Новости

Телелидеры недели

День народного единства 4 Ноября страна празднует в этом году всего лишь третий раз. Но похоже, что силы у телевидения уже иссякли. Потому что придумывать содержание этого странного праздника, а главное -- донести его смысл через телеэфир до сограждан становится все сложнее.
Вот, к примеру, в 2005 году на всех трех федеральных каналах -- "Первом", "России" и НТВ показали для проформы документальные фильмы про период Смутного времени, пояснив зрителям, что новый российский государственный праздник "уходит корнями" аж в 1612 год. Причем на "России" и НТВ, дабы не сильно утруждать себя, заказали фильмы у одного и того же производителя, и они в целом несущественно отличались друг от друга. Спустя год оба этих канала ничего нового придумывать не стали и показали те же самые фильмы про Смутное время, изменив только время выхода: на "России" его показали ранним утром, в 9.30, а на НТВ, напротив, "упаковали" на очень поздний вечер -- 23.30.

На "Первом" в прошлом году нашли оригинальное решение. О своем видении Смутного времени в одноименном фильме телезрителям рассказывал Михаил Леонтьев. Проводя параллели между историческими персонажами того периода и "врагами народа" наших дней, господин Леонтьев договорился до сравнения князя Василия Шуйского с Михаилом Ходорковским. Бориса Березовского тоже клеймил, но подыскать ему конкретный прототип из Смутного времени так и не смог.

В этом году три главных канала вообще не стали забивать себе голову Смутным временем и обременять свое программирование какими-либо тематическими фильмами и программами, хоть как-то идентифицируемыми с тем, что все-таки отмечает страна 4 ноября. А исходя из телевизионной программы понять это решительно невозможно: сетка воскресного дня наполнена традиционными программами, разножанровыми фильмами (разве что с большим количеством премьер) и развлекательными шоу.

Специальное программирование было лишь на "Первом канале", которое, конечно, ко Дню народного единства прямого отношения не имело, но хотя бы не было лишено логики.

В течение дня 4 ноября на "Первом" фактически в режиме нон-стоп с десяти утра и до одиннадцати вечера показывали фильмы про Эраста Фандорина. Благо их целых три. Сначала показали "Азазель", затем "Турецкий гамбит", а завершил триптих в прайм-тайм "Статский советник". И это вполне логично, ведь в этом фильме, продюсируемом Никитой Михалковым, присутствуют патриотические мотивы. Говорят, что именно он решил изменить в фильме финал, который был в этой повести у Бориса Акунина. В конце фильма Фандорин соглашается остаться на государевой службе (в акунинской книге он оттуда уходит), и герой, в исполнении Олега Меньшикова приняв это решение, пафосно идет на фоне куполов Василия Блаженного.

Несмотря на то что все три акунинские экранизации уже показывали на "Первом", телезрители все равно смотрели их очень активно. Больше всего оценили "Турецкий гамбит". Его доля по стране составила выше 32% при рейтинге 9-11%. "Азазель" и "Статский советник" шли в среднем с долей выше 23% при рейтинге 5-9%. В итоге 4 ноября "Первый" с заметным отрывом обошел своих конкурентов: его средняя доля по стране за весь день составила 25,3%, тогда как у "России" -- 18,1% и 13,1% у НТВ.

Среди телепроектов--лидеров у массовой аудитории 4 ноября оказались также финальные выступления в шоу "Танцы на льду. Бархатный сезон" (доля 26% и рейтинг 9,8%) на "России". Но самым рейтинговым проектом прайм-тайма стал очередной выпуск "Чистосердечного признания" на НТВ. Конечно, фильм под названием "Свадебный переполох" с точки зрения "экшн" заметно уступает показанному в рамках того же "ЧП" неделей раньше фильму про битцевского маньяка. Но показ откровений Александра Пичушкина в День народного единства даже для НТВ в его нынешнем формате был бы перебором. Хотя и "Свадебный переполох" тоже в общем не подвел. Рассказ о курьезах и недоразумениях во время свадеб знаменитостей активно перебивался сценами поножовщины и драк на провинциальных свадьбах. Или, к примеру, историей о том, как гастарбайтер-таджик избил в первую брачную ночь в туалете(!) свою жену, а потом и вовсе покалечил ее до того, что она стала полуслепым инвалидом. Или, например, история о трагедии невесты, которая повесилась на собственной свадьбе. В этом эпизоде особенно впечатляют произнесенные традиционно истерическим голосом закадровые слова: "Свадебный шарфик не подвел!" Имеется в виду, что именно на нем повесилась на дереве несчастная новобрачная...

Массовая аудитория, как это бывало не раз, такие "содержательные" телевизионные произведения со смакованием трагедий очень жалует: доля "Чистосердечного признания" составила 28% при рейтинге около 12%. То есть большая часть всех телезрителей, находящихся у телеэкрана в этот вечер, ринулись смотреть НТВ. Вот и получается, что в День народного единства "Чистосердечное признание" фактически стало самым популярным проектом дня. Так и зачем тогда снимать какие-то непонятные фильмы про Смутное время и показывать их в эфире в этот день?! Действительно, ни рейтинга, ни смысла. Если же следовать программной логике НТВ, который даже в день национального праздника не стал отказываться от показа "Чистосердечного признания" (хотя более "мирные" "Главный герой" и "Воскресный вечер" из-за трех выходных дней на этом канале отменили), то сразу решается проблема рейтинга и количества телезрителей, которые на такие форматы активно клюют. Ну а про смысл в данном случае уже говорить как-то неловко и неуместно. Его давно нет.

Идеологическое сопровождение
Если в обычном программировании большому телевидению в День народного единства никак не удается поймать смысл нового российского праздника, то в новостях более или менее сложилась устойчивая традиция. Уже три года подряд 4 ноября новости федеральных каналов неизменно показывают одну и ту же мизансцену (автор ее неизвестен): Владимир Путин, выходя из Спасской башни Кремля, в сопровождении юношей и девушек направляется к памятнику Минину и Пожарскому, чтобы возложить букеты красных гвоздик. Все три года идут в этой процессии неизменные суворовцы и нахимовцы. Последние вызывают особое чувство: все-таки их в сухопутную Москву специально везут из Санкт-Петербурга для участия в массовке статусной протокольной съемки с главой государства. А это уже дополнительные проездные расходы. В прошлом году в новостях обильно показывали Дмитрия Медведева, который фактически по примеру Владимира Путина общался с молодежью в Нижнем Новгороде (на родине Кузьмы Минина) и ставил свечи к иконе Казанской Божией Матери, чей праздник тоже отмечается 4 ноября. На этот раз первого вице-премьера отправили уже в Суздаль -- возложить цветы уже на могилу Дмитрия Пожарского. И это также активно показывали во всех новостях федеральных каналов. Так что появление Дмитрия Медведева в кадре 4 ноября уже превращается в негласный атрибут Дня народного единства. А вот другому первому вице-премьеру -- Сергею Иванову за три года так и не придумали, где бы еще поставить свечи или возложить цветы. В общем, 4 ноября, судя по новостям, не стал днем господина Иванова.

Два года подряд новости, как под копирку, были наполнены сюжетами о том, что 4 ноября люди делают разные добрые дела. Например, активисты движения "Наши" в 2005 году под телекамерами мыли окна в домах ветеранов, а в 2006-м движение "Местные", к примеру, проводило уборки в роддомах и собирало сухие листья. В этом году, видимо, с учетом приближающейся избирательной кампании креатив в новостях подкорректировали. Добрых дел в телесюжетах федеральных новостей особенно не набралось, разве что на "Первом" и "России" показали акцию сдачи донорской крови все тех же молодежных прокремлевских активистов. В этом году главные сюжеты новостей 4 ноября были посвящены многочисленным "праздничным шествиям и церковным богослужениям". Как и положено, преобладали флаги "Единой России" и транспаранты в поддержку Владимира Путина. Информационные службы "Первого", "России" и НТВ старались от души, не стеснялись эмоций, чтобы передать настроение страны, которая вроде бы от души отмечает новый праздник народного единства. Ведущие и корреспонденты радовались за жителей Якутии, которые в 30-градусный "лютый мороз" не побоялись выйти на торжественное шествие, а также одобряли жителей Петропавловска-Камчатского, которые в День народного единства зачем-то решили варить на площади уху.

И вся эта телевизионная благодать происходила на фоне того, что в центре Москвы и других городах страны третий год подряд проходят многотысячные националистические марши, на которых звучат фашистские лозунги. "Русские марши", ставшие негласной традицией 4 ноября, федеральные каналы три года упорно не замечают. Как будто их нет. В прошлом году молчание прервали только в новостях НТВ. В вечерний выпуск, который вели Лилия Гильдеева и Алексей Пивоваров, каким-то чудом прорвался очень жесткий сюжет с кадрами акций националистов из Москвы и Санкт-Петербурга. В этом году о "Русском марше" в Москве сказали только в новостях РЕН ТВ.

Впрочем, идеологическим наполнением в выходные дни, тем более когда их больше чем обычно, наши граждане почти не интересуются. Рейтинги новостей 4 ноября были ниже обычного. Так, на НТВ и особенно на "России" к началу новостей аудитория снижалась, а как только информвыпуски заканчивались, зрители снова возвращались на канал -- смотреть фильмы и программы. Высокими показателями могут похвастать только новости "Первого канала". Прежде всего это объясняется тем, что новости в традиционные для себя часы (12.00, 15.00, 18.00 и 21.00) прерывали показ всех трех частей экранизаций Бориса Акунина. И конечно, аудитория с канала никуда не уходила. Средняя доля новостей "Первого" составила 28-30%. Фандорин и тут оправдал доверие.
Арина Ъ-Бородина
КоммерсантЪ

09.11.2007

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

05.12.2025 - 21:54
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация