Статьи

Февральский мифодизайн. Часть 1. Леонид Тишков

Февральский мифодизайн. Часть 1. Леонид Тишков

Склонность к мифодизайну - вот что объединяет художника и рекламиста. Все что нужно - распознать мифотворчество в арт-контексте, даже если миф не лежит на поверхности и пребывает в разных пространственных и временных средах. Небольшой опыт - в четырех очерках февраля.

Вознамерившись сделать дайджест  московских вернисажей февраля, я тут же задалась вопросом о целесообразности перечисления в принципе. Шить лоскутное одеяло из коротких и ярких историй мне уже приходилось в других изданиях, и всегда стояла проблема поиска ниток для швов. Они, конечно,  находились, но чувства удовлетворения не было. Это как с брендингом или позиционированием - либо биться над сиюминутной задачей бросить очередное цветное пятно на забор, либо искать себя в каком-то более долгосрочном, фундаментальном окружении. Или злоба дня, или большая идея.  Бывают, конечно,  счастливые совпадения, когда в одно и то же время вдруг выставляются художники, которые, будучи положены на один лист бумаги, способны высветить и прояснить друг друга и чему-то еще нас научить. Но чаще случается, что один еще «идет» на какой-то площадке, другой уже «закрывается»,  третий вот-вот выставится, а четвертый  завис в интернете. Так не стоит ли пойти на поводу у собственного потребительского желания получить сильное впечатление и поделиться им с читателем, не взирая на текущую  пространственно-временную реальность и используя неучтенный электронный эфир? По-моему, стоит. 

Итак, вот вам февральская «мандала»: Леонид Тишков «В поисках чудесного» (ММСИ в Ермолаевском, выставка продлена до 14 марта), Хаим Сокол «Мертвые письма» (Галерея «Триумф», до 19 февраля), Дарья Суровцева. «Реконструкция» (Галерея Vincent, до 22 февраля) и Дмитрий Каварга (выставок в феврале нет). Привидившийся мне «крест» состоит из двух земных (Тишков-Сокол)  и двух внеземных, метафизических (Суровцева-Каварга) оппозиций, пришедших на ум как взаимодополнительные элементы одного мифо-конструкта. Сразу оговорюсь, что этот подход отодвигает на периферию такие исторические моменты,  как возраст  и образование художника, место и время создания его произведений. Они возникают лишь как необходимые элементы внутренней установки. Так, скорее,  мотив трансформаций и сказочного будущего обращает Тишкова к игре с внутренностями, а вовсе не медицинское прошлое художника. То есть, идея населить веселыми даблоидами клиники сама по себе неплоха, но при одном условии: Тишков категорический анти-катастрофист. Или другой пример: история "вечного исхода" и отсутствие гласных в еврейском алфавите и письме, провоцировавший к шрифтовой игре не одного дизайнера - отнюдь не причина обращения Хаима Сокола к разрыву, паузе, дискретности как основе его художественного кредо. Пристутствующая в его работах вербальная нарезка и затирка - элемент его внутренней склонности к эсхатологизму. И, кстати, двадцатилетняя разница в возрасте между «светлым»  Тишковым и «темным» Соколом - лишнее подтверждение тому, что биография тут  абсолютно ни при чем.

Не сильно «при чем» оказывается  и отмеченный в пресс-релизе о Тишкове факт  «преодоления иронического деконструктивизма» - кто-то еще носил этот пионерский галстук, а кто-то уже его не застал. «Кто весел, тот смеется», только источник смешного и характер смеха у каждой установки свой. Ирония, сарказм, юмор, восторг. Свой, впрочем, и характер «серьеза». Но и это важно не само по себе, а в некоем внятном оппозиционном контексте. Следуя даосской практике массировать пятку во время головной боли, можно точно таким же периферийным оком созерцать работы Леонида Тишкова - думая о работах Хаима Сокола. Тишкова - думая о Суровцевой. Тишкова - думая о Каварге... И эта нехитрая манипуляция -  всего лишь слабая реконструкция умозрения художников, которые по жизни и статусу - единственные профессиональные обладатели третьего ли глаза, фасеточного ли зрения - уж как кому угодно.

Выставка Леонида Тишкова на  четырех этажах «Ермолаевского» ММСИ выстроена мифологическими кругами, вьющимися вокруг оси абстрагирования - от материального к умозрительному и далее - к космически-чудесному, первобытно-ностальгическому, детски-сказочному. Тишков - созидатель и сентименталист, и все, располагающиеся на этажах работы - живорожденные  эмбрионы с отличным иммунитетом. «Даблоиды живут и побеждают. А ты?» -  общий лозунг всех четырех уровней. Живут и побеждают, впадая в казусы и гэги, переиначиваясь и мутируя туда-сюда, счастливые культи, стомаки, обитатели хоботов и водолазы. Обрубки,  недоделки и оболочки довольны и самодостаточны  - будто отвечают на застойное кухонное нытье советского интеллигента  бодрым вопросом: «а что ж тут плохого, товарищи?» Красные кока-колы и МТСы отдыхают перед Тишковским логотипом, способным сподвигнуть народ к  радостному  труду и размножению - от  древней практики вязания новой ткани - нового себя -  из ниточек и обрывочков материнских платьев до строительства фантастически изящных макаронных «вавилонов» по своему хотению. И если вас раздражает какая-нибудь урбанистическая «дура» вроде «мерседеса» или «самсунга» над головой, то кто, скажите, возразит против частной луны над крышей или романтического свидания со звездой?

Тишков по праву может считаться любимым художником рекламистов, а его выставка могла бы называться: «Леня прилетел». В смысле, Карлсон, в смысле, Ангел. Но непременно с приставкой «при».  Ибо в Еромолаевском до 14 марта демонстрируется натурально райское житье - мечты, хозяйство, быт...

 Февральский мифодизайн. Часть 1. Леонид Тишков
Февральский мифодизайн. Часть 1. Леонид Тишков
Февральский мифодизайн. Часть 1. Леонид Тишков
Февральский мифодизайн. Часть 1. Леонид Тишков
Февральский мифодизайн. Часть 1. Леонид Тишков
Февральский мифодизайн. Часть 1. Леонид Тишков
Февральский мифодизайн. Часть 1. Леонид Тишков
Февральский мифодизайн. Часть 1. Леонид Тишков
Февральский мифодизайн. Часть 1. Леонид Тишков
Февральский мифодизайн. Часть 1. Леонид Тишков
Февральский мифодизайн. Часть 1. Леонид Тишков

Отдельная песня - Тишковский копирайт, достойный лучшего в стране комикса и санбюллетеня. Это руководство - «что бывает если», «смотрите-ка» и «вот это да». Кратко, ясно, по-человечески. Пространный вариант - иллюстрируемыехудожником сказки.

Февральский мифодизайн. Часть 1. Леонид Тишков

Однако у Рая, как и у рекламы,  есть один существенный недостаток.  Не будь его, жители земли не одну жизнь кричали бы «ура» и бросали в воздух чепчики. Хаим Сокол - обратная сторона "Частной Луны". О нем - часть 2 февральского мифодизайна.

Иллюстрации к статье взяты из интернет-блога Леонида Тишкова http://leonidtishkov.blogspot.com/

Юлия Квасок
Advertology.Ru

17.02.2010

на печать


Комментарии

Лукас
19.02.2010 21:21 | сообщение #1
 

Браво Юля!Обе статьи конгениальны.Спасибо.

kvasok
19.02.2010 23:30 | сообщение #2
 

Это сериал. Еще две на подходе. Спасибо вам. Улыбка

Jur
20.02.2010 21:11 | сообщение #3
 

Юлия! Браво

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

"Он покупает, а ему платят!..""Он покупает, а ему платят!.."
Бизнес пробует все новые механики программ лояльности для своих клиентов. Что интересного появилось на рынке за последнее время? «Щедрая жизнь» от «Перекрестка» и «Ренессанс Жизнь», сервисы Qrooto и «Едадил» как новые форматы, не вызывающие приступа скуки у потребителя.
Эффективность рекламы: что продает и что произойдетЭффективность рекламы: что продает и что произойдет
За многие годы существования рекламы как индустрии, у рекламщиков сложился ряд убеждений, которые считаются истинными и принимаются, по умолчанию, при разработке кампаний. Некоторые из этих убеждений существуют давно, а некоторые, совсем “молодые”, рождаются с появлением и развитием новых форматов и технологий. Но сегодня всё так быстро меняется, что и они могут уже очень скоро потерять свою актуальность. И это, кстати, также еще одно новое убеждение. Попробуем разобраться в истинности расхожих рекламных установок и в том, как они работают в коммуникации.
Сдуло шлюпку, как скорлупкуСдуло шлюпку, как скорлупку
Пресс-служба спасателей Ставрополья три года пишет заголовки в рифму.
Чего действительно хотят женщины? Исследование #TogetherWeTriumphЧего действительно хотят женщины? Исследование #TogetherWeTriumph
Ведущий бренд нижнего белья Triumph, более 130 лет поддерживающий женщин во всем мире благодаря своим функциональным бра, провел глобальное исследование среди женщин, чтобы узнать, что придает им уверенность в себе, вдохновляет и открывает возможности каждый день.
Кейс салона "Амрита": как запустить программу лояльности за...Кейс салона "Амрита": как запустить программу лояльности за...
Принято считать, что запуск программы лояльности — долгий и затратный процесс. Для крупного бизнеса это действительно так: нужно закупить сканеры, изготовить пластиковые карты, установить программное обеспечение на сервера, обучить кассиров, системных администраторов и аналитиков.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.
ДИЗАЙН и РЕКЛАМАДИЗАЙН и РЕКЛАМА (1)
Выставка рекламной индустрии "ДИЗАЙН и РЕКЛАМА" проходит 22-й раз с 12 по 15 апреля 2016 года в Центральном Доме художника на Крымском Валу. 

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

16.11.2018 - 16:17
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация