Статьи

Кошмар потребителя

Кошмар потребителя

Бренды идут на все, чтобы мы купили вещицы, без которых на самом деле вполне могли бы прожить. Каким образом рекламисты заталкивают в наши мозги "осознанную необходимость" и распространяют в обществе вирусы шопоголизма? Не иначе как обращаясь к коллективному бессознательному и приемам профессиональной психологии.

Я сижу на балконе отеля на острове Бали с ноутбуком Asus на коленях и пишу эту заметку, собираясь отослать текст главному редактору, который находится в Лондоне. А журнал выходит в Москве. Согласитесь, портативный компьютер - самое наглядное проявление глобализации, а ноутбук с беспроводным Интернетом сегодня - объективная необходимость. Самое интересное, что я нигде не сталкивался с навязчивой рекламой лэптопов или "вайфая".

Однако в моем компьютере имеется еще несколько вовсе неочевидных функций, которыми я пользуюсь разве что забавы ради, например встроенная вращающаяся видеокамера (rotating camera). Именно эта не самая необходимая штуковина доминирует в рекламе - вокруг нее построены все постеры и биллборды. Объяснить это просто: как раз те функции, которые потребителю в общем не нужны, надо активно рекламировать - иначе их никогда не продать.

Поехали дальше. Sony VAIO выпустила линию цветных ноубуков: розовые, желтые, салатовые и голубые. И это не так нелепо, как кажется на первый взгляд. Нужно копнуть довольно глубоко, чтобы понять, почему кто-то купит ноутбук скорее салатовый, нежели обычный серый. Теория о воздействии цветов на настроение и поведение человека впервые сформулирована немецким философом Людвигом фон Эйхендорфом в конце XVIII века, а пару десятилетий спустя более подробно раскрыта Иоганном Вольфгангом Гете в "Учении о цветах".

Сегодня психологические реакции людей на те или иные цвета по возможности учитываются практически в любой индустрии: дизайне интерьера, полиграфии, кинематографе. Даже автомобильные компании начинают пристально заниматься вопросами влияния цвета на поведение водителя и безопасность движения. Например, компания Nissan открыла Студию цвета в Лондоне. Цвет возникает из смешения света и тьмы, а все цвета, соответственно, следует рассматривать как полусвет и полутень. Это не философские абстракции, а реальная динамика подсознательного и символического восприятия. Цветовой удар должен быть психологически точным, чтобы достичь цели.

Сравнительно новая область медицины - цветотерапия - делит цвета на положительные и отрицательные. Положительные возбуждают и стимулируют, отрицательные уравновешивают и расслабляют. Положительные - желтый, красный и их оттенки рождают жизнерадостное настроение. Цвета отрицательной стороны - синий и черный - вызывают беспокойство, но обладают нежным воздействием. Для выражения силы и жизни требуется преобладание красок положительной стороны. А для того чтобы передать нежность, оттенки любви, используется отрицательная палитра. Зеленый же цвет по своему воздействию уникален: он приносит удовлетворение, успокоение. Примечательно, что зеленый - результат смешения желтого и синего, основных цветов обеих сторон. Если можно так выразиться, это "уравновешивающий" цвет. С зеленым ноутбуком всегда комфортно.

"iMac я делал таким, чтобы людям хотелось притронуться к компьютеру", - рассказывает дизайнер iMac Джонатан Айв. При всем уважении это не более чем маркетинговый трюк, равно как и тезис Стива Джобса про "иконки, которые вам захочется облизать".

Итальянец Джорджетто Джуджаро поставил дизайн на конвейер, и теперь лейбл Giugiaro можно встретить везде: на суперкарах, малолитражках, стиральных машинах, газовых плитах, автомобильных шинах, мебели, компьютерах, фотокамерах. Но все эти игры с цветами, дизайном и лейблами - только начало. Дальше - едва ли не триллер. Во всяком случае, целое приключение. В рекламной традиции принято считать, что чем лучше аргументировано уникальное торговое предложение, тем больше рад этому потребитель. И вот он уже спешит купить столь востребованную вещь.

На самом деле такой подход сегодня себя не оправдывает. В ход идут другие приемы. Вокруг техники НЛП (нейролингвистическое программирование) ходит много слухов. Причем наибольшее число вопросов вызывает само словечко "программирование". Неужто можно запрограммировать человека? Какой простор для наживы! Не будем вдаваться в детали - это все-таки дело врачей и психологов.

Обратимся лишь к тому, что нашло реальное отражение в рекламной индустрии. Психолог Мильтон Эриксон в ходе длительных исследований пришел к выводу, что каждое слово вызывает несколько слов-реакций. Скажем, согласно исследованиям слово "телефон" у многих рождает ассоциативный ряд: "пальцы, далеко, беспокойство, близкий, голос, не видно, неожиданно". Как видите, этот ряд далек от логического описания "мобильный, удобный, небольшой", а ведь это самое важное, если мы говорим о потребительском поведении. Или другой пример из книги о Мильтоне Эриксоне. Беременная женщина на слово "живот" (стимульное слово) выдавала ассоциативный ряд (слова-реакции): "больной, беспокойство, младенец, бояться, операция, болезнь, забыто", обнаруживая страхи в очень наглядной форме.

В общем, любая вещь или явление, будь то автомобиль, компьютер или менструальный цикл, вызывают у человека определенные слова-реакции. Если они позитивны, следует "возвращать" их человеку, если негативны - надо заменить их на противоположные. Метод Эриксона заключался в том, что он вводил пациента в состояние транса и воздействовал на него словами-инъекциями, противоположными негативному ряду реакций, создавая новые связи - позитивные.

Возможен и другой вариант, когда обратное сообщение не связано напрямую со словом-реакцией, но имеет с ним общие эмоции. Вот приведенный специалистами Phsyberia пример упрощенного словесного сообщения для клиента, который испытывает головную боль: "Наш городской голова решил, что эта светлая краска будет очень хорошо смотреться, если ею покрасить строительные участки, особенно когда стоит ясная погода".

В этом случае мы имеем вставленное сообщение "голова светлая ясная", которое может быть подчеркнуто или жестами, или интонацией, или (если оно, предположим, написано) даже другим шрифтом. Открытие было сделано еще в тридцатых годах прошлого века и с успехом применялось для лечения и профилактики психических отклонений.

В наше время к этому методу присмотрелись рекламисты. Забрасывая в рекламу слова-реакции (полученные опытным путем) или их "контрагенты", можно с большей или меньшей точностью с помощью "вложенных сообщений" вызывать определенное отношение и желание по отношению к рекламируемому объекту. Этот прием получил название "техника вложенных сообщений" и используется в рекламе сплошь и рядом.

Чему большинство рекламистов научились - это видеть слабости людей. И виртуозно играть на них. Гаджет-аддикция, логомания, бренд-зависимость, шопоголизм - вот неполный список симптомов, которые вызывает правильно сделанная реклама.

Откровенно говоря, в области маркетинга высоких технологий манипуляция (я не хотел обижать никого конкретно, поэтому пока отделался обобщением) - главный прием, благодаря которому живут такие странные понятия, как "новая коллекция телефонов" или "стильная плазменная панель". Завернуть чисто функциональные вещи в некую lifestyle-упаковку - вот чем занимается огромная маркетинговая индустрия. При том, что большинство современных компаний ничего не производит, отдавая дизайн, инжиниринг и сборку на сторону - главным звеном в их деятельности оказывается маркетинг.

Симптомы шопоголизма

Логомания - зависимость от брендов, когда человек не может покупать или использовать продукт без броского "раскрученного" логотипа, желательно помещенного на наиболее видное место.

Постшопинговая печаль - состояние, близкое к депрессии; выражается в апатии, связанной с приобретением вожделенной вещи и утратой мотивации "жить дальше".

Гаджет-аддикция - страсть к постоянному приобретению технических новинок, боязнь пропустить новенькую игрушку

Сейломания - расстройство, выражающееся в болезненном желании купить вещь на распродаже. На почве сейломании зафиксированы случаи убийств в магазинах.

Джанк-фуд-аддикция - навязчивое желание поесть в сети ресторанов быстрого питания, которое может привести в больницу.

Синдром рассеянного внимания - приобретается детьми из-за чрезмерного скопления возбуждающих источников визуальной информации, но в современном мире может быть присущ и взрослому человеку.

rdig.ru

19.10.2007

на печать


Комментарии

Айна
25.10.2007 21:26 | сообщение #1
 

Интересно написано. Что касается Гаджетов, то это функциональное отклонение, когда нажется, что для любого действия есть или должна быть какая-то вещь - и если ее нет, то ее надо придумать. Функция гаджетов очень условна, а зачастую и вовсе бесполезна. Высокая и неоправданная цена гаджетов лишь для придания статусности человеку..
Хочется сказать, тем, кто подсаживает людей на гаджетов - "Ну и ГАД ЖЕ ТЫ! :))
aina_pr@mail.ru

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Город Серебряного века

Город Серебряного века
Город Серебряного века. Пространство города в русском изобразительном искусстве и литературе Серебряного века. Книга является первым в современной отечественной науке междисциплинарным исследованием темы пространства города первых десятилетий XX века в русском изобразительном искусстве и литературе этого времени. Комплексный подход к теме, в основу которого положен структурный анализ городского пространства, позволил автору выстроить новую иконографию городских пространственных образов в произведениях русской литературы и искусства, воссоздать мыслимую модель города, каким его видели писатели и художники начала прошлого столетия. Книга богато иллюстрирована, написана ясным, доходчивым языком с привлечением большого числа высказываний художников, писателей и поэтов, помогающих понять рассуждения и выводы автора. Книга будет интересна не только специалистам — искусствоведам, филологам и культурологам, но и широкому кругу читателей, ценителей искусства и литературы Серебряного века. Во все времена Город, являющийся средоточием творческого потенциала эпохи, стремится осмыслить самое себя. Ситуация конца XIX — первых десятилетий XX века эту истину подтверждает. Город как аккумулятор основных идей и явлений промышленной цивилизации не мог не стать одним из центральных, если не главным, мотивом творчества художников и писателей первой трети XX столетия.В настоящей работе предпринимается попытка приблизиться к пониманию темы города в русском искусстве и литературе этого времени, выявить круг идей, мотивов и приёмов внутри данной темы, иными словами, показать некий срез новой городской иконографии. Для России этот круг проблем соотносится с двумя городами-миллионниками — Петербургом и Москвой. Внимание автора исследования концентрируется на проблемах организации пространства огромного города первой четверти XX века с точки зрения восприятия этого пространства современниками — писателями и художниками.На анализе конкретных произведений рассматриваются видоизменения и особенности основных модулей городского и архитектурного пространства, таких как улица, дом, окно, двери, ворота, арки. Существенным для понимания сути пространства нового города является его рекламная составляющая — городские вывески, призванные по своему назначению быть путеводителями по городу, но в действительности часто искажающие до неузнаваемости его улицы. К этим компонентам городского пространства необходимо добавить такой немаловажный его элемент, как толпа, ибо мегаполис начала XX столетия не существует и не может быть понят вне связи с феноменом «человека-массы».Всем этим структурообразующим составляющим (частям) городского пространства посвящены отдельные главы настоящей работы. На основе анализа большого числа произведений литературы и искусства автор стремится построить некие смысловые ряды, которые в совокупности позволяют понять, каким видели городской космос создатели этих произведений. И если в первой вводной главе, посвященной пространству города в целом, автор говорит о некоем общем для творческого сознания эпохи ощущении города как тюрьмы, то в последующих главах с их более прицельным подходом, в рамках более узких тем речь идёт о вариативных трактовках внутри этих конкретных тем. Последняя, заключительная глава работы отдана рассмотрению целостных индивидуальных образов города, принадлежащих крупнейшим мастерам пера и кисти первой четверти XX столетия, чье творчество тесно связано с темой города. Анализ многих произведений позволяет говорить об определенном концептуальном единстве в решении вопроса о судьбах современного города художниками и писателями тех лет.Предпочтения автора при выборе персоналий отданы в данной работе таким признанным урбанистам, как Андрей Белый и Мстислав Добужинский, а также тем писателям и художникам, кому удалось создать убедительные образы города начала XX века. Однако список привлекаемых автором имён писателей и художников и названий произведений весьма обширен.За скобки настоящей работы сознательно вынесены вопросы влияний европейской литературы и искусства конца XIX — начала XX столетия на творчество русских писателей и художников. Это объёмная задача для специального исследования. Но, разумеется, автор помнит о том, что европейский культурный контекст весьма значим для своего российского аналога.Русская литература и русское искусство почти синхронно с европейскими обратились к теме современного большого города, но шли собственными путями в её осмыслении, а отдельные их представители становились первооткрывателями на этих путях.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

20.06.2025 - 20:24
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация