Имиджмейкер

Психологическое давление: кто виноват и что делать

"Давление" - этот термин нам знаком из физики и метеорологии. Однако здесь речь пойдет только о психологическом феномене. Тем не менее существует определенная аналогия между физическим и психологическим давлением. Прежде всего попытаемся представить себе, как физически происходит давление. Давление возникает всегда в том случае, если некая сила оказывает давление на какой-то предмет, на который одновременно действует (по меньшей мере) другая (а может, и другие) противоположно ориентированная сила.

Если силы А и В с противоположных сторон одновременно действуют на какой-то предмет, то он оказывается под давлением.

Предмет деформируется в зависимости от того, насколько велики силы и как они воздействуют на предмет. Но этого не происходит, если имеется только одна сила (причем не важно, как она действует на предмет).

Например, если вы хотите поднять папку, то вы, вероятно, возьмете ее за противоположные стороны. Как только вы начнете давить на обе стороны, то сможете поднять ее. Но если вы будете воздействовать только на одну сторону папки, то, в конце концов, лишь сдвинете ее.

Как возникает психологическое давление

Если мы говорим об эмоциональном давлении, то имеем в виду ситуации, в которых, с одной стороны, имеется как минимум одна сила и с другой - еще, по крайней мере, одна сила, направленная в противоположную сторону. На основании этой аналогии при более тщательном рассмотрении можно найти различные силы, которые вызывают давление, - независимо от того, как вы его воспринимаете. Между обеими силами находится тот, на кого оказывается давление. Это можно увидеть на примере типичных ситуаций:

  • Я сам(а) себе создаю давление. (Я должен(а) был что-то сделать, но я предпочел отдыхать.)
  • Я попадаю под давление. (Я хотел(а) бы себя вести либо так, либо по-другому, но гораздо удобнее вообще поступить иначе.)
  • Я нахожусь под давлением. (Например, давление срока окончания: я должен(а) был(а) бы начать раньше, но теперь уже слишком поздно, и из-за этого срок окончания вызывает у меня напряжение.)
  • Я подавляю мою ярость. (Я сержусь, но не позволяю себе показать это, потому что я, например, не хочу оскорбить другого или не хочу нажить себе неприятностей.)
  • Я мучаюсь. (Например, из-за ответственности: я наверняка мог(ла) бы сейчас добиться успеха, но боюсь последствий. Или предстоит принять решение, но я не могу выбрать из имеющихся альтернатив.)
  • Я оказываю давление, так как без него ничего не выйдет.
  • Я нуждаюсь в давлении, чтобы добиться больших достижений.

Как показывают последние два высказывания, давление не может быть принципиально негативным, оно также может восприниматься и как полезное. Все зависит от ситуации и ее участников, а также и от того, какие существуют реальные возможности, чтобы избежать давления или использовать его в свою пользу.

Шесть типов давления

Мы уже установили, что почти все ситуации, которые были определены как давление, можно отнести к одному из шести феноменов. Давление возникает, если:

  • мотивы требуют своей реализации (мотивация);
  • имеющееся в распоряжении время ограничено (планирование);
  • одновременно и в одном и том же месте должны быть достигнуты противоположные желания, цели или потребности (конфликт);
  • теория и практика, а также желание и реальность совпадают (интеграция);
  • речь идет о превосходстве или слабости (борьба за власть);
  • речь идет об индивидуальной угрозе (страх).

Естественно, что эти аспекты пересекаются. Точно так же один аспект может являться следствием другого, например страх может выступать как следствие борьбы за власть или конфликта.

Если мы постараемся выяснить все то, что людей, с одной стороны, мотивирует, побуждает, стимулирует и движет, а с другой - препятствует, мешает, раздражает или отталкивает, то быстро станет ясным, что психологическое давление часто возникает в том случае, если различные чувства борются друг с другом. Формулировка "Я хотел(а) бы / я должен(а) был бы... но..." делает вышеприведенные примеры более ясными.

Конечно, имеется также объективное давление (давление действия), которое возникает, например, из-за больной загруженности на работе, неожиданных изменений, непредвиденных событий, кризисных ситуаций или даже катастроф. Нельзя исключать и такое внешнее давление. Однако в большинстве случаев собственно событиями выступают не сами события, в результате которых мы оказываемся под давлением, а наши чувства, которые с ними связаны.

Итак, мы все по-разному ведем себя в различных ситуациях, которые обременяют и угнетают нас. Дело в том, что и "давление" оценивается по-разному. То, что для одного является "обременительным", для другого не воспринимается иначе. Итак, в отличие от физического психологическое давление не может быть объективно измерено. Каждый человек переживает давление по-своему. Субъективное восприятие давления в больше степени зависит от личности.

При такой разнице в восприятии давления не могут быть полезными и действенными общие рекомендации, поэтому, чтобы уметь правильно избежать давления, вы должны сначала точно проанализировать как свою ситуацию, так и ваше чувство, которое при этом возникает или уже существует. Все же об одном уже можно сказать с уверенностью: честно относитесь к самому себе, ведь чем лучше ваша самооценка или ваш самоанализ, тем скорее вы найдете выход из создавшейся ситуации.

Давление требует решений

Чтобы устранить давление, должно быть некое решение, которое редуцирует "силу" либо с одной, либо с другой стороны. На практике это означает следующее.

  • В случае если вы сами себе создали давление (давление действия): либо вы что-то делаете и уж затем занимаете позитивную позицию, либо вы признаете, что покой превыше всего, и ничего не делаете.
  • В случае если вы попали под давление: либо вы действуете по образцам и правилам (с соответствующей позитивной позицией), либо вы уступаете своей воле и отказываетесь действовать, отдавая себе отчет в последствиях вашего отказа. В качестве альтернативы вы ведете переговоры с тем, кто на вас оказывает давление, и ищете компромисс.
  • В случае если вы чаще страдаете от давления срока окончания: либо вы своевременно планируете и разумно распределяете время и содержание, либо вы воспринимаете давление как необходимое средство, усиливающее ваши внутренние движущие силы. вы также можете рассматривать давление как поддержку при выявлении самого существенного, так как в большинстве случаев это то, что и происходит на самом деле при давлении времени.
  • В случае если вы насильно подавили ваши чувства (гнев): либо вы начинаете по-другому относиться к гневу, т.е. перестаете волноваться из-за сложившейся ситуации, либо вы отказываетесь от той позиции, что вы должны подавлять свое проявление чувств. Гнев, в конце концов, может быть выражен таким образом, что он не будет обидным, особенно если его не накапливать слишком долго.
  • В случае если вы испытываете давление из-за ответственности или конфликтов: либо вы вникаете в стратегии конфликтов и стратегии реализации и соответственно тренируетесь, либо вы видите, что ваш замысел не настолько значителен, чтобы его можно было осуществить. Третий вариант: вы интенсивно преодолеваете последствия, так что вам не нужно бояться принять соответствующее решение.

В первую очередь важно выявить причины давления, которое вы ощущаете. То, что на одного оказывает давление (например, трудное задание), другим может восприниматься абсолютно спокойно (потому что для него это задание является легким). На первом плане всегда находится выяснение ситуации, при которой возникает давление, чтобы уже после этого иметь возможность выработать пути ее разрешения. Итак, важный признак вашей ситуации и вытекающее отсюда давление связаны с ключевым вопросом: из-за чего возникло давление, а также что (снова и снова) оказывает давление?

Если вы хотите успешно справляться с давлением, то вы должны рассматривать все факторы, которые действуют в определенной ситуации.

Каждый человек решает, как он использует свою наследственность и как реагирует на окружающий мир. Это "решение", однако, как правило, принимается неосознанно. Главное значение имеют опыт отдельного человека и его реакция на этот опыт. Если мы честны с собой, то должны признать, что самое сильное влияние мы оказываем на самих себя, ведь на окружающий мир мы можем влиять только очень ограниченно и на протяжении длительного времени. А нашу наследственность изменить не можем. Но мы можем оказать влияние на то, как мы распорядимся нашей наследственностью и как мы отреагируем на окружающий нас мир.

Наследственность, окружающая среда и социализация неразрывно связаны друг с другом.

  • Наследственность - это все, что человек несет с собой в мир: унаследованные черты, гены и физическая предрасположенность. Сюда входят также и физические ограничения, и ограничения по здоровью.
  • К окружающему миру относятся все влияния, которые действуют на личность извне. Это факторы, которые касаются жизненного окружения, например: сельская или городская жизнь, жизнь в качестве единственного ребенка или жизнь в большой семье, обеспеченность или недостаток средств к существованию, значение богатства в социальном окружении.
  • Социализация - это то, что человек, в конце концов, делает из своей наследственности и окружающего мира. Как реагирует человек с рождения на свои физические, духовные и умственные способности, но также и на их ограничения? Как человек учится использовать свои умственные способности, и в защиту чего он выступает?

Выясните, насколько велико ваше собственное участие в ситуации давления. Решающее значение при этом имеют ваша личность и то, как вы реагируете на характер других людей. Это станет вашим первым шагом с познанию того, почему некоторые ситуации оказывают на вас большее давление, чем на других людей.

Габриеле Петерс-Кюлингер Элитариум - Центр дистанционного образования

07.02.2007

на печать


Комментарии

Данеал
21.08.2007 12:52 | сообщение #1
 

Очень счастлив Мне очень понравился ваш подход .Прочитав статью я зделал для себя не которые вы воды в из-за которых я постоянно или изредко по подаю под давления ...Я очень паршивое ситуация на протижение уже не сколько месяцев я не магу полностью выйти из него .. иногда мн е просто хочется со всеми поссорится .... Но я даволен что теперь я буду меня хоть что та в самом себе ...может я не нашел самого себя ...))но если чем можете помочь вот моя почта dani83@rambler.ru

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Реклама в спорте и ее значениеРеклама в спорте и ее значение
Роль рекламы в развитии спорта. Типы спортивного маркетинга с конкретными примерами и основные методы продвижения спортивных клубов. 
"Дом. Вчера. Сегодня. Завтра?". Как меняется восприятие..."Дом. Вчера. Сегодня. Завтра?". Как меняется восприятие...
Специалисты Школы коммуникаций НИУ ВШЭ совместно с телеканалом о доме и ремонте HGTV Home&Garden провели исследование, используя инструменты семиотики – науки об использовании знаков и их систем в общении. Задачей исследования было разобраться, каким пространство дома видит массовая культура и какие трансформации произошли с самим понятием дома за последние годы.
Более 40% журналистов и пиарщиков страдают от недосыпаБолее 40% журналистов и пиарщиков страдают от недосыпа
Дневная сонливость, трудности с засыпанием и ночные пробуждения осложняют жизнь 40% работников медиаиндустрии, свидетельствуют результаты опроса*, проведенного производителем носимых устройств Garmin и крупнейшей в России платформой онлайн-рекрутинга hh.ru. За последние полтора года журналисты чаще работников других отраслей жаловались на то, что стали хуже спать.
PR2B Group: Кто ты, что ты, Кот Казанский?PR2B Group: Кто ты, что ты, Кот Казанский? (2)
Объединенное пиар и брендинговое агентство PR2B Group провело исследование самого известного в Татарстане маскота – «Кота Казанского».  Исследование осуществлено по поручению Правительства Республики Татарстан с целью усиления территориального бренда столицы республики.
In-Image Ads - нестандартный технологический инструмент в...In-Image Ads - нестандартный технологический инструмент в...
Баннерная слепота мешает эффективному продвижению компаний в digital. Современные пользователи научились игнорировать рекламный материал, поэтому бренду сложно преодолеть рекламный клаттер и выделиться среди себе подобных. Помочь справиться с этим может формат In-Image Ads — нативная реклама поверх изображений на сайтах, которой посвящен новый White Paper IAB Russia. Документ содержит основные сведения об In-Image Ads: обзор рынка, кейсы и анализ роли технологии компьютерного зрения в Brand Safety и Brand Suitability для формата. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

28.10.2021 - 14:41
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация