Закон о рекламе, законодательство в рекламной деятельности Литва

Закон Литовской Республики "О защите несовершеннолетних от негативного воздействия общественной информации"

(от 10 сентября 2002 года, № IX-1067, с поправками от 21 октября 2003 года)

Статья 1. Назначение закона

Закон устанавливает критерии общественной информации, которая оказывает негативное воздействие на физическое, умственное или нравственное развитие несовершеннолетних, порядок ее оглашения и распространения, а также обязанности и ответственность подготовителей, распространителей и собственников такой информации, журналистов и организаций, регламентирующих их деятельность.

Статья 2. Основные понятия закона

1. Несовершеннолетний - лицо, не достигшее 18 лет.

2. Другие понятия, используемые в этом законе, соответствуют понятиям, определенным в статье 2 закона "Об общественной информации".

Статья 3. Основные принципы защиты несовершеннолетних от негативного воздействия общественной информации

Устанавливая положения защиты несовершеннолетних от негативного воздействия общественной информации и ответственность за их нарушения, следует руководствоваться:

1) интересами несовершеннолетних и общества;

2) самоконтролем и обязанностями подготовителей, распространителей общественной информации и их владельцев, журналистов и их профессиональных организаций;

3) принципом соразмерности, эффективности и пропорциональности ответственности.

Статья 4. Общественная информация, оказывающая негативное воздействие на развитие несовершеннолетних

1. Информацией, оказывающей негативное воздействие на физическое, умственное или нравственное развитие несовершеннолетних, считается общественная информация:

1) связанная с изображением физического или психического насилия: детальной демонстрации убийства, мучения людей, животных, причинения им увечий, а также вандализма, положительно оцениваемого насилия, смакования насилия и жестокости;

2) демонстрирующая тело умершего или тяжело раненого человека, исключая случаи, когда это необходимо для установления его личности;

3) эротического характера: возбуждающая половое желание, демонстрирующая половой акт, его имитацию или другое сексуальное удовлетворение, половые органы, приспособления сексуального характера;

4) вызывающая страх или ужас;

5) положительно оценивающая зависимость от наркотиков, психотропных веществ, табака или алкоголя, побуждающая к их употреблению, изготовлению, распространению или приобретению;

6) поощряющая членовредительство или самоубийство;

7) положительно оценивающая уголовную деятельность или идеализирующая преступников;

8) связанная с имитацией преступной деятельности;

9) подстрекающая к дискриминации по признаку национальной, расовой, половой, религиозной принадлежности, происхождению, сексуальной ориентации и др.;

10) часто использующая непристойные фразы, слова и жесты;

11) которая определена пунктом 1 статьи 5 этого закона.

2. Оглашение или распространение информации, отвечающей хотя бы одному из критериев, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, может быть запрещено или ограничено.

3. За исключением случаев, предусмотренных статьей 7 настоящего закона, запрещается оглашать или распространять общественную информацию, которая может нанести вред физическому, умственному или нравственному развитию несовершеннолетних, а особенно - содержащую элементы порнографии или прямого насилия.

Статья 5. Информация, связанная с разглашением личных сведений, оказывающая негативное влияние на развитие несовершеннолетних

1. Информацией, оказывающей негативное влияние на развитие несовершеннолетних, также считается информация, в которой:

1) в связи с преступной деятельностью или другими правонарушениями разглашается информация о несовершеннолетнем, который не скрывается от правоохранительных органов или правосудия, подозревается в преступной деятельности, является обвиняемым, осужденным, либо о несовершеннолетнем, пострадавшем от преступной деятельности или других правонарушений, - по которой можно установить его личность[1];

(пункт 1 статьи 5 в редакции закона от 21 октября 2003 года)

2) оглашаются сведения о несовершеннолетнем, совершившем самоубийство или попытку самоубийства, убийство или попытку убийства, - и позволяющие установить его личность;

3) предоставляются сведения о несовершеннолетнем, унижающие его достоинство или затрагивающие другие его интересы;

4) в контексте негативных социальных явлений представляются мнения и оценки несовершеннолетних, а также фотографии и видеозаписи с их изображением, полученные путем злоупотребления их доверием и неопытностью.

2. Публично оглашать информацию, предусмотренную пунктом 1 настоящей статьи, запрещается.

Статья 6. Общественная информация, не относящаяся к категории оказывающей негативное влияние на развитие несовершеннолетних

Общественную информацию, соответствующую критериям, предусмотренным подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 4 настоящего закона, можно не относить к категории оказывающей негативное воздействие на развитие несовершеннолетних, если:

1) ее содержание составляет лишь информация о событиях дня, политических, социальных, религиозных верованиях или мировоззрении;

2) эта информация имеет учебное или художественное значение или нужна для исследований или обучения;

3) оглашение этой информации - в интересах общества;

4) ее объем и воздействие незначительны.

Статья 7. Запрет или ограничение распространения информации, оказывающей негативное влияние

1. Информацию, предусмотренную подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 4 настоящего закона, запрещается оглашать несовершеннолетним непосредственно или распространять среди них - предлагать им, передавать или иначе позволять им лично ею пользоваться. Такую общественную информацию можно оглашать только в местах, в которые несовершеннолетние не могут попасть и (или) в такое время суток, когда несовершеннолетний не может ею пользоваться, или когда используются технические средства, позволяющие лицам, ответственным за воспитание и присмотр за детьми, ограничить предложение такой информации несовершеннолетним.

2. Программы и передачи, отвечающие одному или нескольким критериям, предусмотренным подпунктами 1 - 9 пункта 1 статьи 4 настоящего закона, и относящиеся к категории общественной информации, оглашение и распространение которой ограничено, транслируются только с 23 до 6 часов или при использовании технических средств, позволяющих лицам, ответственным за воспитание и присмотр за детьми, ограничить предложение несовершеннолетним таких программ и передач. Если такие программы и передачи транслируются с 23 до 6 часов без кодировки, об их трансляции должен предупреждать звуковой или видеосигнал на всем протяжении трансляции.

3. Порядок и распространения информации, оказывающей негативное влияние на развитие несовершеннолетних, отнесенной к категории общественной информации, оглашение и распространение которой ограничено, а также систему звуковых и видеосигналов устанавливает Правительство.

Статья 8. Реклама и анонсы (самореклама)

Ограничения, установленные по отношению к информации, оказывающей негативное влияние на развитие несовершеннолетних, относятся также к рекламе, саморекламе, анонсам и товарным знакам.

Статья 9. Инстанции, ответственные за исполнение настоящего закона

1. За исполнением положений настоящего закона следит инспектор по журналистской этике (дальше - инспектор).

2. Инспектор:

1) заботится об исполнении положений закона и следит за тем, как он исполняется;

2) анализирует практику применения настоящего закона;

3) инициирует принятие подготовителями, распространителями общественной информации, их собственниками, журналистами добровольных обязательств по саморегулированию в области негативного воздействия общественной информации;

4) сотрудничает со всеми органами государственной власти и органами самоуправления, другими юридическими лицами в целях исполнения положений настоящего закона;

5) дает рекомендации подготовителям, распространителям общественной информации, их собственникам, журналистам и другим заинтересованным лицам в отношении применения положений настоящего закона;

6) принимая во внимание выводы, сделанные органами саморегулирования и экспертами, подготавливает систему маркировки информации, оказывающей негативное влияние на развитие несовершеннолетних, звуковых и видеосигналов;

7) подготавливает и предоставляет в соответствующие органы проекты правовых актов, связанные с исполнением настоящего закона;

8) рассматривает жалобы, касающиеся нарушений настоящего закона;

9) оглашает свои решения в приложении "Информациняй пранещимай" к изданию "Вальстибес жинёс";

10) ежегодно, до 15 марта, публикует отчет о своей деятельности и раз в два года подготавливает аналитические материалы, касающиеся исполнения положений настоящего закона.

3. Инспектор, выполняя функции, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, имеет право:

1) предупреждать подготовителей, распространителей общественной информации, их собственников, журналистов и других лиц о нарушении настоящего закона и требовать выполнения настоящего закона и других правовых актов и договоров, связанных с ним;

2) публично объявлять, что конкретные подготовители информации, распространители, их собственники, журналисты и другие лица не придерживаются положений настоящего закона или взаимных соглашений;

3) в административном порядке налагать наказание на подготовителей общественной информации, распространителей, их собственников, журналистов и других лиц за нарушения настоящего закона;

4) обращаться в соответствующие органы с тем, чтобы они в рамках своих полномочий привлекали к ответственности нарушителей настоящего закона;

5) при наличии признаков преступлений, связанных с нарушением настоящего закона, обращаться в правоохранительные органы для возбуждения досудебного расследования[2];

(подпункт 5 пункта 3 статьи 9 в редакции закона от 21 октября 2003 года)

6) бесплатно получать от подготовителей и распространителей общественной информации, органов государственной власти и органов самоуправления, от органов, ответственных за соблюдение настоящего закона, информацию, необходимую для выполнения функций инспектора, а также пользоваться сведениями, собранными в ходе мониторинга комиссией Литовского радио и телевидения.

4. Решения инспектора могут быть оспорены в суде в течение 30 дней с момента оглашения.

5. К инспектору с сообщениями или жалобами, касающимися нарушений настоящего закона, могут обращаться любые заинтересованные физические или юридические лица.

6. При инспекторе действует группа экспертов с безупречной репутацией, обладающих специальными знаниями (до 9 человек), которая оценивает влияние общественной информации на несовершеннолетних и представляет свои выводы инспектору. Экспертов назначает инспектор, принимая во внимание предложения органов, перечисленных в пункте 7 настоящей статьи. Группа экспертов действует по принципу ротации по принятому самостоятельно и одобренному инспектором регламенту работы. Деятельность экспертов финансируется из государственного бюджета.

7. За соблюдением положений настоящего закона в рамках своих полномочий также осуществляют контроль:

1) Совет по Литовскому радио и телевидению;

2) Комиссия Литовского радио и телевидения;

3) Министерство культуры;

4) Комиссия по этике журналистов и издателей Литвы;

5) Инспекция по охране прав ребенка;

6) Исполнительные органы самоуправлений.

(Подпункт 6 пункта 7 статьи 9 внесен в закон 21 октября 2003 года)

8. Органы, перечисленные в пункте 7 настоящей статьи, могут обращаться к инспектору с вопросами, касающимися отнесения общественной информации к категории информации, оказывающей негативное воздействие на развитие несовершеннолетних, сотрудничают, обмениваются информацией и в рамках своих полномочий привлекают к ответственности физических или юридических лиц, не соблюдающих требований настоящего закона.

Статья 10 Ответственность за нарушения настоящего закона

Ответственность за нарушения настоящего закона налагается в порядке, установленном законом.

Статья 11. Предложения Правительству

До 1 ноября 2002 года Правительство:

1) подготавливает дополнения в Кодекс административных правонарушений, необходимые для исполнения настоящего закона;

2) устанавливает порядок оглашения и распространения информации, отнесенной к категории общественной информации, оказывающей негативное воздействие на развитие несовершеннолетних, оглашение и распространение которой ограничено, а также систему звуковых и видеосигналов, предусмотренных пунктом 2 статьи 7 настоящего закона;

3) принимает другие подзаконные акты, дополняющие настоящий закон.

Обнародую этот закон, принятый Сеймом Литовской республики.

Президент Республики
Валдас Адамкус

г. Вильнюс

Перевод с литовского (Перевод Института проблем информационного права)

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

20.04.2024 - 03:05
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация