Литовские школьники становятся жертвами рекламы
Реклама
Сначала жалоба - потом разбирательство
По словам контролера парламента по правам ребенка, члена Арбитражной комиссии Рекламного бюро Литвы Р.Шалашявичюте, в службу по правам ребенка не поступала ни одна жалоба в связи с рекламой в учебниках, поэтому эти вопросы службой не разбирались.
«Очевидно, что несовершеннолетние должны быть защищены от негативного воздействия рекламы. Однако весь парадокс в том, что ни в одном законе не говорится о том, что в школьных учебниках запрещена реклама», - говорит Р.Шалашявичюте. - Если бы к нам по этому вопросу обратились родители или дети, мы бы детально изучили случаи появления рекламы и направили свои рекомендации в Министерство просвещения».
Р.Шалашявичюте добавила, что недопустимо, чтобы даже в качестве иллюстрации к тому или иному разделу в книге появлялись надписи продуктов, которые внесены в список нерекомендуемых для использования в школах, - таких, как кока-кола, например.
«Я считаю, что учебник - это инструмент для обучения, на его выпуск выделяются деньги, поэтому никакого даже намека на рекламу в них быть не должно, - считает контролер по правам ребенка. - Дети - это наиболее уязвимый элемент общества, они легче всего поддается влиянию рекламы, а ребенок затем капризничает и требует от родителей купить ему тот или иной увиденный в рекламе продукт. Я же как член Арбитражной комиссии Рекламного бюро Литвы могу констатировать, что чаще всего жалобы по качеству поступают на хорошо разрекламированные продукты, поэтому тут следует говорить и об угрозе здоровью детей».
Окончательный макет учебника - тайна за семью печатями
В Центре развития просвещения, где и занимаются оценкой как содержания, так и внешнего вида учебников, уверяют, что рекламы в учебниках быть не может и не должно, однако окончательный макет в Центр не поступает, поэтому для его работников остается тайной за семью печатями, какие же иллюстрации для текстов подбирает издатель.
«Я сомневаюсь в том, можно ли присутствие названия какой-то компаний в иллюстрации для учебника назвать рекламой, - говорит руководитель отдела экспертной оценки Центра развития просвещения Наталия Диткявичюте. - В любом случае, наш отдел проверяет содержание текстов учебников, а также их соответствие общим программам, вот и все. Название Žemaitijos pienas появилось не в названии какого-то раздела, а проконтролировать появление напоминающих рекламу фотографий мы не в состоянии, фотографии размещаются издателями, на них и лежит вся ответственность».
Значит ли это, что издатель под видом той или иной фотографии может поместить любую рекламу? По словам, Н.Диткявичюте, если кого-то не устраивает наличие рекламных фотографий в учебнике, он должен обратиться в суд.
«В нашем Центре работает пять экспертных комиссий, которые принимают решения относительно содержания учебников. Однако в наши руки попадает так называемая рукопись, вместо иллюстраций там зачастую бывает только ее описание, например, фотография аспирина. Мы утверждаем именно эту рукопись, окончательный макет мы не получаем, да и у нас просто нет времени оценивать этот продукт», - говорит Н.Диткявичюте, по словам которой, увидевший свет учебник в Центр не поступает.
Чтобы оценить готовый продукт, сотрудники Центра должны покупать учебник. «Общее количество названий составляет около 1000, проверить всё не представляется возможным», - разводит руками Н.Диткявичюте.
11.04.2008











Комментарии
Написать комментарий