Импорту параллельно

Игорь Шувалова решил поддержать инициативу ФАС по легализации ввоза брендовых товаров без разрешения правообладателей товарных знаков.
Окончательно вопрос может быть закрыт уже в мае - на совещании у премьера Дмитрия Медведева. Если это произойдет, ввоз коммерческих партий защищенных товарными знаками товаров выйдет из "серой" зоны, что поможет снизить цены и увеличить спрос, говорят сторонники ФАС. Официальные импортеры прогнозируют утрату контроля за качеством товаров.
В материалах совещания по вопросу "параллельного импорта" у первого вице-премьера Игоря Шувалова (оно прошло в пятницу) сама проблема описана как "конфликт права собственности на законно купленный у правообладателя товар - охраняется во всем мире единообразно - и права на товарный знак, которое охраняется в порядке так называемого национального режима охраны". Два основных принципа исчерпания права на товарный знак - национальный, представляет собой запрет на импорт без санкции правообладателя, и международный (без ограничений). Из-за наличия национального режима в РФ законный владелец купленного за рубежом брендового товара не может полностью распоряжаться им, так как права на интеллектуальную собственность - товарный знак - защищаются правообладателем. Импортировать товар имеют право только официальные дилеры, а всякий другой импорт называется параллельным. Он находится в "серой" зоне - признается нарушением по ГК, но без ответственности по КоАП. Это выражается в попытках запрета импорта коммерческих партий брендовых товаров под предлогом защиты товарного знака. До 2009 года арбитражные суды в РФ удовлетворяли требования ФТС о конфискации таких товаров, позднее ВС стал преследовать такой ввоз за недобросовестную конкуренцию.
Позицию ФАС - "существующее положение вещей идет не на пользу конкуренции" - на совещании у Игоря Шувалова поддержали Минобрнауки, фонд "Сколково", зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков и бизнес-омбудсмен Борис Титов. Сторонники свободы торговли ссылались на широкий спектр случаев, когда поставка товара официальным дилером обходится в разы дороже альтернативы. Так, Вячеслав Лысаков упоминал двукратное удорожание коронарных стентов в рамках госзакупок. Защищали запрет параллельного импорта глава Роспатента Борис Симонов, замглавы Минэкономики Олег Фомичев и два замглавы Минпромторга - Глеб Никитин и Алексей Рахманов. "Основными их тезисами были упоминания о требованиях к локализации производства для иностранных автопроизводителей, с которыми конфликтует неконтролируемый ввоз комплектующих",- рассказал "Ъ" господин Лысаков.
Параллельно выяснилось, что до совещания Минэкономики направило свои возражения против параллельного импорта в Кремль - письмо за подписью министра Андрея Белоусова "было исполнением расписанного на него поручения президента", пояснили в ведомстве. Но то, что оно прошло мимо курирующего вопрос господина Шувалова, вызвало его замечание, рассказали "Ъ" участники встречи. "Ставки в этой игре настолько высоки, что чиновники проигнорировали опасность нарушения властной иерархии",- отметил в беседе с "Ъ" представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей в сфере интеллектуальной собственности Анатолий Семенов (напомним, в свое время он отстоял в судах интересы параллельных импортеров Evian и Panasonic). По его словам, главный итог совещания - поддержка Игорем Шуваловым "позиции омбудсменов" и защита потребителей в РФ "от диктата транснациональных корпораций". Обоснованием позиции Минэкономики и Минпромторга должен был стать также доклад об отсутствии влияния параллельного импорта на цены, подготовленный ВШЭ. "Я его прервал,- говорит Вячеслав Лысаков.- В России живем, цены у официалов и на рынке знаем".
В итоге было принято решение поддержать идею ФАС о легализации параллельного импорта в РФ. При этом позицию первого вице-премьера, "требовавшего, но так и не услышавшего аргументов в пользу запрета параллельного импорта", "Ъ" подтвердили сотрудники секретариата господина Шувалова: "Он выслушал доклады участников, не принял ни одного аргумента против (разрешения параллельного импорта.- "Ъ"), свою позицию изложил - и ориентировал федеральные органы исполнительной власти для подготовки доклада председателю правительства, а также намерен отстаивать ее публично".
Окончательное решение по разрешению параллельного импорта примет совещание у премьер-министра Дмитрия Медведева - оно состоится после майских праздников, говорят опрошенные "Ъ" чиновники, но исход его предрешен. Так, по словам господина Лысакова, "в ближайшее время поправки к ГК о том, что в РФ действует международный принцип исчерпания прав на товарный знак, и поправки к соглашению ЕЭП будут инициированы правительством". Последнее не затруднит Белый дом. "Казахстан такой принцип поддерживает,- говорит депутат,- а законопроект может поступить в Думу еще в весеннюю сессию".
Об итогах совещания вчера вечером уже знали на рынке. Это подтвердили "Ъ" в компании "M.Видео", выразив удивление, что эта тема обсуждается без привлечения профильного бизнеса. "Считается, что параллельный импорт поможешь снизить цены. Это миф: цены и так снижаются за счет конкуренции между существующими дистрибуторами и самими производителями, которые постоянно обновляют модельные линейки",- сказал "Ъ" представитель "М.Видео" Антон Пантелеев, добавив, что "производитель потеряет контроль над качеством ввозимого товара". О том же заявил и глава комитета коммерческого транспорта АЕБ, коммерческий директор компании "Скания-Россия" Андрей Чурсин: "Тревогу вызывает неконтролируемый ввоз контрафакта и нелокализованных продуктов. Так, у Scania есть двигатели, рассчитанные на топливо "Евро-5" и "Евро-6", и если кто-то начнет ввозить такие машины в РФ, где требования к топливу ниже, пострадает бренд". Также он допускает, что гарантии производителей не будут распространяться на неадаптированную для РФ продукцию. "На обслуживание принимать будем, но без гарантии на неадаптированные узлы",- предполагает он.
Президент ГК "Фаворит Моторс" Владимир Попов в беседе с "Ъ" настаивал: "При обслуживании современных автомобилей нужны защищенные собственником базы данных (как ЕТКА), а они есть только у официальных дилеров. В России даже база AutoData - на 95% взломанные копии. Я не уверен в безопасности ввезенных в Россию запчастей и машин для других рынков". Он пообещал, что компании "будут обращаться в ФТС и ФАС, требуя одинаковой таможенной стоимости ввозимых автомобилей для официальных и параллельных импортеров", и заверил, что "в равных условиях официальные дистрибуторы смогут предложить потребителю более качественные услуги".
15.04.2013
Комментарии
Написать комментарий