Есть мнение ...

Windows Vista: провал или маркетинговый ход?

Windows Vista: провал или маркетинговый ход?

Чем же на самом деле была Windows Vista? Неудачной операционной системой или обманом? Маркетинговым ходом или большой ошибкой? Я представляю довольно смелую версию того, чем Windows Vista является на самом деле.

С самого начала сделаю акцент на то, что я ничего не утверждаю на 100%. Я предоставлю некоторые факты и сделаю из них вывод. Соглашаться с ними или нет - личное дело каждого.

Есть такая замечательная книжка, написанная признанными специалистами по маркетингу Джеком Траутом (Jack Trout) и Элом Райсом (Al Ries) - «Маркетинговые войны». Если вы еще ее не прочитали, очень советую это сделать, так как она выдержала уже не одно переиздание за последние двадцать с лишним лет и по полному праву считается настольной у многих маркетологов. Не буду пересказывать ее полностью и уделю внимание лишь одному аспекту ведения маркетинговой войны - он получил название «атака на самого себя».

Процитирую книгу: «Лучшая стратегия обороны - это мужество атаковать самого себя. Поскольку обороняющаяся сторона является лидером, она прочно закрепилась в сознании потенциального покупателя. Чтобы еще более упрочить свою позицию, лучше всего постоянно ее атаковать. Иными словами, вы укрепляете свою позицию, выпуская товары и услуги, которые делают ваши предыдущие продукты устаревшими». Microsoft неоднократно применяла эту стратегию, выпуская новую версию операционной системы, которая лучше продающейся в данный момент. Так было с Windows 98, с XP, так сейчас происходит с Windows 7. Но так ли это на самом деле? Вернемся в историю.

Согласно исследованию, проведенному консалтинговой компанией NPD, розничные продажи коробочных версий Windows Vista в первую неделю после начала продаж значительно уступали продажам Windows XP за аналогичный период времени. Исследование показывает, что количество проданных за первую неделю копий Vista на 59% ниже, чем число проданных копий предшествующей Windows XP за аналогичный период времени. Доход также снизился, хотя и не так значительно, как продажи - сумма выручки от первой недели продаж Vista по сравнению с XP упала на 32%.

В то же время немало пользователей активно сопротивляются насильному «впариванию» Vista с новыми компьютерами (в первую очередь, конечно, ноутбуками). В конце концов терпение пользователей лопнуло, и против компаний-производителей ноутбуков были поданы судебные иски - только довольно поздно, 80% продаж Vista в первый год приходились именно на ОЕМ-поставки. К сожалению, данные по этому факту очень существенно разнятся. Означенные 80% вполне могли вырасти как из 40, так и из 60 - благодаря принципу «испорченного телефона» и перепечатыванию данных СМИ. Но, с другой стороны, пресс-релизы тоже пишут умные люди - они прекрасно понимают, что есть данные, которые нельзя проверить в силу того, что они конфиденциальны. Многие помнят, как пресс-релизы рапортовали об успехах и победном шествии Windows Vista, что в корне противоречило словам пользователей на форумах и издевкам блогеров. Можно вспомнить заявление Билла Гейтса (Bill Gates) о том, что скорость прироста пользователей Vista вдвое превышает аналогичную скорость XP . Опять же, данные о количестве проданных копий за первые 100 дней разнятся существенно: то 40, то 60 млн экземпляров. При этом не всегда подчеркивается, что из них ОЕМ, а что - полноценная «коробочная» версия.

Теперь посмотрим, что творится с Windows Vista дальше. Microsoft если и не признает неудачу с Vista, то делает шаги, которые говорят: в компании понимают, что с ОС не все ладно. Шаги эти были предприняты незадолго до того, как было с пафосом объявлено об этих 40 (60?) млн проданных версий. По всему видно, что компания старается сохранить хорошую мину при плохой игре. Далее Microsoft выпускает первый service pack - причем лишь через полтора года после выхода самой ОС. SP1 для XP был выпущен через 11 месяцев после выхода этой действительно инновационной для своего времени ОС, которая была в принципе достаточно стабильной сама по себе. Третий service pack для XP, который был выпущен в самый разгар продаж Vista, 12 декабря 2007 года, говорит о многом. Зачем корпорация стала бы выпускать компонент, развивающий XP, если с Vista, по словам Гейтса, все насколько хорошо? Это явно противоречит хорошо зарекомендовавшему себя принципу «атаки на самого себя», это уже какой-то реверс подобной атаки. Не шаг ли это к отступлению перед решающим ударом? Можно еще упомянуть в качестве ремарки и о том, что Microsoft внедрили программу бесплатной замены Vista обратно на XP. Еще одна хорошая мина.

Теперь взглянем на Windows 7. Не секрет, что изначально прочно установились слухи о том, что в «Семерке» будут реализованы функции, которые изначально хотели добавить в Vista, но по разным причинам этого не сделали. Напрашивается первый вывод: Vista была всего лишь «обкаткой» для семерки. Интерес к новой версии подогревался буквально каждую неделю. Выброс на публику бета-версий оказался отличным PR-шагом. Известные сетевые личности тестировали первые бета-версии и приходили в восторг, говоря, что «впечатления скорее положительные». Это ли не успех? Та же ситуация наблюдалась на сайтах, на форумах, в блогах - первые тестеры радовались «Семерке» и говорили, что наконец-то MS выпустили что-то стоящее...

Согласно статистике, количество пользователей Windows 7 еще до финального релиза почти приблизилось к количеству пользователей Linux-систем. W3Counter в августе сообщили, что компьютеры под управлением Linux занимали 2% рынка, с Microsoft Windows 7 - 1,7%. Ни с одной из ранее выпущенных Windows такого не было. Опубликованный для широкой публики релиз-кандидат сделал свое дело.

Какова же была общая картина осенью 2009 года? В общей сложности на долю Windows приходится около 86% всех ПК, среди которых есть даже машины с Windows 98 - 0,13%. Windows ХР к середине осени пользовались 61% пользователей, Windows Vista - 22%; Mac OS пользовались 7% по состоянию на конец октября 2009 года.

22% - по сравнению с XP это совсем немного - при гигантской поддержке OEM-продаж с ноутбуками и многократно выросшим с момента запуска XP рынком ноутбуков. Это и не успех, о котором заявлял Билл Гейтс, и не «доведенная до ума система», о которой пишут различные гуру. Это, конечно, не Linux, но это не то, на разработку чего стоило потратить миллиарды долларов. А вот если принять во внимание теорию о том, что Vista не была операционной системой, рассчитанной на долгую и счастливую жизнь, а всего лишь пререлизом, обкаткой, пробником, «релиз-кандидатом» Windows 7 - как хотите, так и назовите - тогда все встанет на свои места. И здесь опять уместно вспомнить историю.

Довольно долго XP безраздельно царствует на рынке Windows, уже почти 10 лет - для операционной системы это просто гигантская цифра. Может быть, в Microsoft сами не ожидали такого успеха. Может быть, они поняли, что просто выпустив Vista, они ничего этим не добьются (Windows Millennium Edition навеки останется, что называется, несмываемым пятном позора). Под XP написано столько программ, столько корпоративных и домашних приложений, столько сторонников у этой ОС, что про Windows 98 никто и не вспоминает (0,13% - это фактически ничто). Может быть, действительно нужно было что-то такое, что сможет совершить такую же революцию, как когда-то XP, которая «атаковала» Windows 98? Все так устали от неопределенностей (когда Windows 7 выйдет? что будет в финальном релизе? как сильно она будет отличаться 7 от Vista?), от неудобства Vista, от ее непомерных требований к системным ресурсам, что мир просто требовал - «о дайте, дайте нам» нормальную «ось»! И вот - Windows 7. Появляются первые восторженные отзывы от бета-версий и RC. Интерес подогревается. Сообщается, что системные требования, при которых можно достаточно быстро и с комфортом работать, куда меньше, чем у Vista. Все, что должно было быть в Vista - есть или будет. Ура! Наконец-то!

И тут - время нанесения главного удара. В ноябре 2009 года уже упомянутая исследовательская компания NPD Group опубликовала отчет, согласно которому в течение первой недели продаж Windows 7 было продано на 234% больше коробочных копий, нежели копий Vista за аналогичный период времени. Сравните это с цифрой «-59%» у Vista, посмотрите на цены новой ОС (средняя цена за версию Windows 7 Home Premium - $100-150, что вдвое ниже первоначальной цены за аналогичную Vista - $299).

Microsoft, кажется, опять провела «атаку на саму себя». Не в этом дело. Потеряла ли Microsoft на Vista деньги и утратила ли положительную часть своего имиджа благодаря Vista? Ответ будет - нет. C Windows 7 Microsoft триумфально вернулась на рынок с действительно бешеными цифрами продаж (234% в первую же неделю и отсутствие разочарования у пользователей через несколько месяцев - это ли не успех?).

Пройдет очень немного времени, прежде чем компания восстановит продажи Windows на прежнем уровне, и редмондовцы снова займут позицию на вершине пьедестала, как когда-то это было с XP. Вспомните, ведь XP изначально принимали вовсе не так агрессивно, как Vista. Да, были сопротивления - как всегда. Но не так, как при появлении Millennium, про которую уже почти все забыли. И почти нет никаких протестующих возгласов. Скорее - вздох облегчения, «наконец-то», «сподобились». Человек зажимает сто баксов в кулак - и в магазин. А то XP - уже и не модно даже как-то...

Выводы из всего этого вполне очевидны. Windows Vista не была операционной системой, рассчитанной на долгую жизнь. Это был всего лишь промежуточный этап; уловка, грандиозная и полномасштабная маркетинговая операция по внедрению Windows 7 на прилавки и в умы пользователей. Это не был провал, как Windows Millennium, которой вообще не стоило появляться на свет.

Windows Vista - лишь подготовка почвы для Windows 7 и апробация новых технологий; исследование того, что действительно пользователям нужно, а что не нужно. И все пресс-релизы об «успехах» продаж Vista, и мнения пользователей, и измененная система продаж, и более низкая цена финального релиза «Семерки» - все это говорит о том, что работа была проделана колоссальная. Microsoft потратила не одну сотню миллионов (и даже не один миллиард!) долларов на это, но окупятся эти доллары и принесут свои миллиардные прибыли очень быстро. Уже окупаются - последний квартальный отчет компании фантастически хорош - и именно благодаря Windows 7, проданной более чем 60 млн копий и оказавшейся самой быстро продающейся ОС в истории. За первые три месяца продаж Windows 7 в России продано в 7 раз больше коробочных версий, чем Windows Vista за тот же период. Это несомненный успех, с которым нельзя не поздравить Microsoft - успех, во многом обеспеченный «провалом» Vista.

Артур Лоянич, «Руформатор»
Advertology.Ru

31.01.2010

на печать


Комментарии

Роман Богаченков
01.02.2010 10:45 | сообщение #1
 

Добрый день, Артур Лоянич!

Не знаю, на сколько Вы знакомы с законами западной экономики. То, что описано в данной статье, наверное отчасти верно. Вы изучали продвижение Vista с позиции только маркетинга. А, если посмотреть с позиции управления Майкрософт, всё встанет на свои места. Дело в главном, компания Майкрософт, как и другие гиганты отчитывается перед акционерами и кредиторами. Соответственно, любые негативные отчеты, очень сильно влияют на стоимость акций. А если акции падают, то менеджерам Майкрософт будет очень плохо жить. Если посмотреть новостные ресурсы того времени, можно вспомнить, о пребывании Майкрософт в тупике. Есть WinXP которая себя исчерпала и совершенно нет перспективы. По тому маркетингу, которому учат там, компания в этом случае должна конкурировать сама с собой. Т.е. показывать видимое движение и стремление к чему-то. В конце 80-х была мода на — РАСШИРЕНИЕ... Данные действия удерживают стоимость акций, как и оценку капитализации на базовой фундаментальной оценке. Поэтому Майкрософт выбросила на рынок недоделанную Vista, т. е. Создала конкуренцию WinXP, а после начала её дорабатывать. Собственно, при таком положении любой банк откроет новую кредитную линию и ни один акционер не будет выступать! Если данная тема интересна более глубоко, советую ознакомиться с маркетинговыми ходами компании Intel. Intel так же шел по данному пути. Когда кончились идеи, компания начала лепить с неимоверной скоростью процессоры с более высокой частотой. Хотя все задавались вопросом, кто на рынке будет покупать процессор, преимущество в скорости которого перед старым в 5-8% и стоит дороже? Но Intel упорно шла на громадные затраты. Таким образом Intel конкурировал сам с собой, выпуская для акционеров «позитивные» новости. А позитивные новости толкают акции в рост, хотя в данном случае, они просто не давали им падать. Артур Лоянич, в таких компаниях на первом месте отчетность перед акционерами по прибыли, а что и как будет потом — не важно.

Для справки:
http://www.vedomosti.ru/newsline/news/2010/01/29/935192
http://www.rian.ru/economy/20100129/206760712.html


С ув., Роман Богаченков.

Артур
02.02.2010 14:59 | сообщение #2
 

Роман, спасибо за интересное мнение :))
а я вам советую ознакомиться с историей компании General Motors. Вкратце, история была в том, что в середине прошлого века GM одно время находились под сильным прессингом антимонопольного комитета - потому что давили на национальный рынок и выжимали из него единственного конкурента в сегменте внедорожников American Motors (Jeep). Тогда GM и провернула подобную фишку - выпустили заведомо провальный внедорожник, антимонопольщики от них отстали, удовлетворившись миллионными убытками, GM тут же выпустили очень успешную машину и покрыли одним махом все убытки. Вот история вкратце )) К сожалению, уже не помню, в какой именно книге по маркетингу я ее читал. Вполне возможно, в тех же "Маркетинговых войнах".

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

25.04.2024 - 00:38
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация