Новости

Телелидеры недели

Минувшая неделя стала весьма примечательной с точки зрения резко возросшего интереса аудитории к документальному кино, общественно-политическим и итоговым форматам. Во многом это было связано с приговором, который был вынесен экс-главе ЮКОСа Михаилу Ходорковскому 31 мая. По предварительным данным TNS Gallup Media, по объему среднесуточной доли аудитории и в столице, и по стране лидирует по-прежнему канал "Россия" (25,2% и 18,1% соответственно), следом идет "Первый канал" (21,4% и 16,5%). Позиции НТВ как в столице, так и по стране остались без изменений (14,5% и 11,8%).
Желание власти с помощью различных социологических опросов и государственного телеэфира показать, что страна совершенно не интересуется тем, что происходит вокруг дела ЮКОСа и приговора Михаилу Ходорковскому, судя по данным телевизионных рейтингов, реализовалось лишь отчасти. Телерейтинги минувшей недели могут служить наглядным подтверждением того, что аудитория не только ждала итогов судебного процесса над руководителями ЮКОСа, но и хотела подробного обсуждения и анализа целого ряда вопросов – например, что ждет господина Ходорковского, что стоит за решением Мещанского суда и почему Генпрокуратура и Кремль так боятся, чтобы глава ЮКОСа остался на свободе. Но если российский зритель в целом по-прежнему с необъяснимой и неугасающей тягой больше смотрит российские мыльные оперы "Исцеление любовью" и "Кармелита" на канале "Россия" (доля аудитории в среднем доходит до 50%, что и для середины телесезона было бы очень высоким показателем), то москвичи, все реже включающие телевизор (средняя доля аудитории проектов-лидеров едва превышает 20%), были настроены в большей степени на документальное кино и общественно-политические и итоговые форматы, посвященные приговору по делу ЮКОСа.
Несмотря на многочисленные заверения ряда телевизионных руководителей о том, что дискуссионные и общественно-политические форматы сегодня не востребованы аудиторией, данные рейтингов указывают на противоположные тенденции. Особенно это заметно в Москве. Поскольку дискуссионная площадка в телеэфире сейчас сужена до минимума и общественно-политические форматы можно пересчитать по пальцам, фактически единственным ток-шоу, где можно услышать альтернативные точки зрения, остается "К барьеру!" Владимира Соловьева (ток-шоу "Основной инстинкт" на "Первом" в этот раз было посвящено реформе здравоохранения, что явно указывало на факт цензуры в отношении обсуждения приговора Михаилу Ходорковскому в эфире госканала). На минувшей неделе в передаче "К барьеру!" схлестнулись Борис Немцов и Михаил Леонтьев, и каждый из дуэлянтов пытался по-своему объяснить, почему дело Ходорковского является исключительно политическим. Не отрицал этого и господин Леонтьев, который на этот раз выглядел заметно адекватнее, чем несколько месяцев назад в этой же программе, где его оппонентом при обсуждении президентских выборов на Украине выступал тот же господин Немцов.
Ток-шоу "К барьеру!" стало одним из самых популярных проектов у московской аудитории за неделю. Несмотря на поздний прайм (22.40), проект собрал у экранов телевизора значительный процент московской аудитории – 26% доли аудитории стали одним из самых высоких показателей недели. Но примечательно даже не то, что московский зритель, который априори всегда активнее настроен на информационные и общественно-политические проекты, с заметным интересом смотрел эти форматы, а то, что столичная аудитория на прошлой неделе делала свой выбор совершенно осознанно. Зритель приходил именно к началу общественно-политических и информационных программ и, как правило, уходил с канала, как только они заканчивались.
При этом основные итоговые и общественно-политические форматы, как известно, выходят в прайм-тайм выходных дней. И у зрителя всегда есть альтернатива, что выбирать – развлечение или информационные программы. Однако Москва, несмотря на уикенд и хорошую погоду, сделала выбор в пользу политизированного телевидения. Причем доля аудитории в субботу заметно росла именно в прайм, когда, к примеру, на НТВ начиналась "Программа Максимум" Глеба Пьяных (почти 20% доли аудитории) или программа Алексея Пушкова "Постскриптум" на ТВЦ (ее рейтинг и доля почти вдвое выше, чем у предшествующего и последующего сериалов,– 15% против 7-6%).
В воскресенье была похожая ситуация. Аудитория заметно растет и целенаправленно приходит к началу таких программ, как "Времена" на "Первом" (доля более 20%), фильм "История нефтяного царя" из цикла "Чистосердечное признание" на НТВ (почти 24%), информационно-аналитическая программа "Время", "Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым" на НТВ (у обоих проектов – более 20% доли), "Вести недели" (почти 19%). То же произошло и на ТВЦ, когда в 20.00 началась программа Андрея Караулова "Момент истины". Примечательно, что процент доли аудитории большинства этих проектов (ряд из них попал в двадцатку лидеров по Москве и по России) соответствует максимальным показателям проектов-лидеров.
В то же время высокие показатели практически всех проектов, которые при всей разности форматов касались политики и анализа дела ЮКОСа, свидетельствуют о том, что зритель не доверяет какому-то одному каналу или проекту и смотрит все подряд, чтобы сделать свои собственные выводы из того, что говорят с экрана. Однако наибольшее количество программ, посвященных приговору Михаилу Ходорковскому, было на канале НТВ, который в силу его традиций и официального негосударственного статуса зритель смотрит пока еще активнее. Ведь при всей схожести сегодняшнего информационного телеэфира новости НТВ по-прежнему обладают большим кредитом доверия зрителей, и прежде всего москвичей, нежели их конкуренты с государственных каналов – "Первого" и "России" (например, 31 мая, в день приговора Мещанского суда, рейтинги новостей НТВ в столице в 19.00 и 22.00 были выше традиционных – около 6%). И власть при помощи руководства канала вновь умело воспользовалась доверием аудитории к НТВ.
В воскресном эфире появилась очередная порция антиюкосовской пропаганды, формально упакованная в жанр фильма-расследования из еженедельной рубрики "Чистосердечное признание", которая неизменно имеет высокий рейтинг и достаточно часто входит в число десяти самых популярных проектов недели (на этот раз "ЧП" совсем немного не дотянуло до Топ-10, заняв 12-е место по Москве ). Фильм под названием "История нефтяного царя" был во многом скомпилирован из отрывков ранее уже показанных на НТВ аналогичных по форме и содержанию фильмов (в этой же рубрике) с псевдоразоблачениями руководства ЮКОСа – "Бригада из ЮКОСа", "Человек с метлой", "Теракт с предоплатой". Михаила Ходорковского, который "родился в семье простых инженеров", вновь безапелляционно обвинили во всех смертных грехах. В получасовом фильме не было представлено ни фактических доказательств предъявленных обвинений, ни тем более мнений адвокатов господина Ходорковского. "История нефтяного царя" строилась только на синхронах свидетелей обвинения и представителей Генпрокуратуры. Видимо, в силу такого качества представленного в эфир продукта в фильме даже нет финальных титров. Поэтому авторы-исполнители столь откровенно ангажированного материала так и останутся безымянными. Зато логотип НТВ в конце фильма стоит, и этого достаточно для того, чтобы проект навсегда ассоциировался с каналом.
Если бы фильм "История нефтяного царя" был в эфире "России" или "Первого" (к чести госканалов на этот раз такого рода телепродукции там было заметно меньше, чем во время других политических кампаний), то цифры он, может быть, получил бы и выше. Но идеологический эффект от показанного был бы смазан – ведь к продукции госканалов зритель, особенно столичный, относится с большей настороженностью. А эфир негосударственного НТВ для этих целей вполне подошел, и мнение почти 24% весьма качественной и активной аудитории подверглось откровенной манипуляции. При этом на кон были поставлены не только доверие зрителей, но и остатки репутации канала и работающих на нем журналистов.
Арина Бородина
"КоммерсантЪ"

09.06.2005

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

27.12.2025 - 19:05
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация