Репортажи

Откроем Америку!

Откроем Америку!Во время экзамена по новейшей истории США, профессор спросил студента, по какому поводу был заключен первый договор о дипломатических отношениях между ССР и США. – "Об охране палтуса в устье реки Святого Лаврентия!", - не моргнув глазом, выпалил будущий медиевист. – Ну что ж, вполне возможно, - буркнул профессор.

Мы с американцами давно играем в игру под названием "надуй и упрости", обмениваясь, по-сути, роликами, а не информацией. Держим Штаты за родину тупого масскульта, а она за это "паяет" нам имперский тоталитаризм. Строгие и академичные с виду, мы  пару лет назад развернули в Нью-Йорке выставочную ретроспективу с амбициозным названием "РОССИЯ!", а вчера лихие парни на мотоциклах во главе с директором  фонда Гугенхайма Томасом Кренцем въехали во двор Пушкинского музея презентовать самую что ни на есть учтивую экспозицию  "Новый Свет. 300 лет американского искусства". В честь 200-летия дипломатических отношений.

Прозвучавшие на пресс-конференции миротворческие слова Михаила Швыдкого -  о том, что три века обе страны занимались примерно одним делом – создавали национальное искусство, и Ирины Антоновой – о том, что нынешняя выставка не повторяет ни одного экспоната из шести более локальных американских экспозиций, проходивших в музее с начала 60-х, заставляют задуматься: что же тогда вместо ярлыка? Во что играть будем?

Молча поставим американцев в один ряд с недавно посетившими нас Моне, Дега, Сезанном, Кранахом, Климтом, Тернером, Уистлером и Модильяни?  Или как?

На первый взгляд, выставка – настоящая провокация, если не пощечина гурманам. Чего стоят только мотоциклы под портиком (для этих проделок у нас есть ЦДХ) и добродушный джаз-вокал  хохотушки-мулатки, будто на минутку выскочившей в своем тюрбане из-за плиты в новоорлеанском домике – подпеть соседям.

А между тем выставка хорошо выполняет сугубо культурологическую задачу: независимо от присутствия или отсутствия шедевров, она делает то, что не сделал ни Задорнов, ни Буш – объясняет простому обывателю метафизику потребительского масскульта через "плоть и кровь" заокеанских полотен. Реклама, как она есть, с ее сказочной эйфорией потребления сквозит и в Лондоне с Хемингуэем, и в Гершвине со Спилбергом, и в Чаплине с Барни.

Первое, что бросается в глаза – меркантильность и нарочитость. Плюс невероятный наив, ведь две свои  основополагающие ценности – материальный статус и строгую мораль, вплоть до отрицания искусства отцами демократии на заре Соединенных Штатов, американцы выстрадали.  Как сбежавшие в обетованную Африку Чуковские Таня и Ваня, колонисты оказались рядом с аборигенами и рабами, и, не пожелав становиться ни теми, ни другими, избавились от изящества и рационализировали архаику. От барочной утонченности Запада и духовной глубины аборигенов осталось самое необходимое: добродетель на лице и вещдоки цивилизации, заработанные кровью и порохом. Все это – и напряженная убежденность в глазах, и приличествующие жесты, и старательно отрисованные ткани, украшения,  и даже родившиеся и дописанные по ходу дела на холсте продукты благосостояния – дети -  долго не могут собраться в единое целое. Потому портреты во главе с Джорджем Вашингтоном заметно проигрывают висящим рядом изображениям индейских вождей. Последние непринужденно демонстрируют вековое стилистическое единство осанки, взгляда, убранства и грима. И жесткие контуры фигур не кажутся нарочитой, плоской графикой. Угнаться за исторической мифологией американцам не удается. Это не их козырь.

В то же время, они активно создают мифологию современную, в которую верят, как собственным глазам.  В то время как для всей Европы мифология – что языческая, что христианская, давно уже стала метафорой, условностью, только    американцы знали, как выглядит обетованная земля, куда двинулось одинокое семейство с единственной винтовкой, что такое линчевание и потлач. Стоит ли удивляться, что небо Фредерика Эдвина Черча раскрашено в цвета американского флага, а Сьерра-Невада Альберта Бирштадта заставляет вспомнить  еще не существующего "Властелина Колец"?

В бедных и неглубоких, на первый взгляд,  американских холстах есть одна сильная эмоция: смотришь и радуешься (или иронически не радуешься – в зависимости от авторского замысла) тому, что  на картине есть вот этот вот конкретный герой. Простодушно позирующий Богу, он по-Джеклондоновски осязаем и самоценен, как индейское "Я сказал!". Утвердившись в "классике", эта эмоция проникает под кожу женщин и стариков  в "импрессионизме" ("Белая Шаль" Ричарда Эмила Миллера  - лишь безыскусная примерка, и не придерешься!) и придает всему живому и мертвому статус удачного приобретения. Неестественно упругая битая дичь Ричарда Гудвина – еще не поп-арт, а две девушки  Уильяма Макгрегора Пакстона – еще не Барби, но то, что будет потом, уже сидит у них внутри. И лишь модернизм обнажает истинные намерения американцев: веря в сказочную природу оболочки, они готовы всю жизнь играть в нее, как в куклу.

Чистая графика, яркие цвета, простые идеи, декоративный объем -  стоит лишь взглянуть на работы начала 30-х, и три- дэ- квадрат покажется лишь  поздней интерпретацией классики. Наконец-то американца можно сравнить с американцем! Ни реклама, ни мюзикл, ни блокбастер, ни "Том и Джерри", ни Рональд Макдональд – ничто человеческое нам теперь не чуждо, ведь здесь царит радость обладания вещью и самоутверждения,где "я ем" означает "я есмь!". И не потому, повторяю, что американцы балдеют от еды, они балдеют от своего появления на этой земле! А опасность лишь подогревает энтузиазм и сметку Робинзона.

Здесь есть свои шедевры. Вызывающе открытый, как губы Монро,  красный мак Джорджи О’Киф,  анимационная экспрессия Арчибальда Дж Мотли и мультяшные холмы Эдварда Хоппера. Открытие Америки – счастливый потребитель, юзер и лавер, сотворяющий мир заново из размазанной помады и коричневых теней, пивных банок и граффити. "Новый Свет" - это неправильный круг Роберта Мэнголда и оставивший щелочку для домыслов Черный Квадрат Брайса Мардена. Это неоновая шутка njne sing neon sign Брюса Наумана  и белый абзац о воде из словаря на черном поле Джозефа Кошута. Это разноцветная, как улица Нью-Йорка,  "Женщина-Луна"  Джексона Поллока и растиражированный, и тоскливо-пронзительный электрический стул Энди Уорхолла. Хотя, если честно, много ли надо фантазии, чтобы прочесть задом наперед слово Hollywood? Много ли надо мысли, чтобы изобразить аппетитную "наливайку"? Или пустить Уму Турман крутить педали на желтом мотоцикле под "Полет шмеля"? Может, и не много, но сколько в во всем этом драйву! Не хочется ругать Америку, ей-богу. Хвалить тоже не хочется.  Она, как бы это выразиться…соответствует какой-то части Homo. Как реклама. Так что игра продолжается, только уже без обид.

Юлия Квасок
Advertology.Ru

03.08.2007

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.
Тренды в мобильном маркетинге-2024Тренды в мобильном маркетинге-2024
Как будет работать мобильный маркетинг в 2024 году и какие тренды прямо сейчас влияют на весь рынок, рассказывает Алла Рауд, руководитель направления ASO в IT-Agency.
Новые медиа – Новая реальностьНовые медиа – Новая реальность
Сегодня российская блогосфера стремительно трансформируется. И это неудивительно: только за последний год ведущие отечественные социальные сети продемонстрировали, пожалуй, самую серьезную бизнес- и маркетинговую активность за долгие годы – появились новые сервисы, произошло резкое расширение аудиторий, усилился приток авторов, возникли инновационные форматы и мн. др.  Блогеры, в свою очередь, стали расширять перечень жанров, в которых они работают; оформился тренд на мультиформатность и партнерства. Рекламодатели же сделали ставку на блогосферу как на приоритетный и наиболее эффективный канал продвижения. Наконец, государство стало рассматривать блогосферу как полноценного экономического субъекта, что, естественно, отразилось в законодательной базе.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

29.03.2024 - 13:49
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация