Новости

По всей стране началось

По всей стране началось

Федеральные телеканалы взялись за интернет-пиратов.

В прошлый раз к теме того, каким видит (и показывает) интернет отечественное телевидение, мы обращалась четыре месяца назад. Тогда речь шла о курьезах, которые регулярно возникают на ТВ из-за того, что тележурналисты, во-первых, плохо знакомы с реалиями интернета и, во-вторых, относятся к Сети с излишней подозрительностью.

Принципиально с тех пор мало что изменилось: судя по программам, вышедшим в эфир на минувшей неделе, интернет по-прежнему воспринимается российскими телевизионщиками если не как оплот мирового зла, то по меньшей мере как среда повышенной враждебности. Интереснее подбор тем и время появления программ в эфире: если раньше сетевые дела попадали в прицелы телевизионщиков за счет таких сюжетов, как психологическая зависимость от социальных сетей или кровавая история возникновения «троллфейса», то теперь круг проблем, интересующий редакции крупнейших каналов, заметно актуализировался.

24 мая в Сочи президент Владимир Путин встретился с министром культуры Владимиром Мединским и представителями киноиндустрии. Собравшиеся обсуждали судьбу кинематографа и воспользовались возможностью, чтобы обратить внимание главы государства на разгул сетевого пиратства. Президенту продемонстрировали все многообразие нелегального контента в интернете, после чего министр культуры предложил ввести механизм блокировки такого контента по требованию правообладателей. Путин идею поддержал.

Очевидно, именно этими событиями и объясняется одновременный всплеск интереса со стороны крупнейших телеканалов к вопросам защиты интеллектуальной собственности в Сети - теме, которая активно обсуждается не год и не два. Встреча в Сочи прошла в пятницу, а уже в начале следующей недели, 28 мая, сразу несколько авторитетных представителей сетевого сообщества рассказали в соцсетях о телефонных звонках от Первого канала и НТВ с предложением поучаствовать в программах об интернет-пиратстве.

В основном авторы постов писали о звонках от телевизионщиков со смесью иронии и недоумения, большинство обоим телеканалам отказали. Кроме того, тем же вечером Минкульт выступил со своим антипиратским законопроектом, и представителям интернет-индустрии стало не до телевидения: документ, предлагавший вмешиваться в работу поисковиков и штрафовать пользователей торрентов, если и не вверг отрасль в панику, то как минимум здорово переполошил.

Тем не менее было понятно, что федеральное телевидение задумало в связи с сетевым пиратством что-то грандиозное. Результатом этой активности стали сразу три программы (две на Первом и одна на НТВ), каждая из которых постаралась в собственном стиле описать ситуацию с пиратством в интернете.

Первый канал посвятил пиратам шестиминутный сюжет в программе «Время» 29 мая. В ролике о «черных дырах российского интернета» рассуждали «эксперты в области права, предприниматели и люди творческих профессий». Рассуждения экспертов сводились в основном к жалобам писателей, кинематографистов и популярных артистов на деятельность пиратов. В число экспертов попал, например, певец Григорий Лепс. Исполнитель, ранее прославившийся обещанием ломать колени журналистам, в программе о пиратстве заявил следующее: «Рассуждать на эту тему можно очень много и долго. Тут просто нужно принимать волевое решение, и все станет на свои места, абсолютно точно».

Примерно с тех же позиций тема пиратства освещалась в программе «Говорим и показываем» на НТВ - с поправкой, конечно, на устоявшийся на канале формат. Проблема формулировалась чуть иначе (вместо рассуждений про «черные дыры» - прямой вопрос: «Сколько денег теряют Максим Галкин и Алла Пугачева из-за деятельности пиратов?»). Зато ответ опять один: ужесточение законодательства, крупные штрафы, сделать так, чтоб скачивать бесплатно было стыдно.

В качестве представителя «второй стороны конфликта» в сюжете Первого канала фигурировал только студент Илья Тарасов, который честно признался, что не считает скачивание нелегального контента воровством. Мнения представителей интернет-отрасли, которые могли бы рассказать о том, какие способы борьбы с нелегальным контентом жизнеспособны и полезны, а какие, наоборот, чреваты для Сети самыми неутешительными последствиями, в сюжете не приводились. И дело вовсе не в том, что представителей сетевого сообщества звали, но они не пришли - нет, просто представить себе серьезное обсуждение в рамках программы «Говорим и показываем» с Максимом Галкиным трудно, а в сюжете Первого канала альтернативного мнения, по-видимому, просто не предполагалось.

Зато оно предполагалось в программе «Политика», которая вышла 30 мая. Среди участников дискуссии были, к примеру, представитель российской «Википедии» Станислав Козловский, представитель РАЭК Ирина Левова и блогер Станислав Апетьян (politrash). Все они пытались донести до собравшихся, что запретительные меры в интернете, как правило, не работают - просто потому, что они толкают пользователей обходить запреты технологически и таким образом лишь расширяют зону нелегального контента в Сети. Что нужно сделать так, чтобы приобретать легальный контент в Сети было так же удобно, как пиратский.

Все пытались - и все потерпели неудачу. Потому что формат программы «Политика» категорически не подходит для взвешенной дискуссии. Это было понятно уже по премьерной программе, посвященной борьбе с НКО и иностранными агентами. Позвали всех кого надо - и «Мемориал», и Леонида Гозмана, и всех предсказуемо заклевали громогласные оппоненты вроде Михаила Леонтьева при посильном содействии ведущих - Петра Толстого и Александра Гордона.

С интернетчиками получилось даже хлеще, поскольку тему пиратства авторы программы решили увязать с проблемой противоправной информации в Сети вообще. Так что противники жесткого регулирования в сфере интеллектуальной собственности поневоле оказались чуть ли не защитниками наркотиков, детской порнографии и пропаганды суицида. Кстати, несколько роликов подобного рода Петр Толстой без малейшего зазрения совести продемонстрировал в федеральном телеэфире, что сделало его основной аргумент в борьбе с интернет-злом («Это же могут увидеть дети!») несколько несостоятельным. Впрочем, за возгласами о «разрушении российского народа в интернет-пространстве» это обстоятельство мало кто заметил.

Глупо спорить с тем, что пиратство - плохо. Не поддается сомнению и то, что в России ситуация с нелегальным контентом и соблюдением авторских прав в Сети, мягко говоря, довольно тревожная. Весь вопрос в том, как с этим бороться. На телевидении, как и в Министерстве культуры, судя по всему, склоняются к варианту, предложенному Григорием Лепсом: «Все запретить» (для Минкульта больше подошел бы вариант «Все утопить»).

Системные усилия по регулированию Сети правительство начало предпринимать относительно недавно, но в ближайшие годы регулирование интернета будет только ужесточаться - просто потому, что возрастает значение самого интернета. Государство, если дать ему волю, захочет пойти по самому простому пути. Появление на ТВ сюжетов про интернет-пиратство не отражает общественную дискуссию по этому вопросу. Зато оно отражает намерение государства этим вопросом заняться - всерьез и с присущей ему деликатностью.

Что характерно, представители ведомств, непосредственно связанных с регулированием интернета - Минкомсвязи и подчиненного ему Роскомнадзора, категоричного подхода, озвученного на Первом канале Григорием Лепсом, пока что не разделяют. Возможно, потому что перед ними стоит другая задача - регулировать сложную социально-информационную структуру с астрономическими объемами данных. У федерального телевидения в последнее время задача принципиально иная: противопоставлять отдельные категории граждан (в данном случае - противников интернет-цензуры) добропорядочному населению.

Своего слова пока что не сказал канал «Россия 1» - Дмитрий Киселев в последнем выпуске «Вестей недели» пиратов не обсуждал, а ведь в активе канала есть еще Аркадий Мамонтов. Но в этом смысле программа «Политика» даже более показательна: представителей интернета или правозащитников сюда зовут, но не для того, чтобы выслушать их мнение, а для того, чтобы показать врага в лицо.

Константин Бенюмов,lenta.ru
Advertology.Ru

04.06.2013

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

14.12.2025 - 14:28
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация