Каждый четвертый россиянин имеет высокий уровень цифровой грамотностиДата публикации: 20.06.2018 Раздел: Анализ рынков 26% россиян продемонстрировали высокий уровень базовых компетенций в цифровой среде. Индекс цифровой грамотности[1] составил 52 п.п. из 100 возможных. При этом россиянам свойственна легкомысленность в сфере защиты информации: только 38% респондентов делают резервные копии собственных данных, а 44% пользователей не знают, как правильно поступать в случае получения от знакомого человека письма с вирусом. Об этом свидетельствуют результаты исследовательского спецпроекта Аналитического центра НАФИ «Цифровая грамотность для экономики будущего». В рамках проекта были проведены всероссийские опросы населения[2], а также кабинетное исследование мировых практик оценки цифровых компетенций взрослого населения.
Индекс цифровой грамотности россиян
Под цифровой грамотностью понимается базовый набор знаний, навыков и установок, позволяющий человеку эффективно решать задачи в цифровой среде.
Компоненты цифровой грамотности:
- Информационная грамотность
- Знания о специфике информации и различных ее источниках
- Навыки поиска релевантной информации и ее сравнения
- Установки в отношении пользы и вреда информации
- Компьютерная грамотность
- Знание устройства компьютера и его функций
- Навыки использования компьютера и аналогичных устройств
- Установки в отношении роли компьютера в ежедневной практике
- Медиаграмотность
- Знание о медиа-контенте и его источниках
- Навыки поиска новостей и фактчекинга
- Установки в отношении достоверности информации, сообщаемой через СМИ
- Коммуникативная грамотность
- Знания о специфики диалога в цифровой коммуникации
- Навыки использования современных средств коммуникации
- Установки в отношении этики и норм общения в цифровой среде
- Технологические инновации
- Знания современных технологических тенденций
- Навыки работы с гаджетами и приложениями
- Установки в отношении пользы технологических инноваций
Индекс цифровой грамотности рассчитывался как среднее значение по всем указанным компонентам и составил 52 п.п. из 100 возможных. 26% россиян продемонстрировали высокий уровень базовых компетенций в цифровой среде (доля респондентов с Индексом 90 п.п. и выше).
Самые развитые компетенции россияне демонстрируют в области медиаграмотности (подиндекс равен 65 п.п.). Самый низкий индекс – в области компьютерной грамотности (подиндекс равен 46 п.п.).
В Москве и Санкт-Петербурге, а также в городах-миллионниках индекс равен 59 п.п., в то время как в селе он почти на 10 п.п. ниже – 49 п.п. Чем выше уровень образования у человека, тем выше у него и уровень цифровой грамотности. Также уровень цифровой грамотности зависит от возраста – чем моложе люди, тем выше у них уровень цифровой грамотности. Значимых гендерных различий не обнаружено (53 п.п. среди мужчин и 50 п.п. среди женщин).
В целом россиянам в отношении цифровых компетенций свойственны устойчивые наборы базовых навыков при недостатке знаний и этических установок (подиндекс по навыкам - 55 п.п., по установкам – 53 п.п., по знаниям – 47 п.п.).
Уровень информационной грамотности
Одним из признаков достаточного уровня знаний является умение делать выводы о каком-то факте на основе разных источников. Большая часть россиян серьезно подходят к вопросу анализа информации и предпочитают изучать разные ресурсы (74%). С точки зрения навыков 81% легко находят нужную информацию в интернете (среди тех, у кого есть компьютер).
С этической стороной информационной грамотности ситуация не столь однозначна. Этот индикатор показывает, насколько глубоко человек рефлексирует по поводу найденной информации. 45% не задумываются о пользе и вреде информации, которую они получают в интернете.
Уровень компьютерной грамотности
Основными признаками человека, обладающего комьютерной грамотностью являются понимение технических составлюящих компьютера и легкость в использовани устройства вне зависимости от платформы, а также понимание целей использования гаджетов.
78% пользователей в России считают работу на компьютере несложной. Однако чуть менее половины людей старше 55 лет (43%) испытывают трудности. Для сравнения, только 10% людей 18-24 лет и 12% людей 25-34 лет считают работу на компьютере сложной. Людям с высшим образованием это дается проще (85%), чем тем, у кого уровень образования ниже (74%).
Лишь 59% россиян могут оценить технические характеристики компьютера. 75% россиян пользуются компьютером для решения повседневных задач – для работы, учебы, или досуга и развлечений.
Молодежь и мужская аудиория лучше разбираются в компьютерах и программном обеспечении. Чем старше человек, тем хуже его знания в области компьютерной грамотности.
Уровень медиаграмотности
Медиаграмотность позволяет человеку ориентироваться в медиа-пространстве, искать нужные новости, допуская, что СМИ могут неполно сообщать новости и информацию.
51% россиян не подвергают сомнению факты, опубликованные в СМИ, которым они доверяют. Каждый четвертый россиянин признался, что ему сложно отслеживать новости, ориентироваться в большом потоке событий (26%). Чем моложе человек, тем проще ему это дается.
Большая часть россиян (72%) осознают, что СМИ, которые они сами выбирают, могут не всегда представлять информацию достоверно. При этом почти треть россиян (28%) уверены, что те СМИ, которым они доверяют, правдиво освещают информацию и события. В достоверности информации, которую транслируют СМИ, больше всего сомневаются люди с высшим образованием, а также люди в возрасте от 18 до 34 лет.
Уровень коммуникативной грамотности
Уровень знаний в области коммуникативной грамотности демонстрирует способность проанализировать позицию другого человека, высказывающегося в интернете.
58% россиян анализируют позицию своего собеседника во время беседы в интернете, причем среди молодежи эта доля выше.
Измерение уровня коммуникативных навыков подразумевает оценку опыта использования современных цифровых каналов общения (мессенджеры, социальные сети). Большинство россиян (75%) свободно пользуются современными средствами коммуникации: в первую очередь это моложые люди от 18 до 24 лет (95%) и от 25 до 34 лет (86%).
Большинство россиян (76%) считают, что в онлайн-пространстве должны сохраняться те же нормы общения, которые используются в жизни.
Цифровая грамотность и безопасность
Риски пробелов в цифровой грамотности заключаются в неадекватной оценке роли информации в современном мире, что, в свою очередь, ведет к непониманию того, что информацию нужно защищать. 44% россиян уверены, что способны защитить собственные персональные данные. Примечательно, что более половины российских интернет-пользователей (55%) считают, что защита их персональных данных – не их забота. По их мнению, этим должны заниматься владельцы сайтов, провайдеры сервисов, государство.
72% пользователей выкладывают в сеть личные фотографии, каждый пятый (19%) – сведения о членах своей семьи. Только треть респондентов делают резервные копии собственных данных (35%). Каждый пятый россиянин осуществляет платежи через публичные Wi-Fi сети (22%).
38% россиян используют один и тот же пароль для разных аккаунтов. Такая же доля пользователей не используют регулярно обновляемое антивирусное ПО.
44% пользователей поведут себя некорректно, если получат от знакомого человека письма с вирусом. Каждый десятый отправит сообщение с вирусом обратно адресату, еще 9% открыли бы письмо. 4% считают, что достаточно перезагрузить компьютер и от этого вирус пропадет. При этом пользователи интернета знают, как себя вести при получении электронного письма от незнакомого человека с просьбой зайти на веб-сайт (71%). Каждый десятый будет консультироваться со знакомым специалистом по данному вопросу.
Отношение человека к инновационным технологиям тесно связано с медиаграмотностью, информационной, компьютерной и коммуникативной грамотностью: если человек следит за технологиями, он больше заинтересован в развитии собственной цифровой грамотности.
Треть россиян следят за новинками в сфере инноваций (36%). Чем старше человек, тем реже он старается быть в курсе технологических новинок. Половина россиян осознают, что современные гаджеты помогают в повседневной жизни и упрощают ее (58%). При этом 53% отметили, что им сложно осваивать современные технологии.
Знания в области работы с информацией, % опрошенных, разбивка по уровню образования
|
Все опрошенные
|
Люди с высшим образованием
|
Люди без высшего образования
|
Делаю выводы на основе информации из разных источников
|
74
|
86
|
70
|
Доверяю одному источнику информации
|
26
|
14
|
30
|
*Сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
Навыки в области работы с информацией, % опрошенных, разбивка по возрастным группам
|
Все опрошенные
|
18-24
|
25-34
|
35-44
|
45-54
|
55+
|
С легкостью могу найти информацию в интернете
|
81
|
94
|
89
|
83
|
69
|
64
|
Мне сложно найти нужную информацию в интернете
|
19
|
6
|
11
|
17
|
31
|
36
|
Установки в области работы с информацией, % опрошенных
|
Все опрошенные
|
Регулярно задумываюсь над тем, насколько полезна или вредна информация, которую я получаю в интернете
|
55
|
Не задумываюсь о полезности или вреде информации, которую я получаю в интернете
|
45
|
Знания в области компьютерной грамотности, % опрошенных, разбивка по возрастным группам
|
Все опрошенные
|
18-24
|
25-34
|
35-44
|
45-54
|
55+
|
Могу оценить, насколько современные компьютер и программное обеспечение я использую
|
59
|
77
|
68
|
58
|
46
|
42
|
Мне сложно оценить, насколько компьютер и ПО современны
|
41
|
23
|
32
|
42
|
54
|
58
|
Знания в области компьютерной грамотности, % опрошенных, разбивка по уровню образования
|
Есть высшее образование
|
Нет высшего образования
|
Могу оценить, насколько современные компьютер и программное обеспечение я использую
|
60
|
42
|
Мне сложно оценить, насколько компьютер и ПО современны
|
40
|
58
|
Навыки в области компьютерной грамотности, % опрошенных, разбивка по возрастным группам
|
Все опрошенные
|
18-24
|
25-34
|
35-44
|
45-54
|
55+
|
Для меня работа на компьютере – это естественный процесс, не вызывающий затруднений
|
78
|
90
|
88
|
80
|
67
|
57
|
Мне сложно и непривычно работать на компьютере
|
22
|
10
|
12
|
20
|
33
|
43
|
Навыки в области компьютерной грамотности, % опрошенных, разбивка по уровню образования
|
Есть высшее образование
|
Нет высшего образования
|
Для меня работа на компьютере – это естественный процесс, не вызывающий затруднений
|
85
|
74
|
Мне сложно и непривычно работать на компьютере
|
15
|
26
|
Установки в области компьютерной грамотности, % опрошенных, разбивка по возрастным группам
|
Все опрошенные
|
18-24
|
25-34
|
35-44
|
45-54
|
55+
|
Компьютер помогает мне в решении повседневных задач для работы, учебы и т.д.
|
78
|
90
|
88
|
80
|
67
|
57
|
Компьютер нужен мне скорее для развлечений и досуга
|
22
|
10
|
12
|
20
|
33
|
43
|
Установки в области компьютерной грамотности, % опрошенных, разбивка по уровню образования
|
Есть высшее образование
|
Нет высшего образования
|
Компьютер помогает мне в решении повседневных задач для работы, учебы и т.д.
|
85
|
69
|
Компьютер нужен мне скорее для развлечений и досуга
|
15
|
31
|
Знания в области медиаграмотности, % опрошенных, разбивка по возрастным группам
|
Все опрошенные
|
18-24
|
25-34
|
35-44
|
45-54
|
55+
|
Я сравниваю разные источники новостей, чтобы удостовериться в правдивости освещения СМИ разных событий
|
49
|
65
|
61
|
55
|
47
|
35
|
Я не подвергаю сомнению новости из СМИ, которым я доверяю
|
51
|
35
|
39
|
45
|
53
|
65
|
Знания в области медиаграмотности, % опрошенных, разбивка по уровню образования
|
Есть высшее образование
|
Нет высшего образования
|
Я сравниваю разные источники новостей, чтобы удостовериться в правдивости освещения СМИ разных событий
|
67
|
44
|
Я не подвергаю сомнению новости из СМИ, которым я доверяю
|
33
|
56
|
Навыки в области медиаграмотности, % опрошенных, разбивка по возрастным группам
|
Все опрошенные
|
18-24
|
25-34
|
35-44
|
45-54
|
55+
|
Я знаю, как всегда быть в курсе последних событий и новостей
|
74
|
87
|
82
|
79
|
78
|
57
|
Мне сложно ориентироваться в потоке новостей и событий
|
26
|
13
|
18
|
21
|
22
|
43
|
Установки в области медиаграмотности, % опрошенных
|
Все опрошенные
|
Я считаю, что СМИ, которые я предпочитаю, могут сообщать неполную информацию либо преподносить ее в выгодном кому-то свете
|
72
|
Я считаю, что СМИ, которым я доверяю, полно, непредвзято и правдиво освещают происходящие события
|
28
|
Знания в области коммуникативной грамотности, % опрошенных, разбивка по возрастным группам
|
Все опрошенные
|
18-24
|
25-34
|
35-44
|
45-54
|
55+
|
Обычно я анализирую позицию своего собеседника (собеседников) в интернете
|
58
|
72
|
60
|
57
|
49
|
53
|
Я редко анализирую позицию своего собеседника (собеседников) в интернете
|
42
|
28
|
40
|
43
|
51
|
47
|
Навыки в области коммуникативной грамотности, % опрошенных, разбивка по возрастным группам
|
Все опрошенные
|
18-24
|
25-34
|
35-44
|
45-54
|
55+
|
Я свободно могу использовать современные средства коммуникации (мессенджеры, социальные сети)
|
75
|
95
|
86
|
77
|
65
|
45
|
Для меня непривычно и неестественно использовать современные средства коммуникации (мессенджеры, социальные сети) для общения
|
25
|
5
|
14
|
23
|
35
|
55
|
Установки в области коммуникативной грамотности, % опрошенных
|
Все опрошенные
|
Я считаю, что в интернете должны соблюдаться такие же нормы общения, как в реальной жизни
|
76
|
Я считаю, что обычные нормы общения не подходят для интернета – здесь можно общаться свободно
|
24
|
Знания о технологических инновациях, % опрошенных, разбивка по возрастным группам
|
Все опрошенные
|
18-24
|
25-34
|
35-44
|
45-54
|
55+
|
Я стараюсь быть в курсе технологических новинок, слежу за трендами
|
36
|
68
|
61
|
41
|
26
|
11
|
Я не отслеживаю новинки и тренды в сфере технологий
|
64
|
32
|
39
|
59
|
74
|
89
|
Знания о технологических инновациях, % опрошенных, разбивка по уровню образования
|
Есть высшее образование
|
Нет высшего образования
|
Я стараюсь быть в курсе технологических новинок, слежу за трендами
|
49
|
32
|
Я не отслеживаю новинки и тренды в сфере технологий
|
51
|
68
|
Знания о технологических инновациях, % опрошенных, разбивка по полу
|
Мужчины
|
Женщины
|
Я стараюсь быть в курсе технологических новинок, слежу за трендами
|
51
|
32
|
Я не отслеживаю новинки и тренды в сфере технологий
|
49
|
68
|
Навыки использования технологических инноваций, % опрошенных, разбивка по возрастным группам
|
Все опрошенные
|
18-24
|
25-34
|
35-44
|
45-54
|
55+
|
Использование современных технологий не вызывает у меня затруднений
|
47
|
89
|
74
|
61
|
35
|
14
|
Мне сложно осваивать современные технологии
|
53
|
11
|
26
|
39
|
65
|
86
|
Навыки использования технологических инноваций, % опрошенных, разбивка по полу
|
Мужчины
|
Женщины
|
Я стараюсь быть в курсе технологических новинок, слежу за трендами
|
50
|
56
|
Я не отслеживаю новинки и тренды в сфере технологий
|
50
|
44
|
Отношение и установки к технологическим инновациям, % опрошенных, разбивка по возрастным группам
|
Все опрошенные
|
18-24
|
25-34
|
35-44
|
45-54
|
55+
|
Современные гаджеты и приложения помогают в повседневной жизни
|
58
|
87
|
83
|
69
|
50
|
30
|
Гаджеты и приложения мешают, отвлекают меня от важных дел
|
42
|
13
|
17
|
31
|
50
|
70
|
Индекс цифровой грамотности, разбивка по возрастным группам
|
Все опрошенные
|
18-24
|
25-34
|
35-44
|
45-54
|
55+
|
Индекс цифровой грамотности
|
52
|
77
|
71
|
62
|
47
|
28
|
Индекс цифровой грамотности, разбивка по полу
|
Мужчины
|
Женщины
|
Индекс цифровой грамотности
|
53
|
50
|
Индекс цифровой грамотности, разбивка по типу населенного пункта
|
Москва и Санкт-Петербург
|
Город 950 тыс. человек и более
|
Город 500-949,9 тыс. человек
|
Город 100-499,9 тыс. человек
|
Город 50-99,9 тыс. человек
|
Город до 49,9 тыс. человек и ПГТ
|
Село
|
Индекс цифровой грамотности
|
59
|
59
|
54
|
47
|
51
|
51
|
49
|
Индекс цифровой грамотности, значение по видам грамотности
|
Индекс цифровой грамотности
|
Информационная грамотность
|
54
|
Компьютерная грамотность
|
46
|
Медиаграмотность
|
65
|
Коммуникативная грамотность
|
46
|
Отношение к технологическим инновациям
|
47
|
«Как Вы считаете, насколько безопасно пользоваться интернетом?», % опрошенных, разбивка по возрастным группам
|
Все опрошенные
|
18-24
|
25-34
|
35-44
|
45-54
|
55+
|
Пользоваться интернетом безопасно
|
41
|
56
|
51
|
50
|
42
|
25
|
«Как Вы считаете, насколько безопасно пользоваться интернетом?», % опрошенных, разбивка по полу
|
Мужчины
|
Женщины
|
Пользоваться интернетом безопасно
|
45
|
38
|
«Как Вы считаете, насколько безопасно пользоваться интернетом?», % опрошенных, разбивка по уровню образования
|
Есть высшее образование
|
Нет высшего образования
|
Пользоваться интернетом безопасно
|
47
|
40
|
«Как Вы считаете, насколько безопасно пользоваться интернетом?», % опрошенных, разбивка по пользующимся/не пользующимся интернетом
|
Пользуются интернетом
|
Не пользуются интернетом
|
Пользоваться интернетом безопасно
|
52
|
16
|
Доля пользователей, которые обладают достаточными знаниями и навыками, чтобы защитить свою персональную информацию в интернете, % пользователей интернета, разбивка по возрастным группам
|
Все опрошенные
|
18-24
|
25-34
|
35-44
|
45-54
|
55+
|
Обладаю достаточными знаниями и навыками, чтобы защитить свою персональную информацию в интернете
|
44
|
60
|
51
|
43
|
36
|
28
|
Доля пользователей, которые обладают достаточными знаниями и навыками, чтобы защитить свою персональную информацию в интернете, % пользователей интернета, разбивка по полу
|
Мужчины
|
Женщины
|
Обладаю достаточными знаниями и навыками, чтобы защитить свою персональную информацию в интернете
|
54
|
48
|
Доля пользователей, которые обладают достаточными знаниями и навыками, чтобы защитить свою персональную информацию в интернете, % пользователей интернета, разбивка по уровню образования
|
Есть высшее образование
|
Нет высшего образования
|
Обладаю достаточными знаниями и навыками, чтобы защитить свою персональную информацию в интернете
|
49
|
41
|
Доля пользователей, которые используют один и тот же пароль для разных аккаунтов, % пользователей интернета, разбивка по полу
|
Все опрошенные
|
Мужчины
|
Женщины
|
Использую один и тот же пароль для разных аккаунтов
|
38
|
35
|
41
|
Доля пользователей, которые используют один и тот же пароль для разных аккаунтов, % пользователей интернета, разбивка по уровню образования
|
Есть высшее образование
|
Нет высшего образования
|
Использую один и тот же пароль для разных аккаунтов
|
34
|
40
|
Доля пользователей, которые регулярно обновляют антивирус, % пользователей интернета
|
Все опрошенные
|
Регулярно обновляю антивирус
|
59
|
Доля пользователей, которые осуществляют платежи, подключаясь через публичные Wi-Fi сети, например, в кафе или на улице, % пользователей интернета, разбивка по возрастным группам
|
Все опрошенные
|
18-24
|
25-34
|
35-44
|
45-54
|
55+
|
Осуществляю платежи, подключаясь через публичные Wi-Fiсети
|
22
|
36
|
24
|
22
|
17
|
14
|
«Что Вы предпримите, если в электронном письме от знакомого Вам человека обнаружен вирус?», % пользователей интернета
|
Пользователи интернета
|
Не будете открывать письмо и сообщите отправителю, что его компьютер заражен вирусом
|
56
|
Отправите сообщение с вирусом обратно, не открывая его
|
11
|
Откроете письмо, поскольку оно от знакомого человека
|
9
|
Отключитесь от интернета, а затем откроете письмо
|
4
|
Спросите у знакомого компьютерного специалиста, что делать
|
2
|
Другое
|
4
|
Затрудняюсь ответить
|
14
|
«Что Вы предпримите, если в электронном письме от незнакомого человека с просьбой зайти на веб-сайт?», % пользователей интернета
|
Пользователи интернета
|
Проигнорируете или удалите письмо
|
71
|
Спросите у знакомого компьютерного специалиста, что делать
|
11
|
Отправите ответное письмо с отказом
|
7
|
Зайдете на сайт по ссылке в письме
|
3
|
Другое
|
1
|
Затрудняюсь ответить
|
7
|
Advertology.Ru
Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article144683.htm |