Имиджмейкер

Находчивость: можно ли ей научиться?

Все мы хотя бы несколько раз в жизни попадали в такие ситуации, когда необходимо было сказать что-то особенное: некую фразу, которая кратко и лаконично разъяснит ситуацию, даст понять, что вы не позволите помыкать собой, и выдаст скрытое за ней чувство собственного достоинства. Но столь необходимая фраза не всегда приходит в голову в тот момент, когда вы больше всего в ней нуждаетесь. Спустя несколько минут вы ясно понимаете, что должны были сказать. Но уже слишком поздно, и вы злитесь на себя еще сильнее, потому что, вместо того чтобы что-то произнести, вы промолчали.
 вот если бы в тот момент вы оказались находчивым, то смогли бы защитить себя. Результат не проявленной в нужный момент находчивости - подавленность и чувство беспомощности.

Момент неожиданности

Находчивость берет свое начало в неожиданности. Если ваш ответ очевиден, то вы точно не находчивы. Оппонент должен быть ошеломлен вашей реакцией.

Но это ведет к определенной проблеме, поскольку "приемы", которыми вы овладеете, существенно теряют в эффективности, если применять их чересчур "механически". Но тем не менее приемы окажут вам необходимую помощь, поскольку они представляют собой некий защитный панцирь, который вы сможете со временем сбросить, чтобы стать по-настоящему находчивым.

Момент неожиданности таится не только в вашем ответе, но и в самой ситуации, в которую вы попали. Чем она более непредсказуемая, тем более находчивой может показаться ваша реакция. Когда вы озадачены, гораздо труднее возразить вообще что-либо, вместе с тем, чем более неожиданной окажется ситуация, тем меньшими будут требования к находчивому ответу.

Конечная цель находчивых ответов - поддержать, укрепить или восстановить собственную независимость. Ведь по сути "неприятная" ситуация, в которой от нас требуется находчивость, характеризуется в большинстве случаев посягательством на нашу независимость.

Вас встречают не с уважением, а с презрением. Игнорируют ваши желания и законные интересы. От вас требуют того, с чем вы не хотите смириться, но чего при этом нельзя избежать, или же конкретная ситуация навязывает свои правила, которые вы не можете принять.

Проявляя находчивость, вы снова владеете ситуацией. Определяете ход событий, по меньшей мере в том, что касается вашей личности. Этот момент всегда стоит учитывать, потому что именно он характеризует сущность находчивости. Ведь дело не в том, чтобы ответ оказался оригинальным или смешным, а в том, чтобы сохранить самоуважение и право поступать, согласуясь со своими убеждениями. В этом и заключается польза от находчивости.

Конечно же, не всегда ваша независимость находится под угрозой. Отвечать находчиво можно даже на совершенно нормальные вопросы или банальности, или при помощи остроумного замечания вырваться из пут условностей. При этом окружающие воспримут ваш поступок как подчеркнуто независимый, или оригинальный, или - в худшем случае - тщеславный.

Необходимая частичка злости

Находчивые ответы в большинстве своем не особенно приятны, иногда они по-настоящему оскорбительны, а подчас даже уничижительны. Ваш визави вполне может почувствовать себя обиженным и мысленно пообещать в следующий раз расквитаться с вами.

Поэтому находчивость сложно назвать инструментом для сглаживания конфликтов или превращения врагов в друзей. Напротив, находчивость может обострять конфликты. Поэтому иногда для пользы дела стоит воздержаться от остроумной реплики, даже если она так и просится на язык. Но именно иногда. В других случаях находчивость может и сгладить остроту щекотливой ситуации. Нередко, когда вам приходится защищаться, частичка злости оказывается вполне уместной, а потому приносит пользу.

Но мобилизовать собственную злость бывает зачастую сложнее, чем это можно было бы предположить. В конце концов, нас с детства учили быть дружелюбными, вежливыми и уважительными по отношению к окружающим. И обычно такое отношение крайне полезно. Благодаря ему нас считают обходительными и нам удается ладить с людьми, которые в личном плане нам не очень-то приятны.

Но что же предпринять в ситуациях, в которых вежливость нам не поможет, а скорее помешает отреагировать соответствующим образом? Мы как будто парализованы и ведем себя совершенно неуклюже вместо того, чтобы возразить нашему визави подходящей репликой.

Находчивость не имеет ничего общего с дерзостью. Необходимая частичка злости должна быть добавлена только тогда, когда от нее будет прок, и именно в умеренных количествах. Злость, присутствующая в остроумном ответе, - это не самоцель, и она должна быть оправданной, чтобы не стать наглостью. Поэтому она требует двойного оправдания.

  • Прагматическое оправдание. Острота ваших ответов должна быть понятной исходя из самой ситуации. Вы защищаетесь, прибегая к соответствующим средствам.
  • Эстетическое оправдание. Контрнаступление - это не размахивание кувалдой, оно должно быть соответствующе "упаковано".

Юмор делает все проще

Иоахим Рингельнатц говорил: "Юмор - преграда, которая не дает нам выйти из себя". И именно поэтому юмор так полезен, когда речь идет о находчивости. Благодаря шуткам, юмору и иронии на место упрека приходит смех или, по меньшей мере, улыбка. Атмосфера становится непринужденной.

Юмор действует в буквальном смысле слова обезоруживающе и оберегает нашу независимость. Некто отпускает колкость в наш адрес, а мы заставляем ее пройти мимо цели и тем самым создаем защитный барьер. Собеседник теперь не может навязать словесную перепалку, и мы остаемся отнюдь не безответными.

Вместе с этим вы можете добавить юмора, чтобы в свою очередь напасть и нанести контрудар. Удачная шутка - лучшее "эстетическое оправдание", какое только можно представить. Кроме того, добавив юмора, можно высказать то, за что в другом случае на вас бы обиделись. Если вам удалось рассмешить слушателей или даже противника, значит, вы победили.

Но будьте внимательны: остроумная шутка может оказаться жестокой или оскорбительной. Если вы сделаете из оппонента посмешище, то не удивляйтесь, если конфликт только обострится. В конечном счете это зависит от того, чего вы пытаетесь добиться. Хотите ли вы только свести на нет нападки вашего визави или же "поставить ему мат"?

  • Шутливое переосмысление словесной атаки дружелюбнее и безопаснее прямого контрвыпада. Оно хорошо подходит для случаев, когда нужно справиться с неприятной ситуацией. Однако здесь есть и свой недостаток: если колкости действительно некорректны и коварны, то такой ответ слишком безобиден. Оппонент может посчитать, что вы пытаетесь уклониться от боя, и его нападки продолжатся. В худшем случае вы тем самым спровоцируете его на новую и еще более жестокую агрессию.
  • Шутливая контратака подходит скорее для тяжелых, но не безнадежных случаев. В конце концов, существует граница, за которой все шутки заканчиваются, и вы со своим юмором, каким бы едким он ни был, многого не добьетесь.

Во многих фильмах или телевизионных шоу можно увидеть людей, которые необыкновенно находчивы. Может быть, и вы лелеете мечту стать похожим на того или иного телеведущего, киногероя или оратора. Подобные примеры вполне могут оказаться полезными, поскольку побуждают стать похожим. Присмотритесь, как "функционируют" высказывания, которые вам понравились. Некоторые из них можно взять на заметку или даже на вооружение.

Но при этом не забывайте: подобные примеры нередко способствуют созданию завышенного представления о том, как проявляется находчивость в повседневной жизни. Актерам в фильме не приходится в мгновение ока выдумывать остроты, - на их находчивость сценаристы зачастую тратят немало времени. Телешоу и политические дебаты также являются целиком и полностью искусственным продуктом и не имеют почти ничего общего с повседневностью. Импровизации подготовлены заранее, как, впрочем, и ведущие.

Не требуйте слишком многого от своей находчивости. Вы не собираетесь становиться ни комедийным сценаристом, ни эстрадным артистом. Гораздо важнее умение быстро и при помощи подходящих средств защитить себя.

Быстрая реакция

В реальных обстоятельствах у вас почти нет времени на формулирование остроумного ответа. Быть находчивым - значит уметь быстро парировать чужие высказывания, что делает задачу действительно сложной. Вы не можете позволить себе долго размышлять или взвешивать, что бы вы могли возразить. Очень часто человек начинает мямлить или вообще замолкает. Возможность ответить остроумно оказывается упущенной, даже если вам наконец приходит в голову подходящая реплика. Спустя несколько мгновений она уже ничего не стоит. Ее время прошло.

Какие из этого напрашиваются выводы?

  • Для перфекционизма места нет. Лучше посредственный ответ, чем задумчивое молчание.
  • Придумайте для себя список из реплик, которыми вы могли бы воспользоваться в любой момент.
  • Не торопитесь и не позволяйте оказывать на вас давление. Попытайтесь выиграть время.

Хотя остроумная реплика должна, как правило, следовать сразу же за провоцирующим высказыванием, лучше немного подождать, чем поспешно реагировать. Иногда как раз чуть позже представляется более хорошая возможность для парирования.

Можно ли научиться находчивости

Нет никаких сомнений, что все люди имеют совершенно разные способности в том, что касается находчивости. Одним удачная реплика приходит в голову в любой жизненной ситуации, а другим сначала нужно подумать. Положительная сторона дела заключается в том, что независимо от того, есть у вас дар от природы или нет, каждый может развивать и в значительной степени усовершенствовать свою находчивость. Необходимо только ее правильно, а главное систематически, тренировать.

Как же выглядит такой тренинг? Мы рекомендуем освоить три основных шага:

  1. Научитесь справляться с неприятными ситуациями.
  2. Изучите различные приемы находчивости и применяйте их на практике.
  3. Улучшайте навыки языкового выражения и учитесь молниеносно реагировать.

Эти три шага на пути к находчивости вам предстоит пройти один за другим. Прежде всего вам придется научиться выходить из оцепенения, которое мешает парировать атаки. Абсолютно бесполезно быть необычайно находчивым, если вы замираете как в параличе, услышав дерзость. Узнайте, как в подобных ситуациях не позволить себя ошарашить, остаться невозмутимым, сохранив ясную голову, что крайне необходимо для последующих шагов.

Затем вам предстоит изучить различные приемы. Когда у вас наготове будет та или иная уловка, это будет означать, что вы уже многого добились. Опробуйте их и применяйте на практике. После этого вам будет нужно развить навыки использования отдельных приемов, чтобы при случае воспользоваться ими.

Так вы станете достаточно хорошо вооружены и сможете отразить большинство атак. Вы больше не будете беспомощны. Надолго, правда, этих приемов не хватит, поскольку они устареют. И чтобы избежать опасности того, что ваша реакция станет предсказуемой и схематичной, вам останется сделать третий шаг: улучшить способность выражать свои мысли, научиться играючи обходиться с языком, жонглировать словами и их значениями.

Практически никто регулярно не работает над развитием своей находчивости. Если вы этим займетесь, то получите ощутимое конкурентное преимущество.

10.04.2007

на печать


Комментарии

Гадя
29.04.2007 13:41 | сообщение #1
 

Полная вода. Никакой конкретики. Заголовок "Находчивость: можно ли ей научиться?" по-идее подразумевает способы обучения находчивости. А по-сути в статье рассказываются прописные истины.

Гость
30.04.2007 14:08 | сообщение #2
 

Невозмутим Засыпаю polnyj otstoj!soglasen s Gadej! Восхищен

30.04.2007 15:31 | сообщение #3
 

Разумеется можно, давным давно уже придумана методология называется ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач) поищите в интеренете. Родоначальник наш соотечественник Альтшуллер.

XЛAM
02.05.2007 11:48 | сообщение #4
 

Интересная статья. Скажем так это такая хорошая реклама какой - нибудь книги по психологии. Признаться, я удивился, когда нашел внизу страницы отзывы, вместо "Купите новую книгу Эрнеста Ардомопоповича "Исскуство Русской речи" Очень счастлив

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

19.04.2024 - 16:39
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация