-стрит джорнэл» выглядела простеньким биржевым листком и доставлялась считаным сотням подписчиков. А первый номер журнала Fortune, который вышел в 1930 году, стоил целый $1 - в пересчете на цены 2013 года это примерно $14. Сейчас вся годовая подписка на Fortune (20 печатных экземпляров плюс электронная версия и приложения) обходится всего в $20.

Оставшимся массмедиа придется экономить на журналистах - нехватка рекламы и невозможность продавать контент как премиальный неминуемо снизят качество материалов, будь то телевизионный, печатный или онлайн-вариант.

Экономика должна быть экономной. В прошлом веке качественные СМИ всем успели объяснить почему. Пришла пора показывать пример.

Андрей Вырковский, преподаватель факультета журналистики МГУ,
forbes.ru 
Advertology.Ru

18.04.2013

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

14.12.2025 - 05:04
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация