Статьи

Курьезы, ставшие открытиями

Не ошибается тот, кто ничего не делает. Только ошибки бывают разные. За одну прослывешь дураком и неудачником, а за другую – получишь миллионы долларов и мировую известность. Десятки вещей, которыми мы пользуемся каждый день, появились благодаря простой случайности. Самая известная ошибка, ставшая хрестоматийным примером –открытие Америки Христофором Колумбом. Плыл себе, плыл в Индию, а открыл… Америку.

Условно-досрочное открытие той же Америки викингами в зачет вообще не пошло. Но с тех пор так и повелось – Америку открыли по ошибке, она же и выдавала миру множество ошибок, ставшими открытиями.

Ошибка 1.
Под газом

Coca-Cola, которая принесла хозяевам патента миллиарды, появилась даже не благодаря рецепту аптекаря Пембертона (о чем все знают), а в результате небрежности рабочего персонала. Случайно продавец, разбавлявший сироп, перепутал краны и налил газированную воду вместо обыкновенной... Но сначала напиток не имел большого успеха. За первый год производства газировки Пембертон израсходовал 79 (!) долларов на рекламу нового напитка, но смог продать своей кока-колы только на 50 долларов. Шло время, и сегодня кока-колу производят и пьют в 200 странах мира.

Ошибка 2.
Дело клеится

Замечательные "стикеры", без которых немыслима сегодня работа ни в одном офисе ни одной страны планеты. Ни одно дело сегодня не обходится без этого гениального изобретения: "Позвонить… Забрать… Купить… Рассказать…". Оно – на мониторах, на стенах кабинетов руководителей на домашних холодильниках.

Клейкие бумажки появились в результате неудачного эксперимента по усилению стойкости клея. В 1968 году сотрудник исследовательской лаборатории компании 3M пытался улучшить качество клейкой ленты – той, которую мы сегодня называем "скотчем". Он получил плотный клей, который не впитывался в склеиваемые поверхности и был совершенно бесполезен для производства скотча.

Естественно, исследователю было жаль потраченного времени, и он, по-хозяйски окидывая окружающий мир, искал, каким образом можно использовать новый сорт клея. Видно, в те времена гениальные мысли не роились в воздухе, и решение было только спустя четыре года.

Один из коллег исследователя в свободное от работы время пел в церковном хоре. Его жутко раздражало, что из книги псалмов все время выпадали закладки. Тогда он вспомнил о клее, который мог бы закреплять бумажные закладки, не повреждая страниц книги. В 1980 году Post-it Notes были впервые выпущены в продажу.

Ошибка 3.
Горячее сердце

Заболевания сердца – вещь крайне неприятная и опасная. К счастью, достижения современной медицины способны сохранить жизнь миллионам людей-"сердечников". Но все это – "надстройка", а вот "базисом" и по сей день является кардиостимулятор.

Этот прибор тоже был изобретен случайно. В 1941 году инженер Джон Хоппс по заказу военно-морского флота проводил исследования в области гипотермии. Перед ним стояла задача найти способ максимально быстро обогреть человека, который долгое время провел на морозе или в холодной воде. Хоппс попытался использовать для разогрева высокочастотное радиоизлучение.

Что ж он обнаружил? Сердце, переставшее биться в результате переохлаждения, бурно реагировало на высокие частоты. То есть начинало снова биться, возвращая к жизни своего хозяина. Прошло время. В 1950 году коллектив ученых на основе открытия Хоппса создали первый кардиостимулятор. Он был большой и неудобный, его применение иногда приводило к появлению ожогов на теле больного… Но что значат эти увечья, когда человека возвращали к жизни!

Немного позже медик Уилсон Грейтбатч совершил второе случайное открытие. Он работал над созданием устройства, которое должно было записывать сердечный ритм. Однажды он случайно вставил в устройство неподходящий резистор и заметил, что в электрической цепи возникли колебания, которые напоминали ритм работы человеческого сердца. Через два года Грейтбатч создал первый вживляемый кардиостимулятор, подающий искусственные импульсы для стимуляции работы сердца.

Ошибка 4.
Жизнь против жизни

К этому препарату у прогрессивного человечества сегодня неоднозначное отношение, но было время, когда на антибиотики люди буквально молились – и не без основания. В 1928 году ученый Александр Флеминг в своей лаборатории у открытого окна развел целую оранжерею организмов, которых (в научных целях) старательно заразил стафилококком. Один из образцов попутно заразился плесневым грибком – пенициллином. Флеминг изучил образец под микроскопом и с удивлением обнаружил, что плесень уничтожила все бактерии стафилококка.

Но открытие Флеминга по-настоящему оценили лишь в 1940 году, когда в мире начались массовые исследования нового типа лекарств-антибиотиков.

Название этого рода лекарств говорит само за себя: "анти-био", т.е. "против жизни". Прием антибиотиков может спровоцировать появление аллергии, понизить иммунитет и принести еще кучу всяких неприятностей. Но есть ситуации, когда кроме антибиотиков все лекарства оказываются бессильными. Потому они до сих пор и составляют до 15% всех продаваемых в мире лекарств.

Ошибка 5.
Как вынести товар

Торговец Сильван Голдман первую тележку для покупок изобрел в 1936 году. Голдман был владельцем большого продовольственного магазина в городе Оклахома-Сити и заметил, что покупатели отказываются покупать некоторые товары, потому что их тяжело нести.

Открытие было случайным: не отходя от кассы, Голдман обратил внимание, как одна покупательница поставила тяжелую сумку на игрушечную машину, которую ее сын катил на веревочке. Торговец сперва приделал к обычной корзине небольшие колесики, а потом привлек на помощь механиков и создал прототип современной тележки.

Массовый выпуск этого устройства был начат в 1947 году. А уже изобретение тележки позволило создать новый вид магазина – супермаркет.

Ошибка 6.
Радар для вашей пиццы

Известный американский исследователь Перси Спенсер имеет более 120 патентов на изобретения, он – сотрудник одной из крупнейших компаний мирового военно-промышленного комплекса Raytheon… А вот создателем микроволновой печи он стал случайно.

В 1945 году, незадолго до конца Второй Мировой войны, он проводил исследования, ставившие своей задачей улучшить качество радаров. Опыт шел своим чередом. Спенсер прошел перед работавшим излучателем. Все было в порядке, и он, задумчиво присвистывая, сунул руки в карманы. Что это? Правая рука, едва попав в недра галифе, мягко погрузилась в нечто теплое и неупругое. Оказалось, это под воздействием излучения расплавился шоколадный батончик.

Спенсер побоялся заходить слишком далеко и выключил прибор – но опыты продолжил. В защитном костюме.

После серии экспериментов была создана первая микроволновая печь, которая весила около 400 кг. Ее предполагалось использовать в ресторанах, самолетах и кораблях – там, где требовалось быстро разогревать пищу.

Медленно, но верно это изобретение шло к частному пользователю. Сегодня многие спорят о разрушении молекулярной структуры продуктов, разогретых в микроволновке, – но печки-то уже стоят на домашних кухнях.

Наши ошибки

Если вы думаете, что в России ничего не изобретали по ошибке, то жестоко и непатриотично ошибаетесь.

Взять хотя бы те же самые булочки с изюмом, случайно изобретенные поваром русского государя. То ли в спешке, то ли просто обладая излишне широкой амплитудой движения, незадачливый пекарь опрокинул в квашню кадушку с изюмом. Сначала бедолага побледнел от ужаса, но морщинистые ягоды выловить из теста было уже категорически невозможно.

Государю это творчество понравилось настолько, что повара даже к награде приставили. Зарегистрировать авторские права? Получить патент? Нет. Повар, едва закончился правительственный ужин, тут же на радостях отправился в ближайший кабак. Еще Марк Твен говорил: "Однажды судьба стучится в дверь к каждому человеку, но чаще всего в это время мы сидим в соседнем кабачке и не слышим ее стука".

Светлана Хабирова
thechief.ru

05.05.2006

на печать


Комментарии

Гость
18.10.2006 10:20 | сообщение #1
 

Курьезы, ставшие открытием в экономике двадцать первый век

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

17.12.2025 - 14:10
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация