Съедобно-несъедобно

В самом эффектном меню, которое я видел, я не смог выбрать ни одного блюда. К каждому блюду в тетрадке прилагалась маленькая японская картиночка-манга, затейливой фантазией составителя соотносящаяся с данным блюдом. При этом все картиночки ровным строем - одна за другой, десерт за завязкой, пролог за салатом - слагались в единую звонкую песню с кроваво-развратной кульминацией в коктейлях и мучительной развязкой глубоко в тяжелом алкоголе. Это было зверски аппетитно! И я видел людей за соседними столиками - они тоже с увлечением листали этот чудный гастрокомикс. Уверен, что в этом заведении работает блистательный шеф, и искренне надеюсь, что свои блюда в этом ресторанчике ест не только он сам. Только на названия блюд я посмотрел в последнюю очередь. Просидел полчаса, самозабвенно просматривая меню и отмахиваясь от официантов, потом понял, что заказывать поздно (опоздаю на встречу), и ушел - голодный, но насыщенный впечатлениями.
Однажды мне пришлось изучать меню, которое, наверное, весило килограммов пять. Думаю, листать его способен только очень здоровый и сытый человек. Страницы в нем, будучи украшены металлическими накладками, при переворачивании с глухим стуком падали на стол. Да, меню полностью оправдывало концепцию ресторана, носящего звучное античное название, и всем своим видом напоминало о древней эпохе. Но выбрать блюдо в таком талмуде было затруднительно. Меню ныне закрытого ресторана "Федерико Феллини" (Санкт-Петербург) было наклеено на жестяные круглые коробки из-под кинопленки, меню также закрывшегося московского "Патефона" помещалось в папке, сделанной из обрезанных грампластинок. Эффектно? Да. Удобно? Не очень. К тому же сверхкреативные меню имеют свойство исчезать - посетители иногда забирают их с собой в качестве сувенира.
Отдельных слов заслуживают шрифты, которыми набираются названия блюд. С точки зрения дизайна в основном они непропорциональны странице - либо слишком большие, либо чересчур маленькие, сложные для восприятия. Но это еще полбеды, гораздо хуже, если шрифты слишком оригинальны. В одном кафе меню намеренно было написано от руки. Я просто не разобрал половину написанного и выбрал самое простое и дешевое кушанье.
Настоящая эффектность ресторанного меню заключается в простоте, а не в кричащих картинках и сверхкреативных папках. Причем простота может выглядеть весьма изящно и оригинально. В кафе "Пушкин", например, меню сделано в виде старинной газеты, в ресторане Simple Pleasures - напечатано на бумажной подставке под тарелки, причем оно одноразовое. Кстати, в Европе к меню относятся весьма утилитарно: его печатают на бумаге на неделю-другую, потом выбрасывают и делают новое. Никаких папок зачастую нет в помине, присутствуют они только в дорогих гастрономических заведениях. Некоторые рестораны и вовсе предлагают электронные меню на мониторах компьютеров, установленных на столах, - это удобно и функционально. Ведь основная задача дизайна меню - не рассеивать внимание, а помогать с выбором блюд. Я подметил, что и в России становятся модными простые меню: папки тонкие, на странице не больше пяти названий. Это снимает проблему поиска, посетитель определяется за минуты.
Кстати, в Москве недавно открылся ресторан, где клиенты обслуживаются в кромешной тьме. Меню там не люминесцентное, как можно подумать. При входе официант спрашивает у гостя, какое блюдо он хочет отведать - красное, белое, зеленое, синее, - и посетитель берет яства наугад. Хорошая задумка, интригует! Но привлечет ли она в ресторан второй, третий раз, когда все цвета будут перепробованы? Сомнительно…
smoney.ru
04.04.2007
Комментарии
Написать комментарий