Школа рекламиста

Мем - это "вирус ума"

Мем - это "вирус ума"

«Мем - это не требующий разъяснений символ, который может принимать форму слов, действий, звуков, рисунков, передающих определенную идею» . Современный маркетинг - это идеи, современный бизнес - конкуренция идей. А самый верный способ передачи этих идей - мемы. Мем нов и необычен, придя в рекламу из науки, он может описать, объяснить, показать, упростить и обобщить любую информацию. Единица этой информации будет «жить» в сознании человека.

Чтобы в сознании других людей появилось как можно большее количество копий, мем активно распространяется. Мемы вездесущи, как вирусы, и они переносятся на далекие расстояния, преодолевая все преграды на своем пути.

Мем - это

«Коды» информации о нашей культуре действуют в информационном пространстве так же, как гены в биологическом. Такими информационными генами являются любые идеи, способные задерживаться в умах людей, их хочется повторять вновь и вновь и передавать другим людям, чтобы те ими тоже «заразились». Чем более живучий мем, тем сильнее он «вгрызается» в нашу память. Если гены управляют всеми химическими реакциями   организма, то забота мемов - мысли, идеи, чувства. Ведь мем - это единица информации, а под ней можно понимать все что угодно: научные знания, литературу, кинофильмы, анекдоты, музыку, рекламные слоганы, крылатые выражения, моду и т.п.

Мем - это
Мем - это

В пример можно привести такие всем известные мемы, как «пусть бегут неуклюже...» Крокодила Гены, «я знаю только то, что я ничего не знаю...» Сократа, «быть или не быть» Гамлета, «та-да-да-ДАМ» Бетховена, «Don't Worry, Be Happy», «Сим-Салабим» и т.д. Как метко подметил Докинз, мем - это "вирус ума". Сам он приводит следующие примеры: мелодии, идеи, крылатые выражения, мода, способы изготовления посуды и постройки арочных конструкций.

Мемы есть в любой сфере культуры - экономике, искусстве, науке, религии, и в частности,  маркетинге. Можно сказать, что из них, как из кирпичиков, выстроена наша культура. Coca-Cola, McDonalds, MTV, Nike, Газпром, Лукойл, Доллар, Евро, Sony, Nokia, Интернет, Microsoft, Олимпиада, Евровидение,  и еще миллионы сильных мемов крепко связывают культуру общества, создавая тот мир, в котором мы живем, и явно способствуя его глобализации.

Мем - это

Известен тот факт, что самые популярные бренды стоят дороже. Эта наценка - стоимость рекламы, рассеивающей споры вокруг проникающих в сознание психических вирусов. Мем - это вирус, который прокрадывается в подсознание и внушает желание обладать тем или иным товаром. Стоит отметить, что в век информационных технологий популяризация вирусного маркетинга как метода продвижения товаров и услуг рано или поздно приводит к снижению вирусного эффекта. У потребителей вырабатывается иммунитет. Но справиться с этим и поставить производство вирусов «на поток» может именно мем.

Мем - это

Джефф Эйлинг утверждал, что «мем - это идея или концепция, которую очистили от всего второстепенного, дистиллировали до самой сути, извлекли эссенцию, а затем путем упрощений преобразовали в такую форму, чтобы практически каждый мог без всяких усилий быстро и однозначно ее понять». Мем - это символ идеи, который понятен всем. Он должен отвечать на вопрос «Почему именно этот товар или услуга?». В противном случае - целевая аудитория не заинтересуется.

Главное - идея!

Покупателей впечатляют не картинки, не слова, они восторгаются идеей послания. Не всегда то, что интересно читать и то, на что приятно смотреть, люди хотят приобрести. Креативность в маркетинге начинается не с графики, не с заголовка или музыкального хита, а именно с идеи. Не стоит слишком увлекаться красивыми рисунками, замысловатыми фразами, эксклюзивными мелодиями в рекламе, ведь мем - средство продвижения, и должен продавать, а не развлекать. Это совсем не означает, что нужно все упрощать, делать примитивные ролики и писать тезисами. При всей своей простоте мем может быть поразительно красноречив. Чаще всего мемы - это выражение масштабных и сложных идей, но их суть трансформирована в незабываемый символ. Сама идея должна быть оригинальной, показывать преимущества, уникальность, доказывать ценность товара, объяснять, как он улучшит жизнь купившему его. Можно заключить все достоинства продукта в одном-единственном заголовке, слогане, напеве, логотипе. Значение имеют идеи, ясность, желание помочь другим. Со временем мем меняется, остается неизменной его суть, идея.

Основной причиной необходимости создания мемов можно назвать тот факт, что у маркетологов крайне мало времени на то, чтобы привлечь внимание покупателя - от одной до трех секунд. В информационную эпоху ценность времени возрастает в разы, и самым важным в маркетинге становится предоставить клиентам максимум информации за минимум времени.

Одними из самых лучших маркетинговых мемов считаются «мемы-герои». Маркетинговые герои - это в основном придуманные персонажи, которые олицетворяют компанию, бренд.

Мем - это

Рональд Макдональд - мем, передающий идею веселья, хорошего настроения, детской непосредственности, доброты и великодушия. Он ассоциируется с сетью ресторанов быстрого питания McDonald's.

Мем - это

Надувной человечек Michelin - мем компании, выпускающей автомобильные шины, который передает ощущение комфорта и дружелюбия. Основной посыл - шины компании надежны и безопасны.

Мем - это

Веселые конфетки M&Ms - мем шоколада, который «тает во рту, а не в руках»! Ковбой Мальборо - символ мужественности, свободы, индивидуальности, приключений. Не произнеся ни слова, он поднял компанию с 31 места в США до первой позиции в мире.

Мем - это

Микки Маус - немаркетинговый мем, один из символов американской культуры. Герой, который не может не привлекать к себе внимания. Добряк Санта Клаус - мем Нового Года и Рождества. Coca-Cola успешно использовала его в своей рекламной кампании.

Мем - это

Мем, возникший не спонтанно и не в результате эволюции, а из-за целенаправленного пиара с применением флуда, скриптов для вайпа или того и другого одновременно называется форсед мем (от англ. «forced meme»). Осенью 2007 года форсед мемом в России стал План Путина, плакаты с упоминанием которого украшали каждый третий дом, породивший немножко анекдотов, немножко раздражения, но ставший, подобно любому хорошо раскрученному форсед мему, практически неотъемлемой частью российской жизни.

Мем - это

Эффективные мемы хорошо воспринимаются как визуально, так и вербально. Например,  слоган американской телефонной компании AT&T «Протяни руку, и прикоснись к близкому человеку» передает не только легкость и доступность связи даже на больших расстояниях, но и теплоту отношений.

«День без апельсинового сока - все равно что день без восхода солнца» от компании Florida Citrus Commission звучит как стихотворение, которое хочется повторять.

«Мне приснилось, что я остановила уличное движение в моем бюстгальтере «Maidenform Bra» - довольно вирусный слоган, с долей иронии, с мощной эмоциональной составляющей.

«Ничто так не скажет о вашей любви, как свежая выпечка» - слоган Pillsbury, который передает идею заботы, любви, семейственности, здоровья, блага.

Мем - это
Мем - это

А при продвижении женских сигарет Virginia Slims использовался мем борьбы за права женщин. Звучит он так: «Ты многого достигла, детка».

На российском рынке удачно продвигали мобильные услуги «Билайн». Фраза «Сколько вешать в граммах» стала шуткой номер один прошлой зимой. В слогане «Россия - щедрая душа» чувствуется мем Родины, любви к ней. Раскрывается ее главная характеристика - щедрость. Фраза «Не тормози, Сникерсни!» направлена на молодежь, и поэтому использован неологизм вместе с модным словом-мемом «тормозить».

Идеальная среда создания, обитания, развития мемов - это глобальная сеть. Интернет - самый надежный, быстрый и мощный распространитель мемов за всю историю человечества.

Мем - это

Свежие мемы появляются чаще всего в интернет-среде. Обычно инкубаторами мемов являются блоги, особенно рожденные на почве ЖЖ; специфические субкультуры вроде dirty.ru и lepra.ru. Посредством e-mail, мессенджеров и средств коммуникаций мира web 2.0 распространяются лучшие медиавирусы, они же мемы.

Первые свои шаги вирусная реклама в сети сделала, когда электронная почта была еще малодоступной. Сабир Бхатия и Джек Смит создали компанию Hotmail.com, а вместе с ней и бесплатную электронную почту, которую мог себе позволить любой желающий. За 18 месяцев они приобрели 18 миллионов клиентов благодаря лишь одной простой фразе: "Получите свою бесплатную электронную почту в Hotmail.com". Эта фраза-вирус разошлась по Интернет и сделала почту Hotmail очень популярной.

Мем - это

Мем в Интернет - это медвед, Ктулху, креведко, кремлевская валентинка, белая стрекоза любви, Человек-молекула, шутки про Чака Норриса, як-цуп-цоп и тому подобные веселые бессмыслицы, распространяемые по сети. Так называемый «албанский» язык - тоже мем, ведь это то, чему подражают. Используя массовую рассылку, баннерно-обменную сеть, и даже простую функцию «copy-paste», люди тем самым поддерживают жизнеспособность мемов.

Мем - это
Мем - это

Развитие рекламной компании посредством распространения мемов в глобальной сети может идти по-разному - рассылка писем на электронную почту, «офисная» рассылка, вирусные ролики в социальных сетях, флэш-игры, конкурсы, сеяние мемов на форумах, в блогах и т.д.

Использование в рекламной кампании Интернет-мемов имеет как плюсы, так и минусы. Когда мем, родившийся в Интернете, устаревает, он становится неинтересным людям, реклама на его основе может быть бесполезной или вызвать негативную реакцию у людей.

Мем - это

Мем - прорыв в сфере маркетинговой креативности. Это огромный шаг вперед по сравнению с логотипами и другими традиционными инструментами маркетинга. Создав эффективный мем, компания может постоянно получать высокую прибыль, не ожидая подходящего момента или надеясь только на удачу. При помощи мема можно легко и быстро прорвать «маркетинговую блокаду» и доставить свое сообщение клиентам. Мем выгодно дифференцирует товар, при этом создавая нужный ореол вокруг него.

Рекламный «партизан» Джей Конрад Левинсон писал: «Сегодня мем перестал быть роскошью, это насущная необходимость. Столько компаний, предложений, соблазнов и приманок нацелено на покупателей, что, для того чтобы не затеряться в этом хаосе, вы должны предложить клиентам что-то поистине необычное. Мем - вот что выделит ваши предложения на фоне рекламного хаоса»

Тирон Елена
Advertology.Ru

13.07.2009

на печать


Комментарии

maalina
14.07.2009 11:51 | сообщение #1
 

Браво

Dushes
14.07.2009 12:40 | сообщение #2
 

Статья отличная. Но все время только одно задевает, почему нельзя этот эффект, русским словом назвать. Что еще за meme????? Бред.....

форсед мем Вспомнил (от англ. «forced meme») Думаю

Это даже не стоит этого слова. Всего ли шишь компании находили удачный образ, который выстреливал.

фреди
15.07.2009 10:43 | сообщение #3
 

действительно интересно, есть над чем задуматься, спасибо автору Улыбка

Гость
17.07.2009 15:10 | сообщение #4
 

Прекрасный материал для анализа психотерапевта.

fason
04.01.2010 0:22 | сообщение #5
 

Тема достаточно новая для широкой публики... И тем немене, что-то - лучше, чем - ничего.
Пора уже некоторым опускаться с небес на землю:
диета,
религия,
политика,
борьба с терроризмом,
ленточки (на авто в знак протеста),
глобальное потепление,
поп-культура,
письма счастья,
система налогооблажения,
язык падонков,
биометрические паспорта,
глобальная мобиллизация (симкарты),
флешмобы,
социальные сети... можно просто посмотреть вокруг - все это ментальные вирусы, методы подавления личности, создание подконтрольного вида.
И все это происходит нигде нибудь, а именно здесь и сейчас, с каждым из нас, причем никто не навязывает нам такой порядок мы сами его принимаем... И что больше всего бесит меня, так это то, что никто не собирается ничего менять. Человечество, в постоянном страхе за свое будущее, окончательно потеряло контроль над реальностью и возможность самостоятельно строить свою судьбу!!!...

AniD
01.03.2010 20:27 | сообщение #6
 

Интересно а смайлы можно отнести сюда же?

Игорь
02.05.2010 13:05 | сообщение #7
 

Обижен не поняяяятно (с)воровано из камеди клаб

Олег В. Игнатьев
30.09.2011 11:54 | сообщение #8
 

Мем существовал всегда, ещё до того, как это поняли современные люди. Первое более-меннее внятное представление относится к 1976 г. Мем никуда и ниоткуда не приходил, тем более, из науки в рекламу. В конце 50-х, начале 60-х и позже рекламщики действовали на авось, лишь учась, лишь неосмысленно осознанвая, что и как делать, отталкиваясь от наиболее действенной на потребителя рекламы. Это много позже пришли отработанные психотехнологии в политику, рекламу и даже в церковь. И ещё маленькая ремарочка: мемы не вездесущи, как вирусы, а распространяются при помощи так называемых психических вирусов. Мы каждый день получаем порцию тех или иных мемов - от друзей, коллег, близких, а наибольший поток - через СМИ. Через СМИ в наши головы вкладывается всё что нужно политикаками, рекламщиками, священниками и др. Мемы меняют не только наше мировоззрение, но и манеру одеваться, вести себя в социуме, определяют нашу принадлежность к той или иной социальной/культурной группе. Немного больше вы можете узнать, прочитав мой роман "Подражатель". Ссылка, по которой можно скачать книгу: http://ignatiev.delta-info.net/

Георгий
20.11.2011 20:58 | сообщение #9
 

Я хочу высказать своё мнение, что все эти мемы являются побочными эффектами цивилизации. Главная их опасность заключается в том, что с виду эти безобидные мемы въедаются в жизнь человека и могут нанести непоправимый ущерб. Их основная опасность подавление индивидуализации личности. Если быть как все, значит не быть ни кем. Подражание другим в современном мире, это нора. А что будет если убрать тех кому мы подражаем, то всё окажется просто плачевно. Вместе с личностью человека, умирает и способность рационального мышления. Человек становится, как говорят, клоном. И всё это в совокупности и стает концом человеческой цивилизации.

Гость
12.09.2012 13:55 | сообщение #10
 

прикол

Алекс
05.05.2013 20:46 | сообщение #11
 

Есть над чем подумать, статья полезная

Альб
23.01.2014 14:17 | сообщение #12
 

Спасибо за статью

Илья
29.12.2015 19:11 | сообщение #13
 

Прочитал тут как-то про книгу Подражатель. Прочитал книгу. Обалденная вещь! Рекомендую. Жалко раньше не наткнулся на неё. Там и про мемы тоже.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

  • Лучшая студия переводов и озвучки видео в России.

Есть мнение ...

10 ошибок видеомаркетинга. Как их не совершить?10 ошибок видеомаркетинга. Как их не совершить?
Все мы совершаем ошибки, не так ли? И в этом нет ничего плохого, если только мы не продолжаем делать их снова и снова. В данном материале рассмотрим в произвольном порядке 10 самых распространенных ошибок видеомаркетинга, а также предложим некоторые способы их избежать.
Что важно при разработке логотипа компании? Что важно при разработке логотипа компании? (1)
Директор PR2B Group Михаил Дряшин делится своими размышлениями по поводу дизайна логотипа и дает три подсказки для его разработки.
Кто зарабатывает на рекламе в московских подъездах?Кто зарабатывает на рекламе в московских подъездах?
Юрист Фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь расследовала, как компания единоросса зарабатывает на рекламе в московских подъездах.
Что нужно знать об интернет-рекламе, чтобы не терять на ней деньгиЧто нужно знать об интернет-рекламе, чтобы не терять на ней деньги
В 2015 году на интернет пришлась почти треть рекламных бюджетов (всего – 97 млрд рублей). Для многих компаний этот канал продвижения уже стал не просто привычным, но даже основным, и они считают, что всё про интернет понимают. 
"Из-за Google Analytics маркетологи ничего не знают о настоящем..."Из-за Google Analytics маркетологи ничего не знают о настоящем...
Директор по маркетингу компании Logz.io Сэмюэль Скотт обвинил популярную платформу в том, что она вводит пользователей в заблуждение и способствует снижению качества рекламных кампаний.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (2)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.
ДИЗАЙН и РЕКЛАМАДИЗАЙН и РЕКЛАМА
Выставка рекламной индустрии "ДИЗАЙН и РЕКЛАМА" проходит 22-й раз с 12 по 15 апреля 2016 года в Центральном Доме художника на Крымском Валу. 
Художник-археологХудожник-археолог
ГЦТМ имени А. А. Бахрушина открылась выставка «Кирилл Данелия. Новая археология» — проект, в центре внимания которого Кирилл Данелия, как художник и коллекционер. 
Московское метро - Подземный Памятник архитектурыМосковское метро - Подземный Памятник архитектуры
Открывается выставка "Московское метро - Подземный Памятник архитектуры". Поход за креативом и вдохновением. Возможность посмотреть как выглядели проекты метро. Реализованные или нет экспонаты выставки интересны дизайнерам.
Художественные сокровища РоссииХудожественные сокровища России (1)
Открылась выставка «Художественные сокровища России. Лучшее из российских собраний: от иконы до живописи модерна». Как всякая новая выставка работа получилась спорная. Новая площадка, попытка нового экспонирования, известные и не известные работы русских мастеров. Стоит пойти и составить собственное мнение.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

25.08.2016 - 23:39
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация