На рынке труда Новосибирска в сфере маркетинга за период 2006–2007 гг. прослеживается четкая тенденция увеличения спроса на специалистов. Такие выводы сделаны на основе анализа данных сайта novosibirsk.hh.ru.
Специалисты компании HeadHunter регулярно проводят исследования различных сегментов рынка труда по базе резюме и вакансий сайта hh.ru и его локальной версии novosibirsk.hh.ru, ориентированной на Новосибирск
и Западно-Сибирский регион. Данные обзора любезно предоставлены для публикации.
Cуществует дефицит соискателей по некоторым позициям, в частности, специалистов в области торгового маркетинга. Казалось бы, такая тенденция должна привести к росту заработной платы. Но уровень заработных плат либо возрос незначительно, либо вообще снизился (для таких позиций, как руководитель отдела маркетинга, менеджер по торговому маркетингу, маркетолог-аналитик). Основные причины заключаются в том, что уровень квалификации персонала не успевает расти соответственно потребностям рынка. Кроме того, все чаще немалую долю компенсационного пакета составляют элементы условно-материальной и нематериальной мотивации (оплата полной медицинской страховки, занятий спортом, зарубежная стажировка и др.).
Такие выводы сделаны на основе анализа данных сайта novosibirsk.hh.ru. Рассматривались подтвержденные резюме и вакансии, размещенные в категории "Маркетинг/Реклама/PR" в период с сентября по декабрь 2006 года (в дальнейшем обозначаем 2006) включительно и с января по апрель 2007 года (в дальнейшем обозначаем 2007) включительно.
Анализ проводился по следующим специальностям:
• руководитель отдела маркетинга,
• менеджер по маркетингу,
• PR-менеджер,
• маркетолог-аналитик,
• брэнд-менеджер,
• менеджер по торговому маркетингу,
• менеджер по рекламе.
Результаты исследования включают в себя динамику спроса на специалистов в области маркетинга, рекламы и PR, динамику распределения резюме специалистов в этой области, диапазон заработных плат (минимальная, средняя, максимальная) и динамику заработных плат, а также выявлены основные требования, которые предъявляют работодатели к кандидатам на рассматриваемые позиции.
Больше всего работодателей в указанные периоды 2006-го и 2007 гг. интересовали из рассматриваемых в исследовании позиций кандидаты на должность менеджера по маркетингу, менеджера по рекламе и брэнд-менеджера.
Повышение спроса на специалистов практически всех специальностей отражает закономерную тенденцию роста рынка труда в данном секторе. Это связано с тем, что по-прежнему происходит экспансия российских и иностранных компаний в крупнейший город Сибири, открываются филиалы и региональные представительства. Наблюдается дефицит брэнд-менеджеров и трейд-маркетологов: компании все чаще готовы выделить эти виды деятельности в отдельные направления, а специалистов должного уровня пока мало. Повысился спрос на аналитиков, так как и региональные, и московские компании стали уделять больше внимания исследованиям, прогнозированию, расчету эффективности маркетинговой деятельности.
Максимальная конкуренция при прохождении конкурса наблюдается в 2007 году среди кандидатов на должности руководителя отдела маркетинга и PR-менеджера: на одну такую вакансию приходится семь-восемь резюме.
Большинство крупных компаний идет по пути усиления нематериальной мотивации или использует скрытые материальные мотиваторы (оплата обучения сотрудников, стажировки в головных компаниях, кредитование сотрудников и т. д.), что в целом отражается в статистике как небольшое падение заработной платы ("живых денег" в структуре компенсационного пакета) по ряду позиций.
Как показал анализ вакансий, размещенных работодателями на novosibirsk.hh.ru, преимущество при прохождении конкурса имеют кандидаты с профильным образованием (основным или дополнительным) в сфере маркетинга, с опытом работы в компании, ведущей деятельность на том же или аналогичном рынке. Требования к кандидатам на одну и ту же должность могут зависеть от профиля и размера компании, от организационной структуры отдела маркетинга, от целей, которые преследует открытие этой вакансии. Но, как показывает практика, основными требованиями остаются опыт работы и успешно реализованные проекты.
Диапазон предлагаемых стартовых зарплат, $
Период времени |
2006 |
2007 |
Позиция/Тип заработной платы |
min |
med |
max |
min |
med |
max |
менеджер по маркетингу |
400 |
740 |
1500 |
400 |
590 |
1000 |
руководитель отдела маркетинга |
900 |
1600 |
2500 |
700 |
1200 |
2500 |
РR-менеджер |
500 |
630 |
750 |
400 |
730 |
900 |
маркетолог-аналитик |
500 |
600 |
700 |
400 |
520 |
650 |
брэнд-менеджер |
500 |
870 |
1400 |
500 |
940 |
1500 |
менеджер по торговому маркетингу |
400 |
1050 |
1700 |
450 |
910 |
1100 |
менеджер по рекламе |
400 |
600 |
800 |
300 |
600 |
1000 |
Соотношение количества резюме и количества вакансий в области маркетинга, рекламы и PR
Специальность/Период времени |
2006 |
2007 |
менеджер по маркетингу |
1,79 |
2,50 |
руководитель отдела маркетинга |
1,86 |
8,60 |
РR-менеджер |
5,50 |
7,00 |
маркетолог-аналитик |
2,67 |
1,11 |
брэнд-менеджер |
2,00 |
1,67 |
менеджер по торговому маркетингу |
1,75 |
2,33 |
менеджер по рекламе |
1,71 |
1,22 |
Точка зрения
РЕНАТА КАТЫРОВА, управляющий партнер PBN-consulting:
- Изменения в оплате труда по одному из каких-либо направлений зависят от двух факторов. Во-первых, профессиональная востребованность может быть обусловлена изменениями в экономической ситуации - например, резко повышается спрос на специалистов по логистике в период открытия новых супермаркетов, на бухгалтеров - в период сдачи годовых отчетов или на маркетологов - на этапе обострения конкурентной борьбы внутри одной группы товаров. Если принять во внимание, что в регионе доли рынка среди потребительских товаров поделены, нет ни ценовых войн, ни "черного пиара", соответственно, и спрос на специалистов в сфере маркетинга и рекламы уравновешен. Возникает так называемый "качественный спрос", то есть требуются специалисты, уже обладающие определенными навыками, владеющие ситуацией и способные генерировать неоднозначные и яркие ходы для продвижения продукции. Такими специалистами дорожат в любой компании, и, помимо достойного компенсационного пакета, им предоставляют зарплату, как правило, в 1,5–2 раза выше, чем стартовые предложения. Впрочем, таких профессионалов не так уж и много, как правило, они вполне лояльно настроены по отношению к своему работодателю и не планируют смены работы.
Второй фактор повышения стартовых зарплат - это общий рост доходов и оплаты труда во всех сферах. Как правило, он не превышает среднестатистических 10% в год и не диагностируется за временной промежуток меньше года.
Рост интереса к специалистам по маркетингу, к менеджерам по рекламе и к брэнд-менеджерам со стороны работодателей я бы объяснила изменением стратегии маркетингового развития, которое мы сейчас наблюдаем во многих региональных компаниях. Года 2–3 назад практически все динамично растущие компании передали функции маркетинга и рекламы на аутсорсинг. При этом в ведении руководителей по направлению остались функции контроля, согласования и координации работы с подрядчиками. Несомненно, рекламные агентства обладают большими креативными возможностями для реализации каких-то идей, связанных с запуском новых товаров и продуктов. Однако в условиях устоявшегося потребительского спроса расходы на аутсорсинг неоправданны, чтобы "удержать" долю рынка, требуются уже не эпатаж и новые рекламные ролики, а продуманная и согласованная работа с потребителями. К тому же при процессах бюджетирования под статью "сокращение расходов" в первую очередь попадают как раз бюджеты рекламы и маркетинга. Но в таком случае изменяются и функции профильных специалистов, находящихся в штате компании! Теперь им требуется самостоятельно отвечать и за разработку, и за реализацию проектов. Собственно, этим и обусловлено желание некоторых руководителей заменить некоторых маркетологов и рекламистов, нацеленных на контроль, на специалистов, способных в большей степени к креативу. Кстати, введение в штатное расписание должности брэнд-менеджера - это тоже реалия буквально 2007 года. Еще год-два назад брэнд-менеджеры вполне органично чувствовали себя в штате агентств, занимающихся коммуникативными функциями.
Комментарии
Написать комментарий