Статьи

Вторая всемирная

Вторая всемирнаяЭксперты единодушны: в ближайшие десятилетия традиционные СМИ уйдут в интернет. Предметный мир, outdoor- и indoor-реклама станут лишь альтернативными источниками информации. Но и эти медиа разительно преобразятся.
"Как вам понравились наши маечки, купленные полгода назад, мистер Якамото? Давайте посмотрим, к лицу ли вам новый зимний свитер!" Электронная продавщица из фильма "Особое мнение", принявшая Тома Круза за японца, обманутая пересаженными глазами, не такой уж фантастический персонаж.

Скоро консультанты будут идентифицировать людей, сканируя радужную оболочку глаза, а рекламные билборды -- угадывать их настроение и тайные желания, демонстрируя подходящий к случаю товар. "Это неизбежное и не слишком отдаленное будущее",-- уверен Питер Шварц, президент Global Business Network (GBN), футурологического подразделения консалтинговой Monitor Group. Специалисты GBN моделировали рекламный рынок 2054 года по заказу Стивена Спилберга. Режиссер вдохновился перспективами технологий S&R (sense and respond -- "восприми и отреагируй"), рекламной голографии и плазменных изображений, а их зрелищность и парадоксальность впечатлили зрителей. Но для рекламистов восторги аудитории не самоцель. Их продукт просто должен оказывать прогнозируемое воздействие на нужных людей. Маркетолог европейского офиса интернет-гиганта Google Шон Корнуолл уверен, что информационные технологии до неузнаваемости изменят облик традиционных медиа: "У них не так много проблем, просто потребители игнорируют нерелевантную рекламу".

В поисках клика

В начале 2007 года Google объявила о намерении запатентовать технологию демонстрации объявлений на уличных щитах. По замыслу разработчиков, рекламодатели смогут через интернет управлять арендуемыми поверхностями, менять содержание объявлений в зависимости от наличия товаров на складе и сиюминутной рыночной конъюнктуры. Сервис будет основан на технологии AdWords, доказавшей свою эффективность при размещении как коммерческих объявлений в интернете, так и classified в газетах. "Мы пробуем применить онлайн-философию к офлайновым носителям",-- объясняет Шон Корнуолл.

Характерный признак интернет-философии -- подсчет "просмотров" и "кликов". Одна из первых попыток сделать outdoor-общение с потребителем интерактивным была предпринята в 1999 году. Тогда Американская ассоциация наружной рекламы (OAAA) провела масштабное исследование, в котором приняли участие десятки добровольцев, вооруженных очками ShopperVision производства одноименной фирмы. Очки, снабженные мини-камерами, фиксировали интерес людей к окружающим их предметам: о том, что главным объектом внимания исследователей были рекламные объявления, волонтеры не знали.

Результаты исследования пригодились теоретикам: например, выяснилось, что из объявлений, попадающих в поле зрения жителя города, замечается 74%, а читается 48%. Однако регулярно проводить подобные эксперименты гораздо дороже, чем установить "пипл-метр" на телевизор пользователя или счетчик просмотров на интернет-страницу. ShopperVision так и не стала популярным инструментом, в то время как наступление высоких технологий на вещательные медиа продолжалось.

Предмет рекламы

"Персональные медиацентры, такие как, например, Mustek PVR,-- это прототипы компьютеров будущего, которые объединят все сегодняшние СМИ: телевидение, прессу, радио -- фантазирует доктор Роэл Вертегаал, президент и CEO канадской Xuuk Inc.-- Мы приложим все усилия, чтобы наша технология была интегрирована в эти устройства".

Устройства Eyebox, которые Вертегаал разрабатывает с 1994 года, используют эффект "красных глаз", знакомый фотолюбителям. Отслеживая движения зрачка, подсвеченного инфракрасным лучом, по монитору, Eyebox может точно определить, на чем задерживается взгляд пользователя. Впрочем, прорывом эксперты считают девайс Eyebox2, который может "читать по глазам" с расстояния более 10 м. "Отличным рынком для устройства будет эмбиент-реклама, реклама в предметном мире: наружная, в помещениях, на транспорте,-- считает основатель Xuuk.-- Вообще-то опытные образцы Eyebox2 у нас появились еще в 2005 году, но мы ждали, пока североамериканский рынок будет готов к новшеству". Рынок, по мнению компании, созрел в начале 2007-го. Устройство было выставлено на продажу по цене $999: приобрести его могут как крупные компании, так и владельцы магазинчика, выставившие рекламный штендер перед входом.

По словам Вертегаала, толчком к созданию применимого на практике счетчика стал интерес, проявленный к разработке компанией Google. Впрочем, коллеги интернет-гиганта считают, что он имеет серьезные виды на долю рынка "наружки". "Google экспериментирует, пытается стать единой точкой входа для рекламодателей, реализовать принцип „одного окна" в рекламе,-- считает Игорь Ашманов, генеральный директор компании „Ашманов и партнеры".-- Если завтра можно будет размещать рекламу на Луне, Google обязательно попробует". Правда, операторы наружной рекламы не уверены и в том, что эксперименты компания ведет в верном направлении.

Поднимите мне веки

"Я слышал о технологии Eyebox. Она применима скорее в indoor-рекламе: у нее ограниченный радиус действия, а подсчитывать отдельные „клики" часто бессмысленно,-- говорит Максим Ткачев, управляющий директор News Outdoor Group.-- Билборд 6 x 3 м, стоящий на Садовом кольце, видят ежечасно более 12 тыс. пар глаз. Нам гораздо интереснее, чьи это глаза!"

В интернете каждый клик принадлежит определенному IP-адресу. Опознавать на расстоянии радужную оболочку заманчиво, но, поскольку 2054 год еще не наступил, операторы склонны считать модель Спилберга не завтрашним, а послезавтрашним днем. Однако распознать принадлежность аудитории к той или иной социальной группе технологии позволяют уже сегодня.

Калифорнийская компания Alaris Media Network в 2002 году впервые установила несколько конструкций с устройствами "радиоперехвата": сканер определяет частоту радиостанции, которую слушает водитель подъезжающей машины. Основатель и президент компании Том Лэнгленд рассудил, что социально-демографический портрет каждого водителя будет коррелировать с характеристиками аудитории радиостанций. Значит, на дороге можно установить светодиодные рекламные экраны, объявления на которых будут меняться в соответствии с интересами наблюдателя. Практика, однако, показала, что устанавливать такие конструкции имеет смысл лишь на улицах с низким трафиком. Это, учитывая высокую стоимость светодиодных экранов, просто расточительно. Возможно, когда появится "электронная бумага", позволяющая создавать недорогие динамические баннеры любой площади, технология Alaris Media окажется востребованной. На ее создание эксперты отводят не более пяти лет. Пока же в 2003 году Alaris Media, вложившая в проект около $12 млн, была признана банкротом.

Впрочем, уже через год Том Лэнгленд основал другой бизнес -- SmartSign Media. Сегодня компания владеет несколькими десятками крупных светодиодных конструкций, установленных в оживленных точках в пяти штатах. Радиосканеры в них не управляют показами рекламы, а просто фиксируют предпочтения потребителя, составляя его довольно точный портрет, который меняется в зависимости от дня недели и времени суток.

Исследовать аудиторию наружной рекламы можно и более простыми способами. Сегодня у большинства есть мобильный телефон, и операторы сотовой связи могут отслеживать перемещения клиентов по улицам. По мнению Максима Ткачева, технология, которая позволит в реальном времени видеть "лицо" аудитории, появится в течение года-двух.

Интеграция реальности

"Когда менеджеры классических СМИ рассуждают о том, что значит для их бизнеса развитие технологий, чаще всего мы слышим слово „угроза",-- говорит Максим Ткачев.-- Для прессы и телевидения угроза -- это интернет-СМИ, для радио -- iPod. А для out-of-home-медиа технологический рост -- это масса возможностей усилить воздействие на потребителя".

Под термином out-of-home глава News Outdoor Group подразумевает не только уличные конструкции, но и рекламу в магазинах, общественных местах, на транспорте. В последние годы этот рынок бурно развивается: только за первый квартал 2007-го, согласно отчету Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), сегмент, пока не выделенный в отдельную графу, обеспечил категории "прочие носители" 39-процентный прирост оборотов. А по данным вице-президента АКАР и генерального директора компании "Витрина А" Вадима Куликова, с 2005 года рынок вырос не менее чем втрое. "Реклама, обращенная лично к потребителю, особенно если она сообщает ему о конкретных преференциях в местах продаж, очень эффективна,-- поясняет Вадим Куликов.-- Торговые организации совершенствуют системы логистики, которые становятся удобны и для доставки рекламных материалов, и операторы рекламы спешат этим воспользоваться".

Наступление рекламистов на ритейловые сети порождает новые носители. Так, в 2007 году сразу несколько компаний заявили о начале размещения видеорекламы на торговых автоматах. Японская Apex Corporation, один из крупнейших вендинговых операторов, владеющая 35 тыс. кофейных автоматов, объявила о запуске проекта MediCafe. По замыслу разработчиков, плату за "клик", то есть рекламный контакт, получает сам потребитель. Составит она около 50 центов. Кофе в новых автоматах будет выдаваться бесплатно, но 20 секунд, пока напиток готовится, клиент машины будет смотреть или слушать рекламный ролик.

Похожую разработку с похожим названием MediaCafe на российском рынке представляет ООО "Рувендор" -- один из крупнейших импортеров торговых автоматов. Правда, здесь за кофе придется платить, а инициировать показ рекламы будет не потребитель: ролики крутятся по определенной программе. Установить мониторы, транслирующие рекламу, в торговые машины немецкой компании Spengler придумали россияне. Как утверждает генеральный директор "Рувендора" Игорь Беленький, производитель, вдохновленный идеей российского партнера, обновил линейку продукции, и в ближайшее время рекламные аппараты появятся на рынках стран Европы. А российский проект стартует, когда количество проданных аппаратов, объединенных в сеть, достигнет 200.

Угроза исчезновения

Аудиторию MediaCafe и MediCafe будет характеризовать всего одна черта -- это любители кофе. Но Вадим Куликов считает, что вендинговые машины открывают перед рекламодателем фантастические перспективы: "Если представить, что, например, оплачивая телефонный счет, мы идентифицируем себя при помощи банковской карточки или телефона, машине может быть открыт наш профайл: сведения о совершенных покупках, интересах, имеющихся скидках. И она будет показывать информацию, которая нужна именно мне и именно сейчас". Первые электронные консультанты явятся не как человекоподобные голограммы, а как торговые ящики, снабженные мониторами и соединенные друг с другом через интернет.

Хотя зависимость "физической" рекламы от всемирной Сети будет только расти, угроз со стороны интернета бизнес не видит. "Outdoor -- особый рынок, тесно связанный с местоположением наблюдателя. Наши две отрасли, мне кажется, в обозримом будущем не будут пересекаться",-- считает Игорь Ашманов. Операторы наружной рекламы уверены, что в будущем граница между "зонами ответственности" двух отраслей будет пролегать на пороге дома: внутри -- электронные СМИ, снаружи -- out-of-home-реклама.

"Человечество становится все мобильнее. А когда вы выходите из дома, то попадаете на нашу территорию,-- говорит Максим Ткачев.-- Интернет нам не конкурент, а, пожалуй, комплементарное, дополняющее наши носители СМИ. В далеком будущем исчезнут все медиа, останутся лишь интернет и „наружка". Впрочем, когда изобретут телепортацию, исчезнем и мы. Останется один интернет".

Владимир Устинов
КоммерсантЪ

03.07.2007

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Брошюры и каталоги. Постпечатная обработка и отделка

Брошюры и каталоги. Постпечатная обработка и отделка
Брошюры и каталоги. Постпечатная обработка и отделка. Чаще всего дизайнеру не хватает малого – средств. Но именно в таких условиях и расцветает фантазия. Сегодня дизайн, представляющий в буквальном смысле слова "обнаженную идею", снова в большом фаворе, и не только из-за общей тенденции к функциональному технократизму: на самом деле, нет ничего выразительнее простоты! И, как оказалось, в наш век виртуальных технологий – ничего нет привлекательнее тактильных ощущений, которые мы испытываем, держа в руках книгу, брошюру, каталог.Несколько примеров. Каталог интерьеров способен буквально поселить вас в объемном пространстве дома с помощью простой иконки человечка. Каждый раз человечек появляется в новом виде: как вырубка - на обложке, как псевдовырубка (где интерьер вдруг оказывается внутри фигурки), как солнечный зайчик в "коридорной" анфиладе или на полках шкафа. Кто этот дизайнер - лентяй или гений? (46-47)Того же самого эффекта можно добиться, хитро согнув всего один лист А3 и перебив изгибы гранями нарисованной мебели ( 73 ).Пластиковый рельеф - настоящий аксакал дизайна, но до сих пор он господствовал в отделке интерьера или в РОS – материалах. А теперь попробуйте украсить рельефом из букв или цветов страницы годового отчета компании, продающей осветительные приборы – и он тут же заиграет свето-тенью на страницах этого сборника (120 – 121).Демонстрируя сочетание простоты и технологических изысков, авторы книги не забывают назвать виды обработки "своими именами", а значит, специфический дизайнерский слэнг перестает, наконец, быть "китайской грамотой", и вы сможете с гордостью назвать свой шедевр так, как это принято в вашем профессиональном кругу!

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

19.06.2025 - 22:55
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация