Just listen it, или введение в медиаоперу

Объемный 3D-визуал с целой свитой спецэффектов шагает по стране и уже обосновался в рекламном ролике. А что происходит с музыкой, которая оказывает сильнейшее воздействие на наше подсознание?
Один из ответов на вопрос - саундтрек Ираиды Юсуповой к мелодраме Фридриха Вильгельма Мурнау «Восход солнца», который можно будет посмотреть 17 февраля в 20 00 в клубе SQUAT CAFE, что на Рождественке 12/1.
«Восход солнца» - безусловный шедевр, который крутишь в руках, как яйцо, рассматривая психо-драму, лепку масок, пластику кадра - с любой стороны выходит яйцо со своим неповторимым набором прожилок и полутонов и универсальной, как мир, формой. Наверное романтизм - это пристальное внимание ко всему на свете - от пустующей стены до поставленной для чистки туфли. Здесь бездонное небо отражается в бликах болота, а театральный демонизм сменяется документированием непроизвольных младенческих жестов. Романтизм работает в жанре сказания там, где оно давно уже стало небылицей, проекцией, и играет солиптическими очками там, где о них еще не ведают. Особенно в коллажных моментах, когда яйцо просматривается насквозь и видно его обратную сторону. Помните, у Лермонтова: «сквозь туман кремнистый путь блестит» - и далее по тексту, где в конце - посмертный кинотеатр: «надо мной чтоб вечно зеленея темный дуб склонялся и шумел». Экспрессионизм - пристальное всматривание романтика в зеркало.
Кино Мурнау - немое всматривание. И не только по техническим причинам. Возможно в европейской или, скорее, рациональной традиции визуал опережает «шум», а звук, в свою очередь, миметически тащится за картинкой, как дело за первородным словом... Таково таперское сопровождение «движущейся картинки». Но последнее определение далеко от нелинейного монтажа и циклирующей мысли Мурнау. Ему нужна какая-то другая музыка, и эта потребность, скорее всего, провоцировала и провоцирует многочисленные композиторские «покушения». Хочется оплодотворить в звуке саму романтическую идею.
Саундтреки Ираиды Юсуповой к фильмам Мурнау «Восход солнца» и «Носферату. Симфония ужаса», видимо, - тот самый счастливый случай. Теперь непонятно, кто первый - яйцо или вылупившаяся из него птица. Почкование первоисточника как точное попадание в контекст называется концептуализмом в искусстве вообще и медиаоперой - в том аудиовизуальном сплаве, которым занимается Юсупова.
Веченом 17-го можно будет побеседовать с ней на тему взаимодействия музыки и изображения в новом жанре, где звук рождает образ и управляет им по собственным законам. Забирая, кстати, в свое магнитное поле и наше подсознание.
Несколько вопросов композитору - для прояснения картины.

Во время просмотра не отпускает чувство «немецкости» музыки. Просто пахнет Бетховеном или Вагнером - особенно в сценах грозы. Я имею в виду не цитатность, а некое условное присутствие, как присутствует при Мандельштаме Пушкин...
Конечно, хотелось соответствовать немецкой романтической идее. К Мурнау я очень трепетно отношусь и думаю, что он был бы доволен мной.
Режиссеру мила безыскусная выразительность немецкой «деревенщины» с ее простодушным размахиванием руками и танцами вприсядку. Та плясовая в конце фильма - народная?
Нет, моя, хотя немец-продюсер тоже думал, что народно-аутентичная
С другой стороны, ни один танец - ни деревенский, ни танго не озвучены соответствующимим мелодиями. Объясни, как соотносятся таперство и медиаопера.
Да никак не соотносится. Тапёрство и концептуализм - две вещи несовместные. И у меня в работе с немыми старыми картинами оно читается только поверхностным взглядом. Не случайно зрители, посмотревшие фильм в моей версии и ринувшись приобретать диски в магазинах, не узнали его: они признавались, что это совершенно другой фильм!
Тапёрство следует импровизационно, непосредственно и последовательно за чередой деталей. Концептуализм генерирует общую идею, которой всё подчиняется.
Можно сказать, что медиаопера в случае с Мурнау- это своего рода новая версия киноистории, "снятая" композитором?
Что-то вроде того.
Но Мурнау сам не лыком шит. «Восход солнца» - не линейная история. Здесь много коллажа и разных визуальных рефренов и композиционных аватар. И в этом смысле твоя музыка видится прямым продолжением, условно говоря, метода Мурнау. Причем не только там, где это диктует картинка, а сообразуясь с собственным прочтением фильма в целом. Мы слышим грустное на трубе и веселое на струне, тоном ниже и проще - Его, тоном выше и сложнее - Ее, слышим язык колокола и раскаты грома и покаянный ком в горле героя тоже слышим, слышим, как страх переходит в трение колес о рельсы и незаметно превращается в ноющую ссадину - тут уже неразличимы документальный сэмпл и композиторский жест. Кроме тебя кто-то так работает?
Да, вроде, никто, кроме меня, так не работает. Впрочем, могу и не знать - мы ленивы и не любопытны... Не встречала, во всяком случае.
Картина впечатывает в уши звук, и кажется, что симфонию «Восхода» можно исполнять отдельно. Это иллюзия?
Иллюзия. Сэмплы, из которых собран трек, существуют отдельно, вот их можно проигрывать, а целиком нет.
Один из этих сэмплов был разработан потом в опере "Эйнштейн и Маргарита"...
«Восход» был сделан в 2000 г., «Эйнштейн» - в 2005. Общий сэмпл там - фокстрот «квази Дунаевский». Я долго делала из него народную песню, используя ещё и в «Последней тайне Термена», и выдавая за Дунаевского на концерте в музыкальной школе, а в Эйнштейне она уже созрела - когда американцы просят: «Маргарита, спой нам русскую песню», она, по-моему, очень убедительно выглядит в этом качестве. Ну и в Мурнау все-таки звук делался под картинку, в Эйнштейне - наоборот - опера реальная.
А почему, как ты думаешь, звук в кино так отстает от изображения?
Не знаю, почему. Ту же «Догму» взять - в картинке - трэш, звук же вылизан так, что противно - весь процесс "реалистического" вылизывания себе представляю, когда смотрю. Меня, наверное, ждали.
Но у тебя столько понаделано в фильме, что впору говорить о со-режиссуре. Сколько раз ты пересматривала "Восход"?
Бесконечное число раз, и до полного изнеможения. Тогда ведь, в 2000 году, видео у меня не было в монтаже, и я гоняла фильм с видика туда-сюда. Видик запускаю и одновременно CD с музыкой. Жесть...
И не возненавидела ты «Восход солнца» со всем его немецким романтизмом?
Нет. Обожаю этот фильм. Для меня это кино всех времен и народов! Когда так говорю, многие удивляются - Как, фильм ведь так себе? Хотя после просмотра моей версии мнения резко меняются. Смею предположить, что этой картине предыдущие варианты «омузыкаливания» сильно вредили.
Приглашаем коллег и друзей на просмотр!
Краткая история фильма.
В июне 1926 года по приглашению американского продюсера Уильяма Фокса Мурнау отправляется в Голливуд и заключает в июле четырехлетний договор, гарантирующий ему два фильма в год. Его первым американским фильмом стал «Восход солнца» (Sunrise: A Song of Two Humans, 1927) - притча о человеке, который ради любви к другой женщине пытается убить свою жену. Приз Американской киноакадемии 1927/28 - Джанет Гейнор за лучшую женскую роль; студиям Фокса за художественные достоинства; Чарльзу Рошеру, Карлу Штруссу за лучшую операторскую работу. Диплом гильдии киноработников 1927/28 - Мурнау за лучшую режиссуру. Впоследствии неоднократно включался в списки наиболее значительных кинофильмов всех времён
15.02.2010











Комментарии
Написать комментарий