Анализ рынков

Торговцы разлюбили запретный плод

Торговцы разлюбили запретный плод

Крупные торговые сети, включая X5 Retail Group, «О’кей», «Дикси» и «Лента», подсчитали, что в структуре их оборота за прошлый год на долю импортных продуктов пришлось в среднем 4–8%, максимум 10%. Ритейлеры не берутся прогнозировать, как эмбарго отразится на этих показателях по итогам текущего года. Между тем переработчики мяса, молока и рыбы уже фиксируют убытки, хотя стоимость их продукции растет.

Прогноз меняется из-за эмбарго

В пятницу Минэкономики пересмотрело прогноз по изменению цен на продукты питания по итогам 2014 года. Если до этого предполагалось, что рост составит 7,2–7,4%, то сейчас чиновники пессимистичны: продуктовая инфляция может достичь 12–13%. Очевидно, что прогноз поменялся с учетом возможных последствий от эмбарго, введенного летом в отношении продукции из США, ЕС, Норвегии и Австралии. Мониторинг, проводимый Минэкономики, показал, что в августе на 1,4% подорожали продукты, попавшие под запрет, в то время как цены на другие товары выросли всего на 0,2%.

Начальник управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анна Мирочиненко сообщила “Ъ”, что, например, с 8 по 15 сентября в Краснодарском крае свинина у оптовиков подорожала на 4,82%, говядина — на 5,24%. При этом Росстат не фиксирует резкого роста цен на продовольствие в рознице (см. график). В Минпромторге сообщили, что статистика министерства в целом совпадает с данными Росстата. «Сейчас цены колеблются примерно так же, как и в прошлом году, за исключением некоторых товаров»,— говорит замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов. Но цены будут расти в силу объективных причин, считает президент группы «Дикси» Илья Якубсон: «Если сырье подорожало, переработчик вынужден поднять цену». “Ъ” решил проверить, в каких сегментах рост может оказаться существенным.

Рыбу смешали с молоком

Для ритейлеров запрет на европейскую рыбу стал одним из самых болезненных. Как уже сообщал “Ъ”, поставщики уведомляют торговые сети о повышении цен на 5–20%, в некоторых случаях рост достигает 120%. В связи с этим ФАС уже начала проверки в Москве, Подмосковье, Новосибирской и Мурманской областях. В группе «Русское море» констатируют, что отпускные цены на рыбу сегодня пока еще не стабилизировались. «Для этого потребуется еще не менее полутора месяцев»,— отмечают в компании. После введения санкций компания переориентировалась на поставки красной рыбы с Фарерских островов и из Чили. «У нас на долю свежемороженой красной рыбы из Чили приходится 60%, остальные 40% — это охлажденная рыба из России и с Фарерских островов»,— уточнил представитель «Русского моря». «Лента» переключилась на поставщиков из Мурманска и наладила поставки из Чили, «Диски» нашла контрагентов на Дальнем Востоке, отмечают представители этих розничных сетей.

Что же касается молочного рынка, то санкции не создали для отрасли новых проблем, а скорее усугубили старые. Как говорит глава национального союза производителей молока «Союзмолоко» Андрей Даниленко, дефицит сырого молока, наблюдающийся в последние годы, продолжает расти, что неизбежно оказывает давление на цены на конечную продукцию. Введенный запрет на ввоз этой продукции и сырья с Запада также создает дополнительную нагрузку на стоимость. Объем импорта из-за санкций не сократился, уверен господин Даниленко: «Все, что шло в Россию, продолжает идти, но, по более высокой цене. В том числе и в качестве реэкспорта через Белоруссию». Он прогнозирует, что дальнейшее повышение цен приведет к сокращению роста потребления. В этом случае, продолжает Андрей Даниленко, производители будут вынуждены снижать цены, что приведет к падению рентабельности производства. В итоге это приведет к сокращению предложения, и цены снова вырастут, что опять вызовет турбулентность в отрасли. Производители молока считают, что изменить ситуацию поможет господдержка в размере около 600 млрд руб. до 2020 года либо высокая цена на молоко — не ниже 35 руб. за литр. При этом в «Союзмолоке» не исключают, что государство будет устанавливать ценовой коридор, который бы устроил и производителей, и переработчиков.

Поставщики молочной продукции продолжают уведомлять ритейлеров о повышении отпускных цен на свою продукцию, мотивируя это ослаблением рубля и ростом цен на сырье, рассказывает представитель X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») Владимир Русанов. Пока, добавляет он, повышение незначительное — 7–10%. По его словам, у российских поставщиков сейчас нет проблем со сбытом продукции, что позволяет ритейлерам отсрочить повышение цен в рознице. Поставщики сыров заявляют преимущественно о подорожании продукции на 5%, но ритейлер пока не повышает розничные цены, продолжает господин Русанов. Несмотря на то что с рынка ушли практически все крупные иностранные игроки — Arla, Campina, Valio,— нехватки сыров быть не должно. Дефицита этой продукции ожидают в сети «О’кей», рассказал представитель компании Артем Глущенко. Представитель «Дикси» (сети «Дикси», «Виктория») Екатерина Куманина добавляет, что сеть наращивает поставки российской продукции, а замена сыру сорта «Маасдам» нашлась в Израиле.

До санкций молоко, несгущенные сливки и кисломолочную продукцию Россия импортировала в основном из Финляндии (более 40%). Почти 70% сгущенных и сухих сливок составляли поставки из Аргентины, Франции, Украины, Польши и Уругвая, молочная сыворотка в основном поступала с Украины (35%), сливочное масло — из Новой Зеландии (25%), Финляндии (17%) и Уругвая (16%). Около 70% сыров и творога завозились из Нидерландов, Украины, Германии, Финляндии и Литвы.

Мясо зажарили с овощами

Оптовые цены на мясо тоже нестабильны. Поставщики свинины пытаются поднять стоимость поставок на 10%, рассказывает Владимир Русанов из Х5. «Сейчас производителю выгоднее продавать сырье на мясокомбинаты, чем торговым сетям, поэтому мы будем вынуждены согласиться на повышение»,— говорит он. Запрет на ввоз свинины из ЕС введен еще в начале года. Как следствие, переработчики стали переключаться на курицу. Когда запасы замороженной курицы закончились, российские и белорусские поставщики начали планомерно повышать отпускные цены, отмечает господин Русанов. Вице-президент «Мираторга» Александр Никитин отмечает, что маржа компании по импорту свинины после введения эмбарго стала отрицательной. Рост стоимости импортного сырья в холдинге связывают с падением курса рубля и монополизацией рынка поставок мяса в Россию странами Южной Америки, прежде всего Бразилией, которая существенно подняла цены. Стоимость российского мяса также выросла, что обусловлено ростом себестоимости и сокращением предложения.

После введения эмбарго также заметно сократились возможности по импорту несезонных овощей. Так, в Россию сейчас невозможно импортировать 357 тыс. тонн овощей в год, в то время как до санкций ежегодно завозилось примерно 829 тыс. тонн. Не пострадает только импорт из Турции (на ее долю приходится 39% томатов, завозимых Россией), Китая (10%) и Марокко (8%).

По данным аналитической компании «Технологии роста», в 2013 году потребление несезонных овощей в России превысило 1,8 млн тонн, из которых примерно 636 тыс. тонн — собственное производство, еще более 1 млн тонн — импортная продукция.

Председатель наблюдательного совета «Белой дачи» Виктор Семенов говорит, что до середины ноября компания будет получать салаты из центральной и южной России. Затем салат айсберг, который составляет почти 90% от всего объема продаж «Белой дачи», планируется поставлять из Турции и Египта. Также рассматривается возможность импорта из Туниса, Марокко, Израиля и Мексики. При этом цены на салаты существенно не должны увеличиться, прогнозирует господин Семенов.

Для ритейлеров замещение овощей и фруктов, попавших под запрет, оказалось наименее болезненным. «Товары первой необходимости, такие как картофель, лук, морковь, капуста, свекла, сезонные яблоки, бананы, цитрусовые, бахчевые, никак не пострадали»,— сообщил Владимир Русанов. Екатерина Куманина признается, что вопреки опасениям «Дикси» уже заменила большую часть запрещенных фруктов. На полках сети уже появились персики и виноград из Турции и Македонии, болгарский перец из Сербии. Ритейлер увеличил покупки фруктов из Краснодарского и Ставропольского краев. Замещать поставки экзотических фруктов «Дикси» намерена за счет перераспределения заказов в страны Азии, Латинской Америки, Африки. При этом президент «Дикси» Илья Якубсон признался, что в результате перехода к новым поставщикам качество товаров снижается. «Не зря же мы раньше закупали продукты в Европе»,— резюмирует он.

Торговцы разлюбили запретный плод

Анна Зиброва, Анастасия Дуленкова (Коммерсантъ) Advertology.Ru

29.09.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

24.04.2024 - 13:54
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация