Есть мнение ...

Авторская рента – в пределах разумного

Авторская рента – в пределах разумного

На днях Российское Авторское Общество добилось от Комитета по культуре Госдумы РФ решения принудить кинотеатры отчислять 3% кассовых сборов за музыку в кинофильмах

Наверное, мало найдется тех, кто против получения авторами достойного вознаграждения за свои творческие усилия. Оглядываясь вокруг, мы видим множество ситуаций, где могла бы по-хорошему проявить себя энергия Российского авторского общества (РАО). Это и огромный размах торговли нелицензионной продукцией (музыка, фильмы, софт), как на улицах, так и в Интернете. Это и нарушение прав молодых авторов, которые не от хорошей жизни вынуждены подвизаться в роли «литературных негров» у более известных коллег (права которых затем защищает РАО). Это и отсутствие в стране удобной инфраструктуры (компьютерной системы), позволяющей любому автору обращаться к потребителям напрямую и на законных основаниях получать вознаграждение без посредников и комиссионеров. Однако в поле зрения РАО почему-то попадает активность совсем другого рода: когда для пополнения своего кошелька оно использует зацепки, которые с точки зрения нормального гражданина кажутся нелепыми и заведомо несправедливыми.

Так, на днях, по настоянию РАО, Комитет по культуре Госдумы РФ принудил кинотеатры перечислять 3% кассовых сборов за музыку в кинофильмах. Понятно, что все такого рода сборы в конечном итоге имеют один источник - карман потребителя. Получается, что человек пришел посмотреть кино, а ему, по «хорошей» советской привычке, «в нагрузку» еще и втюхали «музыку от фильма», как отдельный продукт и за отдельную плату.

Другой пример. В конце августа сего года Росохранкультура все-таки отказала РАО в праве требовать компенсацию с хозяев гостиниц за то, что в их номерах доступны телевидение и радио и, таким образом, как бы осуществляется «публичная передача продуктов авторского права». Для того чтобы отбить эту атаку РАО, потребовалась экспертиза Российской академии правосудия. Хозяевам гостиниц повезло, а вот другие общественные площадки (магазины, бары, маршрутные такси), где идет трансляция теле- или радиоэфира в «фоновом» режиме, все еще являются предметом притязаний со стороны РАО. Хотя, казалось бы, за эту трансляцию уже один раз уплачено создателями эфира.

Конечно, неумеренные притязания РАО - при одновременном неумении защищать законные права авторов, - это общая родовая черта нашей эпохи. То же самое можно сказать о российских чиновниках: не способные, по общему мнению, преодолеть ключевые проблемы страны, они, тем не менее, «вполне успешно» донимают граждан и бизнес различными мелочными запретами, поборами, нелепо раздувшимися акцизами и т.д.

Поражает вот что: желание использовать любые технические зацепки, чтобы заработать на авторских правах, отнюдь не стесняясь мнением граждан, даже не думая согласовывать свои усилия с общепринятыми представлениями о справедливости, о мере. А ведь авторское право не свалилось с неба - это общественная санкция. Все законы о защите авторских прав существуют только до той поры, пока общество считает это разумным и полезным - в своих собственных интересах. Подобного же рода поползновения постепенно разрушают позитивный образ защитников авторских прав. Они преподносят правообладателей в виде этаких беспринципных корыстных дельцов с загребущими руками, которые за лишнюю копейку готовы доставить обществу максимум неудобств. В конце концов, это приведет к тому, что «караул устанет», и авторские права будут сведены к «средневековому минимуму». Прогресс тоже не стоит на месте, в ответ на жадность и притязания РАО появятся контрмеры, например: музыку для фильмов и эфира будут создавать компьютерные программы, а авторы-рентовзиматели останутся не у дел. 

Большую часть истории человечества автор получал лишь небольшой гонорар, необходимый для выживания, и был доволен уже тем, что его творчество доступно людям, что его знают и любят. Микеланджело не стоял у входа в Сикстинскую капеллу и не брал с каждого входящего мзду за просмотр. Бах не колесил по Германии в поисках органистов, «без лицензии» исполняющих его музыку. Когда Моцарт слышал исполнение своих мелодий где-то на улицах или в кабачках, он радовался, а не горевал от сознания недополученной ренты. И вряд ли на каком-нибудь венском балу вы нашли бы сверхпопулярного Штрауса, неумолимо требующего возмещения, расталкивая дам и кавалеров. Но можно ли сравнивать современных творцов с фигурами ранга Баха, Моцарта, Штрауса? Ответ, по-моему, очевиден.

Парадокс: чем сильнее защищены авторские права, тем меньше становится имен, которые достойны такой защиты. По большей части творения современных авторов, особенно в сфере музыки, оказываются вторичными поделками, эксплуатирующими общее культурное наследие «незащищенной» эпохи. Кто такой современный автор? Это человек, полностью обязанный своим творчеством обществу: оно дало ему образование, оно познакомило его с культурным наследием тысячелетий (а на его сохранение затрачиваются немалые деньги налогоплательщиков). И вот, слегка обработав на новый лад какую-нибудь тему Баха или Моцарта, он предъявляет этому обществу претензию на пожизненную ренту, которую готов взимать буквально любой ценой и при любой возможности, как какой-нибудь средневековый феодал, перегородивший дорогу.

Закономерно, что система, которая возводит авторскую ренту в абсолют, в конечном счете бьет и по самим авторам, когда они становятся заложниками тех ограничений, которые созданы якобы для из защиты. Яркий пример - история с группой Deep Purple, которая, согласно решению суда, незаконно исполнила свои же собственные произведения в Ростове-на-Дону. За каждую собственную песню, спетую Deep Purple без лицензии РАО, местный районный суд постановил взыскать по 30 000 рублей в пользу РАО, «для дальнейшей выплаты авторам»...

Генеральный директор Промышленно-консалтинговой группы «Развитие» Виктор Кухарский
Advertology.Ru

28.09.2009

на печать


Комментарии

Anger Daddy
29.09.2009 13:52 | сообщение #1
 

Яркий пример - история с группой Deep Purple, которая, согласно решению суда, незаконно исполнила свои же собственные произведения в Ростове-на-Дону. За каждую собственную песню, спетую Deep Purple без лицензии РАО, местный районный суд постановил взыскать по 30 000 рублей в пользу РАО, «для дальнейшей выплаты авторам»...

вот это да! как же это так?! разгонять это РАО надо!

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

20.04.2024 - 12:26
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация