Анализ рынков

Каждый четвертый россиянин имеет высокий уровень цифровой грамотности

Каждый четвертый россиянин имеет высокий уровень цифровой грамотности

26% россиян продемонстрировали высокий уровень базовых компетенций в цифровой среде. Индекс цифровой грамотности[1] составил 52 п.п. из 100 возможных. При этом россиянам свойственна легкомысленность в сфере защиты информации: только 38% респондентов делают резервные копии собственных данных, а 44% пользователей не знают, как правильно поступать в случае получения от знакомого человека письма с вирусом.

Об этом свидетельствуют результаты исследовательского спецпроекта Аналитического центра НАФИ «Цифровая грамотность для экономики будущего». В рамках проекта были проведены всероссийские опросы населения[2], а также кабинетное исследование мировых практик оценки цифровых компетенций взрослого населения.

Индекс цифровой грамотности россиян

Под цифровой грамотностью понимается базовый набор знаний, навыков и установок, позволяющий человеку эффективно решать задачи в цифровой среде.

Компоненты цифровой грамотности:

  • Информационная грамотность
    • Знания о специфике информации и различных ее источниках
    • Навыки поиска релевантной информации и ее сравнения
    • Установки в отношении пользы и вреда информации
  • Компьютерная грамотность
    • Знание устройства компьютера и его функций
    • Навыки использования компьютера и аналогичных устройств
    • Установки в отношении роли компьютера в ежедневной практике
  • Медиаграмотность
    • Знание о медиа-контенте и его источниках
    • Навыки поиска новостей и фактчекинга
    • Установки в отношении достоверности информации, сообщаемой через СМИ
  • Коммуникативная грамотность
    • Знания о специфики диалога в цифровой коммуникации
    • Навыки использования современных средств коммуникации
    • Установки в отношении этики и норм общения в цифровой среде
  • Технологические инновации
    • Знания современных технологических тенденций
    • Навыки работы с гаджетами и приложениями
    • Установки в отношении пользы технологических инноваций

Индекс цифровой грамотности рассчитывался как среднее значение по всем указанным компонентам и составил 52 п.п. из 100 возможных. 26% россиян продемонстрировали высокий уровень базовых компетенций в цифровой среде (доля респондентов с Индексом 90 п.п. и выше).

Самые развитые компетенции россияне демонстрируют в области медиаграмотности (подиндекс равен 65 п.п.). Самый низкий индекс – в области компьютерной грамотности (подиндекс равен 46 п.п.).  

В Москве и Санкт-Петербурге, а также в городах-миллионниках индекс равен 59 п.п., в то время как в селе он почти на 10 п.п. ниже – 49 п.п. Чем выше уровень образования у человека, тем выше у него и уровень цифровой грамотности. Также уровень цифровой грамотности зависит от возраста – чем моложе люди, тем выше у них уровень цифровой грамотности. Значимых гендерных различий не обнаружено  (53 п.п. среди мужчин и 50 п.п. среди женщин).

В целом россиянам в отношении цифровых компетенций свойственны устойчивые наборы базовых навыков при недостатке знаний и этических установок (подиндекс по навыкам  - 55 п.п., по установкам – 53 п.п., по знаниям – 47 п.п.).

Уровень информационной грамотности

Одним из признаков достаточного уровня знаний является умение делать выводы о каком-то факте на основе разных источников. Большая часть россиян серьезно подходят к вопросу анализа информации и предпочитают изучать разные ресурсы (74%). С точки зрения навыков 81% легко находят нужную информацию в интернете (среди тех, у кого есть компьютер).

С этической стороной информационной грамотности ситуация не столь однозначна. Этот индикатор показывает, насколько глубоко человек рефлексирует по поводу найденной информации. 45% не задумываются о пользе и вреде информации, которую они получают в интернете.

Уровень компьютерной грамотности

Основными признаками человека, обладающего комьютерной грамотностью являются понимение технических составлюящих компьютера и легкость в использовани устройства вне зависимости от платформы, а также понимание целей использования гаджетов.

78% пользователей в России считают работу на компьютере несложной. Однако чуть менее половины людей старше 55 лет (43%) испытывают трудности. Для сравнения, только 10% людей 18-24 лет и 12% людей 25-34 лет считают работу на компьютере сложной. Людям с высшим образованием это дается проще (85%), чем тем, у кого уровень образования ниже (74%).

Лишь 59% россиян могут оценить технические характеристики компьютера.  75% россиян пользуются компьютером для решения повседневных задач – для работы, учебы, или досуга и развлечений.

Молодежь и мужская аудиория лучше разбираются в компьютерах и программном обеспечении. Чем старше человек, тем хуже его знания в области компьютерной грамотности.

Уровень медиаграмотности

Медиаграмотность позволяет человеку ориентироваться в медиа-пространстве, искать нужные новости, допуская, что СМИ могут неполно сообщать новости и информацию.

51% россиян не подвергают сомнению факты, опубликованные в СМИ, которым они доверяют. Каждый четвертый россиянин признался, что ему сложно отслеживать новости, ориентироваться в большом потоке событий (26%). Чем моложе человек, тем проще ему это дается.

Большая часть россиян (72%) осознают, что СМИ, которые они сами выбирают, могут не всегда представлять информацию достоверно. При этом почти треть россиян (28%) уверены, что те СМИ, которым они доверяют, правдиво освещают информацию и события. В достоверности информации, которую транслируют СМИ, больше всего сомневаются люди с высшим образованием, а также люди в возрасте от 18 до 34 лет.

Уровень коммуникативной грамотности

Уровень знаний в области коммуникативной грамотности демонстрирует способность проанализировать позицию другого человека, высказывающегося в интернете.

58% россиян анализируют позицию своего собеседника во время беседы в интернете, причем среди молодежи эта доля выше.

Измерение уровня коммуникативных навыков подразумевает оценку опыта использования современных цифровых каналов общения (мессенджеры, социальные сети). Большинство россиян (75%) свободно пользуются современными средствами коммуникации: в первую очередь это моложые люди от 18 до 24 лет (95%) и от 25 до 34 лет (86%).

Большинство россиян (76%) считают, что в онлайн-пространстве должны сохраняться те же нормы общения, которые используются в жизни.

Цифровая грамотность и безопасность

Риски пробелов в цифровой грамотности заключаются в неадекватной оценке роли информации в современном мире, что, в свою очередь, ведет к непониманию того, что информацию нужно защищать. 44% россиян уверены, что способны защитить собственные персональные данные. Примечательно, что более половины российских интернет-пользователей (55%) считают, что защита их персональных данных – не их забота. По их мнению, этим должны заниматься владельцы сайтов, провайдеры сервисов, государство.

72% пользователей выкладывают в сеть личные фотографии, каждый пятый (19%) – сведения о членах своей семьи. Только треть респондентов делают резервные копии собственных данных (35%). Каждый пятый россиянин осуществляет платежи через публичные Wi-Fi сети (22%).

38% россиян используют один и тот же пароль для разных аккаунтов. Такая же доля пользователей не используют регулярно обновляемое антивирусное ПО.

44% пользователей поведут себя некорректно, если получат от знакомого человека письма с вирусом. Каждый десятый отправит сообщение с вирусом обратно адресату, еще 9% открыли бы письмо. 4% считают, что достаточно перезагрузить компьютер и от этого вирус пропадет. При этом пользователи интернета знают, как себя вести при получении электронного письма от незнакомого человека с просьбой зайти на веб-сайт (71%). Каждый десятый будет консультироваться со знакомым специалистом по данному вопросу.

Отношение человека к инновационным технологиям тесно связано с медиаграмотностью, информационной, компьютерной и коммуникативной грамотностью: если человек следит за технологиями, он больше заинтересован в развитии собственной цифровой грамотности.

Треть россиян следят за новинками в сфере инноваций (36%). Чем старше человек, тем реже он старается быть в курсе технологических новинок. Половина россиян осознают, что современные гаджеты помогают в повседневной жизни и упрощают ее (58%). При этом 53% отметили, что им сложно осваивать современные технологии.

Знания в области работы с информацией, % опрошенных, разбивка по уровню образования

 

Все опрошенные

Люди с высшим образованием

Люди без высшего образования

Делаю выводы на основе информации из разных источников

74

86

70

Доверяю одному источнику информации

26

14

30

*Сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа

Навыки в области работы с информацией, % опрошенных, разбивка по возрастным группам

 

Все опрошенные

18-24

25-34

35-44

45-54

55+

С легкостью могу найти информацию в интернете

81

94

89

83

69

64

Мне сложно найти нужную информацию в интернете

19

6

11

17

31

36

Установки в области работы с информацией, % опрошенных

 

Все опрошенные

Регулярно задумываюсь над тем, насколько полезна или вредна информация, которую я получаю в интернете

55

Не задумываюсь о полезности или вреде информации, которую я получаю в интернете

45

Знания в области компьютерной грамотности, % опрошенных, разбивка по возрастным группам

 

Все опрошенные

18-24

25-34

35-44

45-54

55+

Могу оценить, насколько современные компьютер и программное обеспечение я использую

59

77

68

58

46

42

Мне сложно оценить, насколько компьютер и ПО современны

41

23

32

42

54

58

Знания в области компьютерной грамотности, % опрошенных, разбивка по уровню образования

 

Есть высшее образование

Нет высшего образования

Могу оценить, насколько современные компьютер и программное обеспечение я использую

60

42

Мне сложно оценить, насколько компьютер и ПО современны

40

58

Навыки в области компьютерной грамотности, % опрошенных, разбивка по возрастным группам

 

Все опрошенные

18-24

25-34

35-44

45-54

55+

Для меня работа на компьютере – это естественный процесс, не вызывающий затруднений

78

90

88

80

67

57

Мне сложно и непривычно работать на компьютере

22

10

12

20

33

43

Навыки в области компьютерной грамотности, % опрошенных, разбивка по уровню образования

 

Есть высшее образование

Нет высшего образования

Для меня работа на компьютере – это естественный процесс, не вызывающий затруднений

85

74

Мне сложно и непривычно работать на компьютере

15

26

Установки в области компьютерной грамотности, % опрошенных, разбивка по возрастным группам

 

Все опрошенные

18-24

25-34

35-44

45-54

55+

Компьютер помогает мне в решении повседневных задач для работы, учебы и т.д.

78

90

88

80

67

57

Компьютер нужен мне скорее для развлечений и досуга

22

10

12

20

33

43

Установки в области компьютерной грамотности, % опрошенных, разбивка по уровню образования

 

Есть высшее образование

Нет высшего образования

Компьютер помогает мне в решении повседневных задач для работы, учебы и т.д.

85

69

Компьютер нужен мне скорее для развлечений и досуга

15

31

Знания в области медиаграмотности, % опрошенных, разбивка по возрастным группам

 

Все опрошенные

18-24

25-34

35-44

45-54

55+

Я сравниваю разные источники новостей, чтобы удостовериться в правдивости освещения СМИ разных событий

49

65

61

55

47

35

Я не подвергаю сомнению новости из СМИ, которым я доверяю

51

35

39

45

53

65

Знания в области медиаграмотности, % опрошенных, разбивка по уровню образования

 

Есть высшее образование

Нет высшего образования

Я сравниваю разные источники новостей, чтобы удостовериться в правдивости освещения СМИ разных событий

67

44

Я не подвергаю сомнению новости из СМИ, которым я доверяю

33

56

Навыки в области медиаграмотности, % опрошенных, разбивка по возрастным группам

 

Все опрошенные

18-24

25-34

35-44

45-54

55+

Я знаю, как всегда быть в курсе последних событий и новостей

74

87

82

79

78

57

Мне сложно ориентироваться в потоке новостей и событий

26

13

18

21

22

43

Установки в области медиаграмотности, % опрошенных

 

Все опрошенные

Я считаю, что СМИ, которые я предпочитаю, могут сообщать неполную информацию либо преподносить ее в выгодном кому-то свете

72

Я считаю, что СМИ, которым я доверяю, полно, непредвзято и правдиво освещают происходящие события

28

Знания в области коммуникативной грамотности, % опрошенных, разбивка по возрастным группам

 

Все опрошенные

18-24

25-34

35-44

45-54

55+

Обычно я анализирую позицию своего собеседника (собеседников) в интернете

58

72

60

57

49

53

Я редко анализирую позицию своего собеседника (собеседников) в интернете

42

28

40

43

51

47

Навыки в области коммуникативной грамотности, % опрошенных, разбивка по возрастным группам

 

Все опрошенные

18-24

25-34

35-44

45-54

55+

Я свободно могу использовать современные средства коммуникации (мессенджеры, социальные сети)

75

95

86

77

65

45

Для меня непривычно и неестественно использовать современные средства коммуникации (мессенджеры, социальные сети) для общения

25

5

14

23

35

55

Установки в области коммуникативной грамотности, % опрошенных

 

Все опрошенные

Я считаю, что в интернете должны соблюдаться такие же нормы общения, как в реальной жизни

76

Я считаю, что обычные нормы общения не подходят для интернета – здесь можно общаться свободно

24

Знания о технологических инновациях, % опрошенных, разбивка по возрастным группам

 

Все опрошенные

18-24

25-34

35-44

45-54

55+

Я стараюсь быть в курсе технологических новинок, слежу за трендами

36

68

61

41

26

11

Я не отслеживаю новинки и тренды в сфере технологий

64

32

39

59

74

89

Знания о технологических инновациях, % опрошенных, разбивка по уровню образования

 

Есть высшее образование

Нет высшего образования

Я стараюсь быть в курсе технологических новинок, слежу за трендами

49

32

Я не отслеживаю новинки и тренды в сфере технологий

51

68

Знания о технологических инновациях, % опрошенных, разбивка по полу

 

Мужчины

Женщины

Я стараюсь быть в курсе технологических новинок, слежу за трендами

51

32

Я не отслеживаю новинки и тренды в сфере технологий

49

68

Навыки использования технологических инноваций, % опрошенных, разбивка по возрастным группам

 

Все опрошенные

18-24

25-34

35-44

45-54

55+

Использование современных технологий не вызывает у меня затруднений

47

89

74

61

35

14

Мне сложно осваивать современные технологии

53

11

26

39

65

86

Навыки использования технологических инноваций, % опрошенных, разбивка по полу

 

Мужчины

Женщины

Я стараюсь быть в курсе технологических новинок, слежу за трендами

50

56

Я не отслеживаю новинки и тренды в сфере технологий

50

44

Отношение и установки к технологическим инновациям, % опрошенных, разбивка по возрастным группам

 

Все опрошенные

18-24

25-34

35-44

45-54

55+

Современные гаджеты и приложения помогают в повседневной жизни

58

87

83

69

50

30

Гаджеты и приложения мешают, отвлекают меня от важных дел

42

13

17

31

50

70

Индекс цифровой грамотности, разбивка по возрастным группам

 

Все опрошенные

18-24

25-34

35-44

45-54

55+

Индекс цифровой грамотности

52

77

71

62

47

28

Индекс цифровой грамотности, разбивка по полу

 

Мужчины

Женщины

Индекс цифровой грамотности

53

50

Индекс цифровой грамотности, разбивка по типу населенного пункта

 

Москва и Санкт-Петербург

Город 950 тыс. человек и более

Город 500-949,9 тыс. человек

Город 100-499,9 тыс. человек

Город 50-99,9 тыс. человек

Город до 49,9 тыс. человек и ПГТ

Село

Индекс цифровой грамотности

59

59

54

47

51

51

49

Индекс цифровой грамотности, значение по видам грамотности

 

Индекс цифровой грамотности

Информационная грамотность

54

Компьютерная грамотность

46

Медиаграмотность

65

Коммуникативная грамотность

46

Отношение к технологическим инновациям

47

«Как Вы считаете, насколько безопасно пользоваться интернетом?», % опрошенных, разбивка по возрастным группам

 

Все опрошенные

18-24

25-34

35-44

45-54

55+

Пользоваться интернетом безопасно

41

56

51

50

42

25

«Как Вы считаете, насколько безопасно пользоваться интернетом?», % опрошенных, разбивка по полу

 

Мужчины

Женщины

Пользоваться интернетом безопасно

45

38

«Как Вы считаете, насколько безопасно пользоваться интернетом?», % опрошенных, разбивка по уровню образования

 

Есть высшее образование

Нет высшего образования

Пользоваться интернетом безопасно

47

40

«Как Вы считаете, насколько безопасно пользоваться интернетом?», % опрошенных, разбивка по пользующимся/не пользующимся интернетом

 

Пользуются интернетом

Не пользуются интернетом

Пользоваться интернетом безопасно

52

16

Доля пользователей, которые обладают достаточными знаниями и навыками, чтобы защитить свою персональную информацию в интернете, % пользователей интернета, разбивка по возрастным группам

 

Все опрошенные

18-24

25-34

35-44

45-54

55+

Обладаю достаточными знаниями и навыками, чтобы защитить свою персональную информацию в интернете

44

60

51

43

36

28

Доля пользователей, которые обладают достаточными знаниями и навыками, чтобы защитить свою персональную информацию в интернете, % пользователей интернета, разбивка по полу

 

Мужчины

Женщины

Обладаю достаточными знаниями и навыками, чтобы защитить свою персональную информацию в интернете

54

48

Доля пользователей, которые обладают достаточными знаниями и навыками, чтобы защитить свою персональную информацию в интернете, % пользователей интернета, разбивка по уровню образования

 

Есть высшее образование

Нет высшего образования

Обладаю достаточными знаниями и навыками, чтобы защитить свою персональную информацию в интернете

49

41

Доля пользователей, которые используют один и тот же пароль для разных аккаунтов, % пользователей интернета, разбивка по полу

 

Все опрошенные

Мужчины

Женщины

Использую один и тот же пароль для разных аккаунтов

38

35

41

Доля пользователей, которые используют один и тот же пароль для разных аккаунтов, % пользователей интернета, разбивка по уровню образования

 

Есть высшее образование

Нет высшего образования

Использую один и тот же пароль для разных аккаунтов

34

40

Доля пользователей, которые регулярно обновляют антивирус, % пользователей интернета

 

Все опрошенные

Регулярно обновляю антивирус

59

Доля пользователей, которые осуществляют платежи, подключаясь через публичные Wi-Fi сети, например, в кафе или на улице, % пользователей интернета, разбивка по возрастным группам

 

Все опрошенные

18-24

25-34

35-44

45-54

55+

Осуществляю платежи, подключаясь через публичные Wi-Fiсети

22

36

24

22

17

14

«Что Вы предпримите, если в электронном письме от знакомого Вам человека обнаружен вирус?», % пользователей интернета

 

Пользователи интернета

Не будете открывать письмо и сообщите отправителю, что его компьютер заражен вирусом

56

Отправите сообщение с вирусом обратно, не открывая его

11

Откроете письмо, поскольку оно от знакомого человека

9

Отключитесь от интернета, а затем откроете письмо

4

Спросите у знакомого компьютерного специалиста, что делать

2

Другое

4

Затрудняюсь ответить

14

«Что Вы предпримите, если в электронном письме от незнакомого человека с просьбой зайти на веб-сайт?», % пользователей интернета

 

Пользователи интернета

Проигнорируете или удалите письмо

71

Спросите у знакомого компьютерного специалиста, что делать

11

Отправите ответное письмо с отказом

7

Зайдете на сайт по ссылке в письме

3

Другое

1

Затрудняюсь ответить

7

20.06.2018

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Чего действительно хотят женщины? Исследование #TogetherWeTriumphЧего действительно хотят женщины? Исследование #TogetherWeTriumph
Ведущий бренд нижнего белья Triumph, более 130 лет поддерживающий женщин во всем мире благодаря своим функциональным бра, провел глобальное исследование среди женщин, чтобы узнать, что придает им уверенность в себе, вдохновляет и открывает возможности каждый день.
Кейс салона "Амрита": как запустить программу лояльности за...Кейс салона "Амрита": как запустить программу лояльности за...
Принято считать, что запуск программы лояльности — долгий и затратный процесс. Для крупного бизнеса это действительно так: нужно закупить сканеры, изготовить пластиковые карты, установить программное обеспечение на сервера, обучить кассиров, системных администраторов и аналитиков.
Сервисам контекстной рекламы хотят запретить отслеживать запросы в...Сервисам контекстной рекламы хотят запретить отслеживать запросы в...
Госдума может рассмотреть возможностьзапрета для сервисов контекстной рекламы и агрегаторов новостей отслеживать пользовательские запросы в интернете. С таким предложением выступил зампредседателя Комитета Госдумы по информполитике Андрей Свинцов.
Спрос на креативных специалистов в России в 3 раза превышает...Спрос на креативных специалистов в России в 3 раза превышает...
Об этом заявила Надежда Макова, директор Московской школы коммуникаций MACS, в рамках презентации рейтинга востребованных коммуникационных специальностей и актуальных трендов российской креативной индустрии на дне открытых дверей Московской школы коммуникаций MACS в ARTPLAY.
Предлагается ограничить рекламу гадалок и астрологовПредлагается ограничить рекламу гадалок и астрологов
Госдума вернулась к рассмотрению резонансного законопроекта, предлагающего ограничить рекламу гадалок, экстрасенсов, астрологов и прочих продавцов мистических услуг.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.
ДИЗАЙН и РЕКЛАМАДИЗАЙН и РЕКЛАМА (1)
Выставка рекламной индустрии "ДИЗАЙН и РЕКЛАМА" проходит 22-й раз с 12 по 15 апреля 2016 года в Центральном Доме художника на Крымском Валу. 
Художник-археологХудожник-археолог
ГЦТМ имени А. А. Бахрушина открылась выставка «Кирилл Данелия. Новая археология» — проект, в центре внимания которого Кирилл Данелия, как художник и коллекционер. 

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

20.07.2018 - 16:24
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация