Закон о рекламе, законодательство в рекламной деятельности Модельные законы и рекомендательные законодательные акты Содружества Независимых Государств (СНГ)

Модельный закон "О трансграничном спутниковом телевизионном радиовещании и международном спутниковом информационном обмене"

Свобода слова и информации, провозглашенная во Всеобщей декларации прав человека, подтвержденная Международным пактом о гражданских и политических правах. Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, закрепленная в конституциях большинства демократических государств мира, в том числе государств-участников Содружества Независимых Государств, получает в настоящее время мощную технологическую базу, позволяющую реально предоставить всем гражданам возможность выражать, искать, получать и передавать информацию и идеи вне зависимости от их источника и без учета государственных границ. Реализация новейших информационных технологий осуществляется посредством спутникового распространения сигнала. Формирующиеся технические возможности трансграничного спутникового телевизионного и радиовещания, а также международного спутникового информационного обмена подразумевают необходимость законодательного регулирования возникающих при этом общественных отношений.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

Настоящий Закон регулируют отношения, возникающие при:

- создании систем спутникового теле- и радиовещания и спутниковых телекоммуникационных сетей;

- получении разрешений на эксплуатацию систем спутникового теле- и радиовещания и спутниковых телекоммуникационных сетей;

- использовании введенных в строй систем спутникового теле- и радиовещания и спутниковых телекоммуникационных сетей;

- осуществлении телевизионного и радиовещания через спутники с территории одного государства на территорию другого государства или на территории ряда государств;

- формировании, использовании и защите информационных потоков, проходящих через спутниковые телекоммуникационные системы.

Статья 2. Основные термины

В настоящем Законе применяются термины, имеющие следующее значение:

трансграничное вещание - распространение звуковой, визуальной и аудиовизуальной массовой информации для получения ее непосредственно телезрителями и радиослушателями с помощью технических средств, находящихся под юрисдикцией одного государства, которую можно принимать непосредственно или косвенно на территории одного или нескольких других государств;

трансляция - первоначальная передача сигнала (информации), осуществляемая наземным передатчиком через космический спутник любого вида в закодированной или в незакодированной форме, предназначенная для его приема потребителем;

телевизионное и радиовещание (вещание) - трансляция телепрограмм и/или радиопрограмм через спутник;

спутник - низкоорбитальный или геостационарный космический аппарат, используемый для приема информации с целью ее дальнейшей ретрансляции;

космический сегмент - оборудование, находящееся в космическом пространстве;

земной сегмент - оборудование, находящееся на Земле;

телевизионная (радио) программа - совокупность распространяемых посредством телевидения (радио) сообщений и материалов;

международный оператор - организация, созданная государствами во исполнение международного договора и осуществляющая на основании международного договора (соглашения) вещание и телекоммуникации;

оператор-резидент - организация, созданная юридическими и/или физическими лицами под юрисдикцией одного из государств и осуществляющая вещание и телекоммуникации в инициативном порядке;

телекоммуникации - процесс обмена информацией между пользователями, осуществляемый по каналам спутниковой связи;

оборудование - любые технические устройства, используемые при трансляции;

реклама - распространяемая в любой форме с помощью телевизионного или радиовещания или через телекоммуникационные сети информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать к этому физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям широкий интерес и способствовать реализации товаров, идей, начинаний;

ненадлежащая реклама - недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту, способу распространения, установленные законодательством государства, на территории которого данная реклама получила распространение.

Статья 3. Основные принципы осуществления трансграничного спутникового телевизионного и радиовещания и международного спутникового информационного обмена

1. Основными принципами трансграничного телевизионного и радиовещания признаются:

- уважение как национальных интересов каждого государства, на территории которого осуществляется трансграничное спутниковое телевизионное и радиовещание и международный спутниковый информационный обмен, так и общих интересов государств в целом, направленность на формирование консенсуса между всеми социальными группами и слоями;

- приоритет прав и свобод человека, признание их универсальным критерием оценки любых других устремлений и действий;

- ориентация на удовлетворение информационных потребностей и духовных запросов массовой аудитории - народов, проживающих на территориях государств-пользователей;

- конструктивность оценок, материалов, помогающих укреплять разносторонние связи между народами государств-пользователей, способствующих поискам компромисса и взаимопонимания в любых конфликтных ситуациях;

- недопущение тенденциозности, агитационно-пропагандистской направленности, пренебрежения к событиям, явлениям и процессам в жизни суверенных государств;

- запрет транслирования программ, в которых допускаются высказывания или сюжеты, оскорбительные для суверенитета каких-либо государств, для национальных или конфессиональных чувств тех или иных народов либо противоречащие требованиям нравственности и законности. Недопустима передача любых программ, которые по своему характеру направлены на подстрекательство населения какой-либо территории к действиям, несовместимым с внутренним законодательством государств или способным нанести ущерб их безопасности.

2. Основным принципом международного информационного спутникового обмена (телекоммуникаций) является принцип плюрализма, обеспечения возможности любого пользователя на распространение, получение, сбор любой информации при условии соблюдения требований законности данного процесса.

3. Создание искусственных радиопомех либо иных технических, юридических, организационных, финансовых и прочих препятствий для распространения телевизионных и радиопрограмм или телекоммуникаций, кроме случаев, прямо предусмотренных настоящим Законом, а также случаев прямой угрозы национальной безопасности государства, запрещается.

Статья 4. Режимы телевизионного и радиовещания и телекоммуникаций

1. Национальным режимом признается вещание и телекоммуникации, осуществляемые с территории одного государства оператором-резидентом.

2. Международным режимом признается вещание и телекоммуникации, осуществляемые с территории одного или нескольких государств международным оператором.

3. Интернациональный режим вещания и телекоммуникаций во всех случаях признается на территории государства приоритетным относительно национального режима при условии, что данное государство является учредителем оператора, осуществляющего вещание и телекоммуникации в интернациональном режиме.

Глава 2. Субъекты правоотношений в сфере трансграничного спутникового телевизионного и радиовещания и международного спутникового информационного обмена

Статья 5. Операторы

1. В качестве оператора может выступать организация, созданная по законодательству одного из государств (оператор-резидент), а также международная (межгосударственная, межправительственная) организация, созданная для информационно-культурного обмена и сотрудничества между государствами-учредителями (международный оператор).

2. Международные операторы при прочих равных условиях пользуются правом приоритета относительно операторов-резидентов и операторов, не являющихся для данного государства резидентами.

Статья 6. Государства

Государство:

- проводит лицензирование операторов, осуществляющих трансляцию с территории данного государства;

- обеспечивает сертифицирование используемой оператором аппаратуры;

- присваивает в предусмотренных национальным законодательством случаях международный код информационным системам и сетям;

- принимает участие в обеспечении правовых, организационных, финансовых условий деятельности международных операторов.

Статья 7. Потребители

1. Потребителем информации, полученной через телевизионное и радиовещание и телекоммуникации, может выступать физическое лицо (гражданин), или организация, или государство в лице его органов.

2. Взаимоотношения между потребителем и оператором строятся на договорной основе. В случае, если оператор осуществляет вещание и телекоммуникации для неограниченного круга потребителей и без условия оплаты получаемой таким образом потребителями информации, потребитель вправе пользоваться такими услугами оператора безвозмездно и без извещения оператора о факте такого пользования.

3. Защита прав потребителей - физических лиц осуществляется на основании национального законодательства о защите прав потребителей.

Глава 3. Создание систем спутникового телевизионного и радиовещания и спутниковых телекоммуникационных сетей

Статья 8. Требования, предъявляемые к оборудованию. Сертификация оборудования

1. Система трансграничного спутникового телевизионного и радиовещания и международного спутникового информационного обмена состоит из космического и земного сегментов.

2. Наложение каких-либо ограничений на использование в космическом сегменте материалов, оборудования, аппаратуры и т.д., произведенных в той или иной стране, той или иной фирмой, принадлежащих той или иной организации, не допускается. Лицензирования и сертификации космического сегмента не требуется.

3. В качестве земного сегмента может использоваться любое оборудование по выбору оператора, прошедшее сертификацию по правилам, установленным в государстве, на территории которого данное оборудование установлено.

Если оборудование сертифицировано уполномоченным органом другого государства, то государство, на территории которого установлено оборудование, признает такой сертификат, если:

а) между этими государствами (либо их уполномоченными организациями) заключено соответствующее соглашение,

б) эти государства являются учредителями международного оператора, использующего данное оборудование.

Статья 9. Межгосударственная кооперация

1. Финансирование создания глобальных систем трансграничного спутникового телевизионного и радиовещания и международного спутникового информационного обмена может осуществляться полностью или частично за счет средств, направляемых на эти цели государствами в соответствии с заключенными между ними соглашениями.

2. В рамках международной кооперации в области трансграничного спутникового телевизионного и радиовещания и международного спутникового информационного обмена государства могут создавать каналы межгосударственного общения для использования этих каналов международными операторами на условиях, установленных государствами.

Статья 10. Использование национальных телевизионных, радио- и телекоммуникационных сетей

1. Земной сегмент может заключать в себе телевизионные, радио- и телекоммуникационные сети, принадлежащие юридическим лицам, не являющимся операторами в смысле настоящего Закона, а также государственные сети. В этом случае взаимоотношения между такими юридическими лицами или государством (в лице уполномоченных органов), с одной стороны, и оператором, с другой стороны, определяются на основании заключенного между ними договора, определяющего, в числе прочего, права и ответственность сторон в соответствии с международным правом.

2. Административные ограничения на использование операторами национальных телекоммуникационных сетей могут устанавливаться государственными органами только в отношении сетей, принадлежащих государству и используемых полностью или частично в целях обеспечения национальной безопасности данного государства.

Глава 4. Получение разрешений на эксплуатацию систем трансграничного спутникового телевизионного и радиовещания и международного спутникового информационного обмена

Статья 11. Лицензирование операторов

1. Оператор, осуществляющий трансляцию с территории данного государства, обязан получить лицензию в порядке, установленном законодательством данного государства. При этом установление отдельного вида лицензий для спутникового вещания и/или спутниковых телекоммуникаций не допускается.

2. Уполномоченный государством орган обязан рассмотреть поданную заявку на лицензию и принять решение о выдаче лицензии или отказе в этом в течение 30 календарных дней с момента получения заявки. В отдельных случаях указанный срок может быть увеличен максимально еще на 30 календарных дней.

3. Основанием для отказа в выдаче лицензии международному оператору может являться отсутствие технической возможности для осуществления трансляции на заявленной оператором частоте. Отказ может быть обжалован в суд.

Статья 12. Обязательность межгосударственных отношений

Межгосударственное (межправительственное) соглашение, участником которого является данное государство, содержащее решение о создании канала (каналов) трансграничного спутникового телевизионного и радиовещания, является одним из оснований для выдачи лицензии.

Статья 13. Признание лицензий, выданных полномочными органами других государств

При наличии у оператора лицензий, выданных полномочными органами других государств, такие лицензии могут служить основанием для выдачи аналогичных лицензий органами данного государства в случаях, если:

а) между этими государствами (либо их уполномоченными органами) заключено соответствующее соглашение;

б) эти государства являются учредителями международного оператора, имеющего лицензии одного из государств-учредителей.

Статья 14. Присвоение международного кода информационным системам и сетям

Присвоение международного кода информационным системам и сетям оператора осуществляется в соответствии с порядком, определяемым правительством или установленным межправительственным соглашением.

Глава 5. Эксплуатация систем спутникового телевизионного и радиовещания и телекоммуникаций

Статья 15. Право эксплуатации систем спутникового телевизионного и радиовещания и телекоммуникаций

1. Право эксплуатации систем спутникового телевизионного и радиовещания и телекоммуникаций (далее - система) принадлежит оператору, являющемуся собственником или владельцем данной системы.

При этом собственник правомочен в полном объеме реализовать права владения, пользования и распоряжения системой, владелец правомочен осуществлять права владения и пользования в полном объеме, а право распоряжения - в пределах, установленных собственником и законодательством.

2. Международный оператор является собственником системы как единого информационного комплекса. Оператор-резидент может являться собственником или владельцем системы. Оператор, не являющийся резидентом или международным оператором, может на территории данного государства выступать исключительно в качестве владельца системы.

3. Статус собственника или владельца системы не исключает возможности аренды отдельных сегментов или элементов.

Статья 16. Язык, используемый при эксплуатации систем

Право определения языка, на котором осуществляются телевизионное и радиовещание, телекоммуникации, принадлежит оператору, если иное прямо не установлено законодательством о государственном языке.

При наличии у оператора договорных отношений с потребителями используемый язык (языки) может быть определен в договоре.

Статья 17. Ответственность

1. При нарушении оператором основных принципов, изложенных в статье 3 настоящего Закона, его деятельность (включая вещание и телекоммуникации на территории данного государства может быть прекращена на основании решения суда, принимаемого по иску уполномоченного государственного органа.

2. Суд вместо прекращения деятельности оператора, как это предусмотрено в пункте 1 настоящей статьи, может принять решение о наложении на оператора штрафа в порядке и размерах, определенных национальным законодательством.

3. Оператор имеет право на возмещение ущерба, нанесенного ему незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц, в порядке, установленном законодательством данного государства.

Статья 18. Качество услуг

1. Техническое качество услуг, предоставляемых оператором потребителям, должно соответствовать техническим стандартам, установленным в данном государстве, а также - при наличии договорных отношений - условиям договора.

2. Художественное качество телевизионных и радиопрограмм контролируется художественным советом, который в обязательном порядке создается оператором из числа лиц творческих профессий, материально или иным образом не зависящих от оператора.

Статья 19. Реклама

1. Объем рекламных материалов в телевизионных и радиопрограммах, кроме специализирующихся на рекламе, не должен превышать 15 процентов объема вещания в течение суток.

2. Запрещается:

- прямая или косвенная реклама алкогольных или табачных изделий, их приобретения и употребления;

- использование скрытой рекламы, то есть рекламы, оказывающей не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, в том числе использование специальных информационных вставок;

- ненадлежащая реклама.

3. Не допускается прерывать рекламой:

- детские и религиозные передачи;

- образовательные передачи более чем один раз в течение 15 минут на период, превышающий 45 секунд;

- радиопостановки и художественные фильмы без согласия правообладателей;

- иные передачи, продолжительность которых составляет менее 15 минут.

Статья 20. Цена и тарифы

1. В случае установления на территории государства регулируемых государственными органами расценок, тарифы определяются оператором исходя из установленных ограничений. 2. В иных случаях цена услуг устанавливается на основании договоров между оператором и потребителем.

Статья 21. Право потребителя на доступ к информации

1. К информации, доступ к которой оператор не ограничил путем ее кодирования или иным способом, либо не объявленной оператором информацией с ограниченным доступом (конфиденциальной информацией), доступ для всех потребителей является открытым.

Плата за доступ к открытой информации может взиматься оператором только в случае прямого указания на это в договоре между оператором и потребителем.

2. Условия доступа к информации, не являющейся открытой, определяются оператором.

Статья 22. Развитие мультимедийных технологий

1. Мультимедийные технологии, включающие такие виды, как интерактивное телевидение, адаптация сетей для осуществления трансляции, медицина на расстоянии, обучение на расстоянии, обслуживание в диалоговом режиме и прочее, применяемые при трансграничном спутниковом телевизионном и радиовещании и международном спутниковом информационном обмене, осуществляются по правилам, установленным для телевизионного и радиообмена и телекоммуникации.

2. Особенности применения мультимедийных технологий при трансграничном спутниковом телевизионном и радиовещании и международном спутниковом информационном обмене могут регулироваться нормативными актами, принимаемыми компетентными органами в соответствии и на основании настоящего Закона. При этом не допускается установление дополнительных условий ограничительного характера, кроме тех, которые предусмотрены в настоящем Законе.

Глава 6. Регулирование информационных потоков в спутниковых телекоммуникационных системах

Статья 23. Формирование баз данных

1. Информационные базы данных формируются оператором путем самостоятельного или через агентов поиска и сбора информации, приобретения ее путем покупки, обмена и по другим законным основаниям, систематизации.

2. Сумма информационных баз данных, сформированных оператором, составляет информационные ресурсы оператора и является его собственностью. Исключение составляет информация, находящаяся в базе данных оператора, но используемая им на правах аренды.

Статья 24. Использование информационных ресурсов

1. Порядок использования информационных ресурсов, являющихся собственностью оператора, определяется этим оператором.

2. Уничтожение любой информации, находящейся в базах данных, запрещается.

3. Ограничения на использование оператором принадлежащих ему информационных ресурсов могут быть установлены только судом или уполномоченным государственным органом по основаниям, указанным в пункте 3 статьи 3 настоящего Закона.

4. Оператор вправе обращаться за защитой в судебные органы в случае нарушения его прав на информационные ресурсы.

Глава 7. Прочие положения

Статья 25. Ликвидация оператора

1. Порядок и условия ликвидации оператора-резидента определяются в соответствии с законодательством государства, на территории которого он создан.

2. Порядок и условия ликвидации международного оператора определяются международным договором.

Статья 26. Разрешение споров

1. Споры между международными операторами, между государствами-потребителями, между государствами-потребителями и международными операторами разрешаются путем переговоров, а при недостижении согласия передаются в Экономический Суд Содружества Независимых Государств.

2. В иных случаях, не перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, споры разрешаются соответствующим судом по месту нахождения ответчика.

Статья 27. Государственный и межгосударственный контроль и ограничения

1. Государственный контроль за осуществлением трансграничного спутникового телевизионного и радиовещания и международным спутниковым информационным обменом, а также установление каких-либо ограничений в этой области допускаются в случаях и в порядке, установленных в настоящем Законе.

2. Межгосударственный контроль может осуществляться межгосударственными органами, международными операторами в порядке, установленном межгосударственными соглашениями.

3. Нормы таможенного регулирования, а также связанные с этим меры тарифного характера, включая взимание любых сборов, налогов, платежей, на перемещение через таможенную границу телевизионных и радиопрограмм, телекоммуникационной информации не распространяются. Исключение составляют случаи перемещения через таможенную границу информации вместе с материальным носителем, на котором она зафиксирована.

Принят на одиннадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (постановление № 11-11 от 15 июня 1998 года)

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.
Тренды в мобильном маркетинге-2024Тренды в мобильном маркетинге-2024
Как будет работать мобильный маркетинг в 2024 году и какие тренды прямо сейчас влияют на весь рынок, рассказывает Алла Рауд, руководитель направления ASO в IT-Agency.
Новые медиа – Новая реальностьНовые медиа – Новая реальность
Сегодня российская блогосфера стремительно трансформируется. И это неудивительно: только за последний год ведущие отечественные социальные сети продемонстрировали, пожалуй, самую серьезную бизнес- и маркетинговую активность за долгие годы – появились новые сервисы, произошло резкое расширение аудиторий, усилился приток авторов, возникли инновационные форматы и мн. др.  Блогеры, в свою очередь, стали расширять перечень жанров, в которых они работают; оформился тренд на мультиформатность и партнерства. Рекламодатели же сделали ставку на блогосферу как на приоритетный и наиболее эффективный канал продвижения. Наконец, государство стало рассматривать блогосферу как полноценного экономического субъекта, что, естественно, отразилось в законодательной базе.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

29.03.2024 - 01:48
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация