Почем лицо на биллборде, или Надо ли политиков продавать, как … мыло?
Кто-то мудрый изрек: вы можете сказать об идеалах нации, судя по их рекламе. Нынче, перед выборами, казалось бы, самое время партиям засветить "свои идеалы" и навязать их особенно восприимчивому в этот период электорату. Но – не тут-то было? Вроде бы предвыборные гонки – время обогащения владельцев рекламных площадей. Но, представьте, некоторые из них политическую рекламу размещать отказываются! Говорят, себе дороже. А киевский бюджет вообще от политического пиара не обогащается! По крайней мере, так утверждают чиновники."Выборы - это продажа, – сказал "Главреду" директор Европейского института интеграции и развития, политолог Дмитрий Выдрин. – "Продажа" политика не отличается от продажи мыла, прокладок…Дуайт Эйзенхауэр (президент США 1953-1961 годов. – Ред.), выставляя свою кандидатуру, первым обратился не в бюро политического консалтинга, а в бюро торгового маркетинга. Причем в ту систему, которая разрабатывала брэнды для мыла. Эйзенхауэр сказал им: представьте, что я мыло, которое надо продать всем. С тех пор вместо мыла стали продавать мэров, президентов, депутатов, сенаторов…".
Что для партии доходный "брэнд", для рекламщиков – убыток
По словам Дмитрия Выдрина, в предвыборную кампанию на внешнюю рекламу политические партии расходуют в среднем от одного до двух миллионов долларов. Правда, партии-то разные: у одних весь предвыборный фонд - 300 тысяч, а у других - 10 миллионов.
Минюст Украины зарегистрировал 121 политическую партию. Понятно, не все они пойдут на выборы самостоятельно - многие сблокируются. Политологи считают, что сейчас есть шесть основных игроков. Предположим, у таких блоков общий избирательный бюджет, значит - приблизительно 12 миллионов долларов (грубо говоря, 60 миллионов гривень) уйдут на бигбордовский пиар.
Вдуматься - не так уж и много, ведь "светиться" будут по всей стране. Если учесть, что у нас в Украине 27 административно-территориальных единиц (24 области, Автономная Республика Крым, два города с особым статусом - Севастополь и Киев), то на каждую такую единицу придется, в среднем, чуть больше 2 миллионов гривень. По столичным меркам, не то что не круто - мелко, а для области, например, Ивано-Франковской, это, вероятно, солидное вложение.
Правда, украинские партии-кандидаты в ВР и местные представительские органы, похоже, не торопятся себя рекламировать. По крайней мере, пока биллборды представлят собой не такое уж и разнообразие. Первой – еще летом – заняла позиции, преимущественно вдоль шумных магистралей, Народная партия и "Мы" – народный блок Литвина. Недавно в столице по-крупному засветился Христианско-демократический союз...
Почему не раскручиваются остальные, которые, по идее должны были бы? Мы попытались выяснить.
В пресс-службе Народного союза "Наша Украина" пояснили, что только готовятся размещать рекламу.
Пресс-секретарь "Поры" Марьяна Почтар оправдывалась, мол, информацию о внешней рекламе "засекретили" даже от нее. Это правда, что пока наружной рекламы партии нет, но в принципе, считает госпожа Почтар, она, по-видимому, планируется. Когда? Во всяком случае, не сейчас.
В СДПУ(о) дали понять, что данные – какая будет агитация, где, и сколько на нее собираются истратить – не разглашаются. Правда, чуть приоткрыли завесу: наружная реклама будет, но делать на нее такую ставку, как, например, Народная партия, не собираются.
Тут почему-то сразу закрадывается крамольная мысль: если что-то тщательно скрывается, значит, что-то нечисто… Предвыборная кампания вот-вот стартует. Может, это такой хитрый политический ход у партий - не раскрывать припасенные "заготовки"?
Удивительно, но найти по Интернету агентство, предлагающее рекламные площади, не так-то просто. Обзвонив фирмы, чьи телефоны "списала" со щитов на улице, с удивлением узнала, что мало кто из них стремится сотрудничать с политиками.
Менеджер агентства рекламы в метро сказала так: "Мы аполитичны. Таково требование администрации метрополитена".
Подобное услышала в телефонном разговоре от специалиста агентства "Аутдор Альянс", чьи бигборды застыли вдоль автомагистралей. "Мы не размещаем политическую рекламу, потому что боимся противодействий оппонентов. Имеем на этот счет кое-какой опыт. Хотя наши щиты висят достаточно высоко над дорогой (не ниже метров четырех), некоторые "личности" каким-то образом портят не только надписи, но и сами конструкции...".
Вот оно что! Если так пойдет и дальше, то что - придется партиям расклеивать свои агитационные плакаты нелегально, на стенах домов?..
Удалось найти лишь одну фирму, готовую размещать агитационные заставки и видеоролики на плазменных экранах ("Медиум-ТВ") в торговых центрах, в аэропорту "Борисполь" и кое-где на улице. Расценки, правда, на видео-продукцию немаленькие. Секундная трансляция ролика в зависимости от времени наименьшего или наибольшего скопления людей 0,18–0,33 у.е., пятисекундная заставка - 0,62–0,87 у.е., минутный ролик - 10,50–19,50.
В агентстве рассказали: тарифы не зависят от сути рекламы - политическая она или коммерческая. Зато условия разные: для потенциальных парламентариев - никаких скидок. Якобы, это для того, чтобы поставить все партии в равные условия. А вот для коммерсантов так и остается в силе целая система скидок – в зависимости от времени размещения, длительности и т. д.
"Социалка" с политическим подтекстом?
Что вообще это такое - политическая реклама? Оказывается, законодательно до сих это не определено, утверждает начальник Главного столичного управления по контролю за благоустройством и внешним дизайном Сергей Рюмшин. Сюжет и текст могут быть вполне социальны, а подтекст – политический. Ну, представьте себе, такое фото: кто-то из ярких представителей политических блоков едет на велосипеде и - призыв вести здоровый образ жизни. Как хотите, так и трактуйте суть рекламы. Выходит, размещать можно все, что захочет заказчик?
Если в законе про выборы обозначат, как отличить рекламу политическую от коммерческой или социальной, если создадут структуру, которая станет определять, плакат ли это для избирателя или для потребителя, тогда и будет муниципалитет соответственным образом реагировать, констатирует Сергей Рюмшин.
Сюжет и содержание рекламного плаката ни городскому управлению благоустройства, ни "Киеврекламе" корректировать не дозволено: это оговорено в Законе "О рекламе" и в кабминовском постановлении. Правда, "языковый режим" должен согласовываться с Главным столичным управлением внутренней политики – на каком языке написано, есть ли ошибки – но, к сожалению, частенько это требование игнорируется, сетует Рюмшин.
Информационное насыщение контролирует Антимонопольный комитет, Госпотребстандарт или его региональное отделение, в том числе и киевское Управление по защите прав потребителей. Их задача выяснить: а не обманывает ли рекламодатель потребителя?
Предвыборная агитация город не кормит
Столичный же бюджет, не поверите, на рекламе ничего не заработает. Мало того! Коммунальщикам еще приходится отдирать агитки от фасадов, красить их. Причем, за деньги налогоплательщика! Почему?
Сергей Рюмшин пояснил: "Киевской администрации не принадлежит ни один щит. И хозрасчетной организации "Киевреклама" законом запрещено иметь свои площади. Эта структура только помогает оформить разрешение на установку конструкций".
Господин Рюмшин гарантирует, что любой желающий может элементарно узнать в Интернете, кто владелец и по какому праву он обладает "рекламным носителем". Правда, мне это сделать не удалось. На портале www.kievreklama.kiev.ua база данных есть, но чтобы до чего-то докопаться, надо заполнить специальную форму: простому смертному запрашиваемые данные неизвестны.
Правда, все-таки, реклама город подкармливает. Владельцы щитов перечисляют в бюджет местный налог за то, что им разрешили установить бигборд, лайт-постер с подсветкой, транспарант...
В столице месячный тариф такой: за отдельно стоящий щит берут 28 грн. за кв. м., плакат на фасаде дома – 50, на временном заборе – 25, телевизионный экран – 75, на крыше дома – 70, на мосту – 50, в подземном переходе – 60, транспарант-перетяжка над улицей – 50 грн. за кв. м. За красочный плакат на телефонной кабинке или урне независимо от его размера платят – 10 грн., на киоске от 100 до 200 грн. Дороже всего обойдется использование лазерной установки – 2,5 тысячи гривень.
Причем, ставки корректируется в зависимости от места расположения конструкции. Дороже всего – в центре. Например, на площадях Европейской, Льва Толстого, Независимости, Бессарабской, улицах Крещатик, Красноармейская (от Бессарабки до Толстого) "таксу" надо умножить на "3".
ГУ по контролю за благоустройством и внешним дизайном контролирует внешнюю рекламу, руководствуясь статьей 16 названного Закона. Хозрасчетная организация "Киевреклама" ведет учет и реестр рекламы, готовит разрешительную документацию на установку рекламных конструкций и собирает деньги за право временного использования мест (если они в коммунальной собственности) под рекламные площади.
Эти тарифы, убеждает Рюмшин, с потолка не берутся. Их утверждает КГГА, согласовывает и регистрирует Минюст. И от выборов "цифра" не зависит. Например, последние расценки приняты в мае этого года, когда корректировался бюджет столицы на 2005 год.
А механизм таков. Киевсовет решил: поступления от рекламы должны составить 45 миллионов гривень (в январе планировали 35 миллионов гривень). В соответствии с имеющейся сетью рекламных носителей был сделан расчет тарифов. Впрочем, можно предположить, что Сергей Николаевич рассказал не все…
Собственники же щитов сами устанавливают плату за размещение рекламы. Например, в Интернете обнаружила: одна из фирм готова предоставить от 270 у.е. на площади до 50 кв. м, до 620 - более 50 кв. м.
Сергей Рюмшин еще заметил, что оплата зависит от сезона. "Бывает, летом свободных площадей – море. Или пустые щиты стоят или вешаем "социалку". Осенью, до Нового года – много, после Нового года – затишье, потом к весне опять всплеск".
…Хотелось бы еще вернуться к мудрому Сегеле, который говорил: у денег нет идей, хотя идеи приносят деньги. Если проехаться сегодня по столице, задавшись целью "клюнуть" на политическую рекламу, то вдруг с некоторым ужасом можно поймать себя на мысли – а "клевать-то" не на что! Идеи все какие-то, как осетрина у классика, - второй свежести. Может, потому, скажем так, уважающие себя партии и не спешат с рекламой, что не родили еще таких идей, которые точно принесут им деньги (читай – места депутатские)?!
11.11.2005











Комментарии
Написать комментарий