Статьи

Онлайн опросы для исследования онлайн-рынков

Онлайн опросы для исследования онлайн-рынков

Маркетинговые онлайн исследования в мире проводятся уже около 15-17 лет, однако в России лишь в последние пять лет онлайн-опросы стали чаще применяться как альтернатива классическим методам количественных исследований рынков.

Непрерывный рост аудитории интернет-пользователей, которая за последние десять лет выросла с 7,7[1] млн. (в конце 2002 г.) до 59,5 (весна 2012 г.), вселил в исследователей веру в возможность использования онлайн-опросов как адекватного метода определения предпочтений и поведения потребителей офлайн-рынков. Вместе с ростом Рунета, улучшилось и качество онлайн-исследований ввиду сближения социально-демографического портрета пользователей интернета и жителей страны. Данные процессы существенно повысили доверие и интерес представителей бизнеса к онлайн-исследованиям, расширив методический арсенал маркетинговых компаний.

Рост пользования Интернетом также способствовал становлению и развитию российского рынка онлайн-торговли, который стал одним из наиболее перспективных каналов продаж товаров и услуг. При этом если еще 3-5 лет назад покупки в онлайне носили единичный характер, то на сегодняшний день они уже воспринимаются как «обычное, рядовое событие». Этому способствовало как увеличение числа интернет-магазинов, действующих в Рунете, так и рост доверия населения к онлайн покупкам. Однако, по нашим оценкам, объем онлайн-продаж составляет менее 2%[2] от российского рынка розничной торговли, что отражает высокий потенциал развития e-commerce в России.

В этой связи мы видим бум интереса к маркетинговым исследованиям онлайн-рынка, что связано с динамичностью развития e-commerce в России, обуславливающей необходимость непрерывного мониторинга и анализа текущего состояния рынка. Первые масштабные исследования по данной тематике были проведены в 2010 году. И РБК.research было в числе маркетинговых агентств, которые первыми выпустили качественные аналитические обзоры по рынку e-commerce. На сегодняшний день мы провели уже третью волну исследований по данной тематике, охватив все сегменты рынка интернет-торговли, в числе которых рынок скидочных купонов, бытовой техники, детских товаров, книг, одежды и обуви, социальной коммерции и др.

При проведении исследовании онлайн-рынков в первую очередь возникает вопрос относительно методов сбора данных. Вполне естественно использовать реальную статистику самих игроков рынка, однако в России с этим наблюдаются большие трудности. Во-первых, большинство компаний на российском рынке являются абсолютно закрытыми «черными ящиками», которые вообще не дают о себе какой-либо информации. Во-вторых, встречается и прямо противоположная ситуация. Компании охотно делятся статистикой продаж, количеством клиентов, успехами своих программ лояльности, но на практике при более детальном анализе выясняется, что показатели оказываются завышенными или просто недостоверными.

В условиях отсутствия достоверной статистики хорошей альтернативой получения информации являются социологические опросы, как онлайн, так и офлайн. При этом данные методы сбора данных могут использоваться для оценки текущего состояния и перспектив развития любого рынка, в том числе e-commerce. Однако насколько в данном случае целесообразно использование офлайн-опросов? Для ответа на вопрос проанализируем преимущества и недостатки методов, основываясь на опыте агентства РБК.research.

Таблица 1. Сравнительная таблица преимуществ и недостатков офлайн и онлайн опросов

Признак

Офлайн-опросы

Онлайн-опросы

Разработка анкеты

до 2 недель

до 2 недель

Подбор команды интервьюеров (если она не сформирована или сформирована не полностью)

от 1 до 3 недель

нет

Программирование и тестирование анкеты

нет

до 1,5 недель

Сбор данных, то есть непосредственно опрос респондентов

от 2 до 6 недель

до 2 недель

Ввод данных бумажных анкет в электронную базу данных

до 2 недель

нет

Репрезентативность полученных результатов

высокая, при условии соблюдения правильного квотирования выборки (по географии, полу и возрасту опрашиваемых)

высокая в крупных городах (более 1 млн. чел.), где доля пользователей интернета превышает показатель в 70%, в остальных географических зонах репрезентативность пока недостаточна

Риски в процессе сбора и ввода данных

  • - ошибки ввода данных при их считывании с бумажных носителей;
  • - искажения ответов респондентами;
  • - искажения ответов респондентов интервьюерами;
  • - влияние присутствия интервьюера (искаженные ответы на некоторые типы вопросов, например о доходе);
  • - намеренные ошибки, совершенные интервьюером (например, самостоятельное заполнение анкет)
  • - искажения ответов респондентами

 

Отслеживание промежуточных результатов в режиме реального времени

крайне затруднено, точность невысока

да

Достижимость целевой аудитории

да

да

Дополнительные медиа-возможности (звук, анимация, сложно-структурированные анкеты)

нет

да

Количество вопросов в анкете

  • - до 50-80, большее количество вопросов сильно усложняет работу интервьюеров и специалистов по вводу данных;
  • - при проведении опросов на улице в холодное время года анкету следует сократить до 20-25 вопросов

до 100 вопросов

Общее время на выполнение всех работ

от 6 до 14 недель

до 6 недель

Стоимость проведения социологического исследования

до 3 000 тыс. руб.

до 1 000 тыс. руб.

Из таблицы 1 следует, что офлайн-опросы проигрывают онлайн-опросам практически по всем показателям. Действительно проводить офлайн-опросы дольше, стоят они дороже, да и к тому же возможны серьезные ошибки практически на всех этапах работ. Однако у офлайн-опросов есть одно неоспоримое преимущество - хорошая репрезентативность результатов, тогда как в случае с онлайн-опросами высокая репрезентативность достигается пока только в крупных городах. Тем не менее, в будущем рост проникновения интернета в России будет продолжаться, и по прогнозам экспертов аудитория интернета к 2025 году достигнет 100 млн. человек или 95% от экономически-активного населения. Пожалуй, к этому времени офлайн-опросы полностью изживут себя. Это уже понимают маркетинговые агентства, инвестируя в создание и расширение собственных онлайн-панелей.

Однако уже сейчас онлайн-опросы имеют свои преимущества. Так, ввиду более социально-активного поведения онлайн-пользователей, с их помощью можно проводить исследование товаров и услуг-новинок, анализируя успешность их внедрения на рынок. Ярким примером такого исследования стал аналитический обзор РБК.research, посвященный рынку сервисов коллективных покупок (купонов на скидки от 50% до 90%).

Теперь поговорим о рынке e-commerce. О проблеме репрезентативности онлайн-опросов в данном случае не может быть и речи ввиду совпадения целевой аудитории потенциальных потребителей и интернет-пользователей. Одновременно с этим опрос онлайн-аудитории методами офлайна сопряжен с серьезными дополнительными затратами на ее поиск, особенно среди людей старших возрастных групп.

Таким образом, очевидно, что для качественного исследования онлайн-рынков следует применять только онлайн-опросы. Однако следует несколько более подробно остановиться и на методике организации сбора данных на этапе проведения онлайн-опросов. В настоящее время активно применяются метод поточной выборки (river sample), предполагающий рекрутмент респондентов с баннеров порталов, а также онлайн-панели (panel sample), предполагающий организацию рекрутмента респондентов среди зарегистрированных пользователей определенных сайтов. Эффективность применения данных методов во многом зависит от тематики исследования. Так, проведение опросов путем использования универсальных access-панелей наиболее целесообразно при исследовании товаров и услуг массового спроса, в то время как метод поточной выборки позволяет анализировать более узкую целевую аудиторию, путем привлечения респондентов со специализированных сайтов и порталов. Агентство РБК.research использует оба метода организации сбора данных, учитывая специфику исследуемой тематики. В частности, в рамках исследования, предполагающего анализ потребительского поведения целевой аудитории экономически активного среднего класса и деловой аудитории, применяется метод поточной выборки. При этом опрос размещается как на ресурсах РБК, так и на других тематических порталах, привлекающих деловую аудиторию. Из опыта проведения опроса на информационно-деловых порталах РБК за 2-3 дня размещения опроса в Рунете удается собрать выборки, превышающие 3-5 тыс. респондентов с полностью заполненными анкетами в рамках исследуемой целевой группы. При этом реализованный в рамках компании программный комплекс позволяет в течение 2-3 часов создать готовую запрограммированную анкету, которую можно предоставить клиенту для тестирования.

Успешное комбинирование двух методов организации сбора данных позволяет получать качественные данные, что упрощает их последующий анализ и интерпретацию. Онлайн-исследования в конечном итоге помогают исследовательским компаниям сокращать затраты, что, в свою очередь, способствует уменьшению стоимости проведения исследований рынков, делая их доступными для большего числа компаний. Поскольку маркетинговые исследования способны помочь бизнесу в принятии правильных стратегических и управленческих решений, то можно отметить, что онлайн-исследования косвенно влияют на конкурентоспособность всей экономики страны в целом.

Табл. 2. Некоторые характеристик крупнейших деловых порталов

Ресурс

Месячный охват аудитории, млн. чел.

Суточный охват

Доля показов сайтов от Rbc.ru, %

Средняя длительность, мин

Посетители

Показы

Rbc.ru*

19,9

1 650 000

7 000 000

100%

17

Ria.ru

15,2

900 000

2 300 000

33%

2

Lenta.ru

10,2

800 000

4 300 000

62%

3

Gazeta.ru

7,8

400000

2 200 000

31%

4

Newsru.com

6,6

460 000

2 300 000

33%

3

Vedomosti.ru

4,2

230000

650000

9%

3

Infox.ru

3,6

200 000

500 000

7%

2

Kommersant.ru

3,4

200 000

730 000

10%

3

Bfm.ru

2,7

100000

210000

3%

2

Expert.ru

2,6

130 000

280 000

4%

2

* Аудитория РИА РБК включает следующие проекты: Rbc.ru, Quote.rbc.ru, Style.rbc.ru, Realty.rbc.ru, Lf.rbc.ru, Turist.rbc.ru.   


[1] По данным аналитического бюллетеня ФОМ «Интернет в России», выпуск 36

[2] По данным исследования РБК.research «Российский рынок интернет-торговли: товары 2011»

Микаелян Инга Ваагновна (старший аналитик агентства РБК.research),
Хитров Сергей Сергеевич (старший аналитик агентства РБК.research),
Статья из сборника «Онлайн исследования в России 3.0.»

Advertology.Ru

29.03.2013

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

27.03.2025 - 01:08
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация