Новости

Just listen it, или введение в медиаоперу

Just listen it, или введение в медиаоперу

Объемный 3D-визуал с целой свитой спецэффектов шагает по стране и уже обосновался в рекламном ролике. А что происходит с музыкой, которая оказывает сильнейшее воздействие на наше подсознание?  

Один из ответов на  вопрос - саундтрек Ираиды Юсуповой к мелодраме Фридриха Вильгельма Мурнау «Восход солнца», который можно будет посмотреть 17 февраля в 20 00 в клубе SQUAT CAFE, что на Рождественке 12/1.

«Восход солнца» - безусловный шедевр, который крутишь в руках, как яйцо, рассматривая психо-драму, лепку масок, пластику кадра - с любой стороны выходит  яйцо со своим неповторимым набором прожилок и полутонов и универсальной, как мир, формой. Наверное романтизм - это пристальное внимание ко всему на свете - от пустующей стены до поставленной для чистки туфли. Здесь бездонное небо отражается в бликах болота, а театральный демонизм сменяется документированием непроизвольных младенческих жестов. Романтизм работает в жанре сказания там, где оно давно уже стало небылицей, проекцией, и  играет солиптическими очками там, где о них еще не ведают. Особенно  в коллажных моментах, когда яйцо просматривается насквозь и видно его обратную сторону. Помните, у Лермонтова: «сквозь туман кремнистый путь блестит» - и далее по тексту, где в конце - посмертный кинотеатр: «надо мной чтоб вечно зеленея темный дуб склонялся и шумел». Экспрессионизм - пристальное всматривание романтика в зеркало. 

Кино Мурнау - немое всматривание. И не только по техническим причинам. Возможно в европейской или, скорее, рациональной традиции визуал опережает «шум», а звук, в свою очередь, миметически тащится за картинкой, как дело за первородным словом... Таково таперское сопровождение «движущейся картинки». Но последнее определение далеко от нелинейного монтажа и циклирующей мысли Мурнау. Ему нужна какая-то другая музыка, и эта потребность, скорее всего, провоцировала и провоцирует многочисленные композиторские «покушения». Хочется оплодотворить в звуке саму романтическую идею. 

Саундтреки Ираиды Юсуповой к фильмам Мурнау «Восход солнца» и «Носферату. Симфония ужаса», видимо, - тот самый счастливый случай.   Теперь непонятно, кто первый - яйцо или вылупившаяся из него птица. Почкование первоисточника как точное попадание в контекст называется концептуализмом в искусстве  вообще и медиаоперой - в том аудиовизуальном сплаве, которым занимается Юсупова.

Веченом 17-го можно будет побеседовать с ней на тему взаимодействия музыки и изображения в новом жанре, где звук рождает образ и управляет им по собственным законам.  Забирая, кстати, в свое магнитное поле и наше подсознание.

Несколько вопросов композитору - для прояснения картины.

саундтрек Ираиды Юсуповой к мелодраме Фридриха Вильгельма Мурнау «Восход солнца»

Во время просмотра не отпускает чувство «немецкости» музыки. Просто пахнет Бетховеном или Вагнером - особенно в сценах грозы. Я имею в виду не цитатность, а некое условное присутствие, как присутствует при Мандельштаме Пушкин...   

Конечно, хотелось соответствовать немецкой романтической идее. К Мурнау я очень трепетно отношусь и думаю, что он был бы доволен мной.

Режиссеру мила безыскусная выразительность немецкой «деревенщины» с ее простодушным размахиванием руками и танцами вприсядку.  Та плясовая в конце фильма - народная?

Нет, моя, хотя немец-продюсер тоже думал, что народно-аутентичная

С другой стороны, ни один танец - ни деревенский, ни танго не озвучены соответствующимим мелодиями. Объясни, как соотносятся таперство и медиаопера.

Да никак не соотносится. Тапёрство и концептуализм - две вещи несовместные.  И у меня в работе с немыми старыми картинами оно читается только поверхностным взглядом. Не случайно зрители, посмотревшие фильм в моей версии и ринувшись приобретать диски в магазинах, не узнали его: они признавались, что это совершенно другой фильм! 

Тапёрство следует импровизационно, непосредственно и последовательно за чередой деталей. Концептуализм генерирует общую идею, которой всё подчиняется.

Можно сказать, что медиаопера в случае с Мурнау- это своего рода новая версия киноистории, "снятая" композитором?

Что-то вроде того.

саундтрек Ираиды Юсуповой к мелодраме Фридриха Вильгельма Мурнау «Восход солнца» 

Но Мурнау сам не лыком шит. «Восход солнца» - не линейная история. Здесь много коллажа и разных визуальных рефренов и композиционных аватар. И в этом смысле твоя музыка видится прямым продолжением, условно говоря, метода Мурнау. Причем не только там, где это диктует картинка, а сообразуясь с собственным прочтением фильма в целом. Мы слышим грустное на трубе и веселое на струне, тоном ниже и проще - Его, тоном выше и сложнее - Ее, слышим язык колокола и раскаты грома и покаянный ком в горле героя тоже слышим, слышим, как страх переходит в трение колес о рельсы и незаметно превращается в ноющую ссадину - тут уже неразличимы документальный  сэмпл и композиторский жест. Кроме тебя кто-то так работает?

Да, вроде, никто, кроме меня, так не работает. Впрочем, могу и не знать - мы ленивы и не любопытны... Не встречала, во всяком случае.

Картина впечатывает в уши звук, и кажется, что симфонию «Восхода» можно исполнять отдельно. Это иллюзия?

Иллюзия. Сэмплы, из которых собран трек, существуют отдельно, вот их можно проигрывать, а целиком нет.

Один из этих сэмплов был разработан потом в опере "Эйнштейн и Маргарита"...

«Восход» был сделан в 2000 г., «Эйнштейн» - в 2005. Общий сэмпл там - фокстрот «квази Дунаевский». Я долго делала из него народную песню, используя ещё и в «Последней тайне Термена», и выдавая за Дунаевского на концерте в музыкальной школе, а в Эйнштейне она уже созрела - когда американцы просят: «Маргарита, спой нам русскую песню», она, по-моему, очень убедительно выглядит в этом качестве. Ну и в Мурнау все-таки звук делался под картинку, в Эйнштейне - наоборот - опера реальная.

А почему, как ты думаешь, звук в кино так отстает от изображения?

Не знаю, почему. Ту же «Догму» взять - в картинке - трэш, звук же вылизан так, что противно - весь процесс "реалистического" вылизывания себе представляю, когда смотрю. Меня, наверное, ждали.

Но у тебя столько понаделано в фильме, что впору говорить о со-режиссуре. Сколько раз ты пересматривала "Восход"?

Бесконечное число раз, и до полного изнеможения. Тогда ведь, в 2000 году, видео у меня не было в монтаже,  и я гоняла фильм с видика туда-сюда.  Видик запускаю и одновременно CD с музыкой.  Жесть...

И не возненавидела ты «Восход солнца» со всем его немецким романтизмом?

Нет. Обожаю этот фильм. Для меня это кино всех времен и народов! Когда так говорю, многие удивляются - Как, фильм ведь так себе? Хотя после просмотра моей версии мнения резко меняются. Смею предположить, что этой картине предыдущие варианты «омузыкаливания» сильно вредили.

Приглашаем коллег и друзей на просмотр!

саундтрек Ираиды Юсуповой к мелодраме Фридриха Вильгельма Мурнау «Восход солнца» 

Краткая история фильма.

В июне 1926 года по приглашению американского продюсера Уильяма Фокса Мурнау отправляется в Голливуд и заключает в июле четырехлетний договор, гарантирующий ему два фильма в год. Его первым американским фильмом стал «Восход солнца» (Sunrise: A Song of Two Humans, 1927) - притча о человеке, который ради любви к другой женщине пытается убить свою жену. Приз Американской киноакадемии 1927/28 - Джанет Гейнор за лучшую женскую роль; студиям Фокса за художественные достоинства; Чарльзу Рошеру, Карлу Штруссу за лучшую операторскую работу. Диплом гильдии киноработников 1927/28 - Мурнау за лучшую режиссуру. Впоследствии неоднократно включался в списки наиболее значительных кинофильмов всех времён

Юлия Квасок
Advertology.Ru

15.02.2010

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

20.12.2025 - 12:28
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация