Анализ рынков

Каждый четвертый россиянин имеет высокий уровень цифровой грамотности

Каждый четвертый россиянин имеет высокий уровень цифровой грамотности

26% россиян продемонстрировали высокий уровень базовых компетенций в цифровой среде. Индекс цифровой грамотности[1] составил 52 п.п. из 100 возможных. При этом россиянам свойственна легкомысленность в сфере защиты информации: только 38% респондентов делают резервные копии собственных данных, а 44% пользователей не знают, как правильно поступать в случае получения от знакомого человека письма с вирусом.

Об этом свидетельствуют результаты исследовательского спецпроекта Аналитического центра НАФИ «Цифровая грамотность для экономики будущего». В рамках проекта были проведены всероссийские опросы населения[2], а также кабинетное исследование мировых практик оценки цифровых компетенций взрослого населения.

Индекс цифровой грамотности россиян

Под цифровой грамотностью понимается базовый набор знаний, навыков и установок, позволяющий человеку эффективно решать задачи в цифровой среде.

Компоненты цифровой грамотности:

  • Информационная грамотность
    • Знания о специфике информации и различных ее источниках
    • Навыки поиска релевантной информации и ее сравнения
    • Установки в отношении пользы и вреда информации
  • Компьютерная грамотность
    • Знание устройства компьютера и его функций
    • Навыки использования компьютера и аналогичных устройств
    • Установки в отношении роли компьютера в ежедневной практике
  • Медиаграмотность
    • Знание о медиа-контенте и его источниках
    • Навыки поиска новостей и фактчекинга
    • Установки в отношении достоверности информации, сообщаемой через СМИ
  • Коммуникативная грамотность
    • Знания о специфики диалога в цифровой коммуникации
    • Навыки использования современных средств коммуникации
    • Установки в отношении этики и норм общения в цифровой среде
  • Технологические инновации
    • Знания современных технологических тенденций
    • Навыки работы с гаджетами и приложениями
    • Установки в отношении пользы технологических инноваций

Индекс цифровой грамотности рассчитывался как среднее значение по всем указанным компонентам и составил 52 п.п. из 100 возможных. 26% россиян продемонстрировали высокий уровень базовых компетенций в цифровой среде (доля респондентов с Индексом 90 п.п. и выше).

Самые развитые компетенции россияне демонстрируют в области медиаграмотности (подиндекс равен 65 п.п.). Самый низкий индекс – в области компьютерной грамотности (подиндекс равен 46 п.п.).  

В Москве и Санкт-Петербурге, а также в городах-миллионниках индекс равен 59 п.п., в то время как в селе он почти на 10 п.п. ниже – 49 п.п. Чем выше уровень образования у человека, тем выше у него и уровень цифровой грамотности. Также уровень цифровой грамотности зависит от возраста – чем моложе люди, тем выше у них уровень цифровой грамотности. Значимых гендерных различий не обнаружено  (53 п.п. среди мужчин и 50 п.п. среди женщин).

В целом россиянам в отношении цифровых компетенций свойственны устойчивые наборы базовых навыков при недостатке знаний и этических установок (подиндекс по навыкам  - 55 п.п., по установкам – 53 п.п., по знаниям – 47 п.п.).

Уровень информационной грамотности

Одним из признаков достаточного уровня знаний является умение делать выводы о каком-то факте на основе разных источников. Большая часть россиян серьезно подходят к вопросу анализа информации и предпочитают изучать разные ресурсы (74%). С точки зрения навыков 81% легко находят нужную информацию в интернете (среди тех, у кого есть компьютер).

С этической стороной информационной грамотности ситуация не столь однозначна. Этот индикатор показывает, насколько глубоко человек рефлексирует по поводу найденной информации. 45% не задумываются о пользе и вреде информации, которую они получают в интернете.

Уровень компьютерной грамотности

Основными признаками человека, обладающего комьютерной грамотностью являются понимение технических составлюящих компьютера и легкость в использовани устройства вне зависимости от платформы, а также понимание целей использования гаджетов.

78% пользователей в России считают работу на компьютере несложной. Однако чуть менее половины людей старше 55 лет (43%) испытывают трудности. Для сравнения, только 10% людей 18-24 лет и 12% людей 25-34 лет считают работу на компьютере сложной. Людям с высшим образованием это дается проще (85%), чем тем, у кого уровень образования ниже (74%).

Лишь 59% россиян могут оценить технические характеристики компьютера.  75% россиян пользуются компьютером для решения повседневных задач – для работы, учебы, или досуга и развлечений.

Молодежь и мужская аудиория лучше разбираются в компьютерах и программном обеспечении. Чем старше человек, тем хуже его знания в области компьютерной грамотности.

Уровень медиаграмотности

Медиаграмотность позволяет человеку ориентироваться в медиа-пространстве, искать нужные новости, допуская, что СМИ могут неполно сообщать новости и информацию.

51% россиян не подвергают сомнению факты, опубликованные в СМИ, которым они доверяют. Каждый четвертый россиянин признался, что ему сложно отслеживать новости, ориентироваться в большом потоке событий (26%). Чем моложе человек, тем проще ему это дается.

Большая часть россиян (72%) осознают, что СМИ, которые они сами выбирают, могут не всегда представлять информацию достоверно. При этом почти треть россиян (28%) уверены, что те СМИ, которым они доверяют, правдиво освещают информацию и события. В достоверности информации, которую транслируют СМИ, больше всего сомневаются люди с высшим образованием, а также люди в возрасте от 18 до 34 лет.

Уровень коммуникативной грамотности

Уровень знаний в области коммуникативной грамотности демонстрирует способность проанализировать позицию другого человека, высказывающегося в интернете.

58% россиян анализируют позицию своего собеседника во время беседы в интернете, причем среди молодежи эта доля выше.

Измерение уровня коммуникативных навыков подразумевает оценку опыта использования современных цифровых каналов общения (мессенджеры, социальные сети). Большинство россиян (75%) свободно пользуются современными средствами коммуникации: в первую очередь это моложые люди от 18 до 24 лет (95%) и от 25 до 34 лет (86%).

Большинство россиян (76%) считают, что в онлайн-пространстве должны сохраняться те же нормы общения, которые используются в жизни.

Цифровая грамотность и безопасность

Риски пробелов в цифровой грамотности заключаются в неадекватной оценке роли информации в современном мире, что, в свою очередь, ведет к непониманию того, что информацию нужно защищать. 44% россиян уверены, что способны защитить собственные персональные данные. Примечательно, что более половины российских интернет-пользователей (55%) считают, что защита их персональных данных – не их забота. По их мнению, этим должны заниматься владельцы сайтов, провайдеры сервисов, государство.

72% пользователей выкладывают в сеть личные фотографии, каждый пятый (19%) – сведения о членах своей семьи. Только треть респондентов делают резервные копии собственных данных (35%). Каждый пятый россиянин осуществляет платежи через публичные Wi-Fi сети (22%).

38% россиян используют один и тот же пароль для разных аккаунтов. Такая же доля пользователей не используют регулярно обновляемое антивирусное ПО.

44% пользователей поведут себя некорректно, если получат от знакомого человека письма с вирусом. Каждый десятый отправит сообщение с вирусом обратно адресату, еще 9% открыли бы письмо. 4% считают, что достаточно перезагрузить компьютер и от этого вирус пропадет. При этом пользователи интернета знают, как себя вести при получении электронного письма от незнакомого человека с просьбой зайти на веб-сайт (71%). Каждый десятый будет консультироваться со знакомым специалистом по данному вопросу.

Отношение человека к инновационным технологиям тесно связано с медиаграмотностью, информационной, компьютерной и коммуникативной грамотностью: если человек следит за технологиями, он больше заинтересован в развитии собственной цифровой грамотности.

Треть россиян следят за новинками в сфере инноваций (36%). Чем старше человек, тем реже он старается быть в курсе технологических новинок. Половина россиян осознают, что современные гаджеты помогают в повседневной жизни и упрощают ее (58%). При этом 53% отметили, что им сложно осваивать современные технологии.

Знания в области работы с информацией, % опрошенных, разбивка по уровню образования

 

Все опрошенные

Люди с высшим образованием

Люди без высшего образования

Делаю выводы на основе информации из разных источников

74

86

70

Доверяю одному источнику информации

26

14

30

*Сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа

Навыки в области работы с информацией, % опрошенных, разбивка по возрастным группам

 

Все опрошенные

18-24

25-34

35-44

45-54

55+

С легкостью могу найти информацию в интернете

81

94

89

83

69

64

Мне сложно найти нужную информацию в интернете

19

6

11

17

31

36

Установки в области работы с информацией, % опрошенных

 

Все опрошенные

Регулярно задумываюсь над тем, насколько полезна или вредна информация, которую я получаю в интернете

55

Не задумываюсь о полезности или вреде информации, которую я получаю в интернете

45

Знания в области компьютерной грамотности, % опрошенных, разбивка по возрастным группам

 

Все опрошенные

18-24

25-34

35-44

45-54

55+

Могу оценить, насколько современные компьютер и программное обеспечение я использую

59

77

68

58

46

42

Мне сложно оценить, насколько компьютер и ПО современны

41

23

32

42

54

58

Знания в области компьютерной грамотности, % опрошенных, разбивка по уровню образования

 

Есть высшее образование

Нет высшего образования

Могу оценить, насколько современные компьютер и программное обеспечение я использую

60

42

Мне сложно оценить, насколько компьютер и ПО современны

40

58

Навыки в области компьютерной грамотности, % опрошенных, разбивка по возрастным группам

 

Все опрошенные

18-24

25-34

35-44

45-54

55+

Для меня работа на компьютере – это естественный процесс, не вызывающий затруднений

78

90

88

80

67

57

Мне сложно и непривычно работать на компьютере

22

10

12

20

33

43

Навыки в области компьютерной грамотности, % опрошенных, разбивка по уровню образования

 

Есть высшее образование

Нет высшего образования

Для меня работа на компьютере – это естественный процесс, не вызывающий затруднений

85

74

Мне сложно и непривычно работать на компьютере

15

26

Установки в области компьютерной грамотности, % опрошенных, разбивка по возрастным группам

 

Все опрошенные

18-24

25-34

35-44

45-54

55+

Компьютер помогает мне в решении повседневных задач для работы, учебы и т.д.

78

90

88

80

67

57

Компьютер нужен мне скорее для развлечений и досуга

22

10

12

20

33

43

Установки в области компьютерной грамотности, % опрошенных, разбивка по уровню образования

 

Есть высшее образование

Нет высшего образования

Компьютер помогает мне в решении повседневных задач для работы, учебы и т.д.

85

69

Компьютер нужен мне скорее для развлечений и досуга

15

31

Знания в области медиаграмотности, % опрошенных, разбивка по возрастным группам

 

Все опрошенные

18-24

25-34

35-44

45-54

55+

Я сравниваю разные источники новостей, чтобы удостовериться в правдивости освещения СМИ разных событий

49

65

61

55

47

35

Я не подвергаю сомнению новости из СМИ, которым я доверяю

51

35

39

45

53

65

Знания в области медиаграмотности, % опрошенных, разбивка по уровню образования

 

Есть высшее образование

Нет высшего образования

Я сравниваю разные источники новостей, чтобы удостовериться в правдивости освещения СМИ разных событий

67

44

Я не подвергаю сомнению новости из СМИ, которым я доверяю

33

56

Навыки в области медиаграмотности, % опрошенных, разбивка по возрастным группам

 

Все опрошенные

18-24

25-34

35-44

45-54

55+

Я знаю, как всегда быть в курсе последних событий и новостей

74

87

82

79

78

57

Мне сложно ориентироваться в потоке новостей и событий

26

13

18

21

22

43

Установки в области медиаграмотности, % опрошенных

 

Все опрошенные

Я считаю, что СМИ, которые я предпочитаю, могут сообщать неполную информацию либо преподносить ее в выгодном кому-то свете

72

Я считаю, что СМИ, которым я доверяю, полно, непредвзято и правдиво освещают происходящие события

28

Знания в области коммуникативной грамотности, % опрошенных, разбивка по возрастным группам

 

Все опрошенные

18-24

25-34

35-44

45-54

55+

Обычно я анализирую позицию своего собеседника (собеседников) в интернете

58

72

60

57

49

53

Я редко анализирую позицию своего собеседника (собеседников) в интернете

42

28

40

43

51

47

Навыки в области коммуникативной грамотности, % опрошенных, разбивка по возрастным группам

 

Все опрошенные

18-24

25-34

35-44

45-54

55+

Я свободно могу использовать современные средства коммуникации (мессенджеры, социальные сети)

75

95

86

77

65

45

Для меня непривычно и неестественно использовать современные средства коммуникации (мессенджеры, социальные сети) для общения

25

5

14

23

35

55

Установки в области коммуникативной грамотности, % опрошенных

 

Все опрошенные

Я считаю, что в интернете должны соблюдаться такие же нормы общения, как в реальной жизни

76

Я считаю, что обычные нормы общения не подходят для интернета – здесь можно общаться свободно

24

Знания о технологических инновациях, % опрошенных, разбивка по возрастным группам

 

Все опрошенные

18-24

25-34

35-44

45-54

55+

Я стараюсь быть в курсе технологических новинок, слежу за трендами

36

68

61

41

26

11

Я не отслеживаю новинки и тренды в сфере технологий

64

32

39

59

74

89

Знания о технологических инновациях, % опрошенных, разбивка по уровню образования

 

Есть высшее образование

Нет высшего образования

Я стараюсь быть в курсе технологических новинок, слежу за трендами

49

32

Я не отслеживаю новинки и тренды в сфере технологий

51

68

Знания о технологических инновациях, % опрошенных, разбивка по полу

 

Мужчины

Женщины

Я стараюсь быть в курсе технологических новинок, слежу за трендами

51

32

Я не отслеживаю новинки и тренды в сфере технологий

49

68

Навыки использования технологических инноваций, % опрошенных, разбивка по возрастным группам

 

Все опрошенные

18-24

25-34

35-44

45-54

55+

Использование современных технологий не вызывает у меня затруднений

47

89

74

61

35

14

Мне сложно осваивать современные технологии

53

11

26

39

65

86

Навыки использования технологических инноваций, % опрошенных, разбивка по полу

 

Мужчины

Женщины

Я стараюсь быть в курсе технологических новинок, слежу за трендами

50

56

Я не отслеживаю новинки и тренды в сфере технологий

50

44

Отношение и установки к технологическим инновациям, % опрошенных, разбивка по возрастным группам

 

Все опрошенные

18-24

25-34

35-44

45-54

55+

Современные гаджеты и приложения помогают в повседневной жизни

58

87

83

69

50

30

Гаджеты и приложения мешают, отвлекают меня от важных дел

42

13

17

31

50

70

Индекс цифровой грамотности, разбивка по возрастным группам

 

Все опрошенные

18-24

25-34

35-44

45-54

55+

Индекс цифровой грамотности

52

77

71

62

47

28

Индекс цифровой грамотности, разбивка по полу

 

Мужчины

Женщины

Индекс цифровой грамотности

53

50

Индекс цифровой грамотности, разбивка по типу населенного пункта

 

Москва и Санкт-Петербург

Город 950 тыс. человек и более

Город 500-949,9 тыс. человек

Город 100-499,9 тыс. человек

Город 50-99,9 тыс. человек

Город до 49,9 тыс. человек и ПГТ

Село

Индекс цифровой грамотности

59

59

54

47

51

51

49

Индекс цифровой грамотности, значение по видам грамотности

 

Индекс цифровой грамотности

Информационная грамотность

54

Компьютерная грамотность

46

Медиаграмотность

65

Коммуникативная грамотность

46

Отношение к технологическим инновациям

47

«Как Вы считаете, насколько безопасно пользоваться интернетом?», % опрошенных, разбивка по возрастным группам

 

Все опрошенные

18-24

25-34

35-44

45-54

55+

Пользоваться интернетом безопасно

41

56

51

50

42

25

«Как Вы считаете, насколько безопасно пользоваться интернетом?», % опрошенных, разбивка по полу

 

Мужчины

Женщины

Пользоваться интернетом безопасно

45

38

«Как Вы считаете, насколько безопасно пользоваться интернетом?», % опрошенных, разбивка по уровню образования

 

Есть высшее образование

Нет высшего образования

Пользоваться интернетом безопасно

47

40

«Как Вы считаете, насколько безопасно пользоваться интернетом?», % опрошенных, разбивка по пользующимся/не пользующимся интернетом

 

Пользуются интернетом

Не пользуются интернетом

Пользоваться интернетом безопасно

52

16

Доля пользователей, которые обладают достаточными знаниями и навыками, чтобы защитить свою персональную информацию в интернете, % пользователей интернета, разбивка по возрастным группам

 

Все опрошенные

18-24

25-34

35-44

45-54

55+

Обладаю достаточными знаниями и навыками, чтобы защитить свою персональную информацию в интернете

44

60

51

43

36

28

Доля пользователей, которые обладают достаточными знаниями и навыками, чтобы защитить свою персональную информацию в интернете, % пользователей интернета, разбивка по полу

 

Мужчины

Женщины

Обладаю достаточными знаниями и навыками, чтобы защитить свою персональную информацию в интернете

54

48

Доля пользователей, которые обладают достаточными знаниями и навыками, чтобы защитить свою персональную информацию в интернете, % пользователей интернета, разбивка по уровню образования

 

Есть высшее образование

Нет высшего образования

Обладаю достаточными знаниями и навыками, чтобы защитить свою персональную информацию в интернете

49

41

Доля пользователей, которые используют один и тот же пароль для разных аккаунтов, % пользователей интернета, разбивка по полу

 

Все опрошенные

Мужчины

Женщины

Использую один и тот же пароль для разных аккаунтов

38

35

41

Доля пользователей, которые используют один и тот же пароль для разных аккаунтов, % пользователей интернета, разбивка по уровню образования

 

Есть высшее образование

Нет высшего образования

Использую один и тот же пароль для разных аккаунтов

34

40

Доля пользователей, которые регулярно обновляют антивирус, % пользователей интернета

 

Все опрошенные

Регулярно обновляю антивирус

59

Доля пользователей, которые осуществляют платежи, подключаясь через публичные Wi-Fi сети, например, в кафе или на улице, % пользователей интернета, разбивка по возрастным группам

 

Все опрошенные

18-24

25-34

35-44

45-54

55+

Осуществляю платежи, подключаясь через публичные Wi-Fiсети

22

36

24

22

17

14

«Что Вы предпримите, если в электронном письме от знакомого Вам человека обнаружен вирус?», % пользователей интернета

 

Пользователи интернета

Не будете открывать письмо и сообщите отправителю, что его компьютер заражен вирусом

56

Отправите сообщение с вирусом обратно, не открывая его

11

Откроете письмо, поскольку оно от знакомого человека

9

Отключитесь от интернета, а затем откроете письмо

4

Спросите у знакомого компьютерного специалиста, что делать

2

Другое

4

Затрудняюсь ответить

14

«Что Вы предпримите, если в электронном письме от незнакомого человека с просьбой зайти на веб-сайт?», % пользователей интернета

 

Пользователи интернета

Проигнорируете или удалите письмо

71

Спросите у знакомого компьютерного специалиста, что делать

11

Отправите ответное письмо с отказом

7

Зайдете на сайт по ссылке в письме

3

Другое

1

Затрудняюсь ответить

7

20.06.2018

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.
Тренды в мобильном маркетинге-2024Тренды в мобильном маркетинге-2024
Как будет работать мобильный маркетинг в 2024 году и какие тренды прямо сейчас влияют на весь рынок, рассказывает Алла Рауд, руководитель направления ASO в IT-Agency.
Новые медиа – Новая реальностьНовые медиа – Новая реальность
Сегодня российская блогосфера стремительно трансформируется. И это неудивительно: только за последний год ведущие отечественные социальные сети продемонстрировали, пожалуй, самую серьезную бизнес- и маркетинговую активность за долгие годы – появились новые сервисы, произошло резкое расширение аудиторий, усилился приток авторов, возникли инновационные форматы и мн. др.  Блогеры, в свою очередь, стали расширять перечень жанров, в которых они работают; оформился тренд на мультиформатность и партнерства. Рекламодатели же сделали ставку на блогосферу как на приоритетный и наиболее эффективный канал продвижения. Наконец, государство стало рассматривать блогосферу как полноценного экономического субъекта, что, естественно, отразилось в законодательной базе.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

19.03.2024 - 07:19
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация