Рекламодатели не успевают за рекламным рынком
Медиаагентство OMD Media Direction оценило бюджеты крупнейших отечественных рекламодателей в 2006 году. Оказалось, что расходы на рекламу у этих компаний не поспевали за рекламным рынком, который в 2006 году увеличился в целом на 29%. Рейтинг рекламодателей наглядно демонстрирует последствия введения нового закона "О рекламе", на четверть сократившего допустимый объем телерекламы. Составляя рейтинг крупнейших рекламодателей в России, OMD Media Direction основывалось на данных мониторинга рекламных затрат исследовательских компаний TNS Gallup AdFact и "ЭСПАР-Аналитик". Эти суммы были пересчитаны с учетом средних скидок при закупках рекламы в каждом из медианосителей. Так, для ТВ размер скидки был определен в 65%, для прессы – в 41%, для радио – в 34%. В наружной рекламе "ЭСПАР-Аналитик" предоставил собственную экспертную оценку. Полученный рейтинг другие агентства признали корректным. "Расположение рекламодателей в списке вполне соответствует действительности",– отметил гендиректор агентства Optimum Media Buying Николай Ануфриев. А директор по закупке рекламы в электронных СМИ холдинга Group M Константин Авдеев считает, что "по затратам на ТВ оценка адекватна". Сами рекламодатели, фигурирующие в рейтинге, предпочли не комментировать свои бюджеты.
Совокупные затраты всех рекламодателей в 2006 году, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, увеличились на 29%. Но прирост годового бюджета у большинства рекламодателей из Топ-10 оказался более скромным – от 16 до 26%. А резкое увеличение бюджетов у компаний Procter & Gamble (P&G) и "Балтика" в прошлом году было обусловлено консолидацией их бизнеса. Так, в 2006 году рекламный бюджет P&G уже включал в себя расходы на продвижение брэндов приобретенной в 2005 году компании Gillette. "Бюджет Gillette в России в 2005 году составлял около $30-35 млн,– напоминает директор по исследованиям OMD Media Direction Сергей Артемов.– За счет включения этих затрат в бюджет P&G ее рекламные расходы в 2006 году выросли на 42%". А 76-процентный рост бюджета "Балтики" объясняется консолидацией всех активов Baltic Beverage Holding – пивоваренных заводов "Вена", "Ярпиво" и "Пикра".
Основной причиной даже такого скромного роста рекламных бюджетов в 2006 году стала медиаинфляция. Рост цен на ТВ, по данным группы "Видео Интернешнл", по итогам 2006 года составил 40%. До сих пор ежегодный рост расценок не превышал 25%. Количество же закупленных на ТВ пунктов рейтингов (GRP; условная единица при продаже телерекламы, отражает число зрителей, увидевших рекламный блок) у шести из десяти крупнейших рекламодателей в 2006 году даже снизилось по сравнению с 2005 годом. Во многом это снижение обусловлено вступившим в силу в июле 2006 года новым законом "О рекламе", на четверть сократившим допустимый объем рекламы на ТВ.
Эти выводы OMD Media Direction подтверждаются расчетами консалтинговой компании Media Logics (входит в Starcom MediaVest Group): по ее данным, за июль–ноябрь 2006 года общий объем закупленных GRP у двадцати крупнейших рекламодателей снизился по сравнению с аналогичным периодом 2005 года на 7%.
Впрочем, снижение рекламной активности крупнейших игроков вызвано не только законодательными ограничениями, отмечает Константин Авдеев из Group M. "У каждой из компаний есть своя маркетинговая политика, которая предусматривает снижение рекламных затрат в зависимости от конъюнктуры рынка в той или иной отрасли",– напоминает он. Например, Samsung Electronics – единственная компания из Топ-10, бюджет которой сократился в 2006 году. Источник в штаб-квартире корейской рекламной группы Cheil Communications (в России ее основным клиентом является Samsung) утверждает, что компания Samsung снизила расходы на рекламу, так как "рынок бытовой техники в России стагнирует".
Бюджеты крупнейших российских рекламодателей в 2006 году
| Место | Рекламодатель | Все медиа ($ млн) | Прирост к 2005 году (%) | GRP* (тыс.) | Прирост к 2005 году (%) | ТВ ($ млн) | Прирост к 2005 (%) | Пресса ($ млн) | Прирост к 2005 году (%) | Outdoor ($ млн) | Прирост к 2005 году (%) | Радио и кинотеатры ($ млн) | Прирост к 2005 году (%) |
| 1 | Procter & Gamble | 145,699 | 42 | 160 | 3 | 117,138 | 40 | 22,619 | 58 | 5,455 | 36 | 0,487 | -52 |
| 2 | L'Oreal | 97,129 | 16 | 60 | -9 | 63,583 | 10 | 30,065 | 25 | 3,468 | 140 | 0,013 | – |
| 3 | Балтика | 86,995 | 76 | 29 | 24 | 62,978 | 55 | 1,946 | 305 | 21,499 | 163 | 0,572 | 5946 |
| 4 | Вымпелком | 84,028 | 39 | 42 | 12 | 42,38 | 38 | 8,195 | 14 | 23,368 | 67 | 10,085 | -35 |
| 5 | МТС | 76,809 | 14 | 36 | -1 | 36,182 | 20 | 6,445 | -19 | 26,006 | 39 | 8,175 | -50 |
| 6 | Unilever | 75,324 | 15 | 75 | -1 | 70,186 | 16 | 3,589 | 44 | 1,164 | -27 | 0,385 | -9 |
| 7 | Mars Inc. | 60,961 | 26 | 48 | -6 | 53,201 | 20 | 3,162 | 146 | 2,032 | 16 | 2,565 | 115 |
| 8 | Henkel | 57,905 | 30 | 58 | 20 | 54,39 | 32 | 2,094 | -8 | 1,235 | 54 | 0,186 | 15 |
| 9 | Sun Interbrew | 56,037 | 24 | 23 | -5 | 48,751 | 18 | 1,434 | 9 | 5,553 | 110 | 0,299 | 5728 |
| 10 | Samsung Electronics | 54,236 | -4 | 17 | -37 | 25,633 | -8 | 7,59 | -33 | 19,843 | 30 | 1,171 | -5 |
| 11 | Вимм-Билль-Данн | 53,173 | 29 | 42 | -10 | 50,338 | 29 | 1,106 | 214 | 1,519 | -13 | 0,21 | -36 |
| 12 | Nestle | 51,312 | 6 | 47 | -15 | 46,466 | 4 | 1,896 | 16 | 2,646 | 55 | 0,304 | 1603 |
| 13 | "Мегафон" | 49,292 | 4 | 23 | -31 | 21,571 | -21 | 5,266 | 8 | 17,037 | 40 | 5,417 | 62 |
| 14 | Heineken | 48,281 | 79 | 19 | 38 | 44,185 | 77 | 1,327 | 258 | 2,036 | 74 | 0,733 | 12058 |
| 15 | Danone | 47,259 | 19 | 49 | 2 | 45,156 | 16 | 1,177 | 137 | 0,803 | 179 | 0,124 | -2 |
| 16 | Coca-Cola Co. | 46,308 | 26 | 37 | 22 | 38,632 | 24 | 1,26 | 73 | 4,379 | 97 | 2,037 | -42 |
| 17 | Ford Motor Co. | 43,499 | 104 | 16 | 92 | 27,172 | 138 | 12,39 | 65 | 2,761 | 53 | 1,175 | 641 |
| 18 | "Эдьдорадо" | 40,199 | 81 | 16 | 24 | 26,269 | 81 | 0,51 | -24 | 11,388 | 95 | 2,031 | 73 |
| 19 | "Москва-Эфес" | 39,885 | 12 | 15 | -18 | 31,979 | 2 | 0,54 | 124 | 7,183 | 88 | 0,183 | 24 |
| 20 | Reckitt Benckiser | 38,357 | 34 | 46 | 20 | 37,335 | 32 | 1,003 | 180 | 0,019 | - | - | - |
| 21 | Wrigley | 30,218 | 3 | 27 | -22 | 29,107 | 2 | 0,091 | 458 | 0,459 | -15 | 0,56 | 2086 |
| 22 | Johnson & Johnson | 29,596 | 92 | 14 | 30 | 26,312 | 88 | 3,134 | 145 | 0,138 | 33 | 0,012 | - |
| 23 | Toyota | 29,119 | 21 | 8 | -17 | 15,552 | 22 | 12,473 | 20 | 0,898 | 64 | 0,196 | -22 |
| 24 | Ferrero | 28,886 | 79 | 18 | 32 | 28,14 | 74 | 0,692 | 925089 | - | - | 0,053 | - |
| 25 | PepsiCo | 27,793 | -7 | 21 | -34 | 25,178 | -8 | 0,454 | 35 | 1,174 | -32 | 0,986 | 87 |
| 26 | Dirol Cadbury | 26,905 | 1 | 31 | -2 | 26,555 | 0 | 0,042 | 324 | 0,267 | 2239 | 0,041 | -82 |
| 27 | Kraft Foods | 26,523 | 12 | 21 | 10 | 22,664 | 10 | 2,756 | 38 | 0,77 | -1 | 0,333 | 353 |
| 28 | Colgate-Palmolive | 26,382 | -11 | 32 | -16 | 26,09 | -11 | 0,268 | -8 | 0,025 | 32 | ||
| 29 | SABMiller | 26,138 | 16 | 9 | -5 | 17,477 | 12 | 2,137 | -11 | 6,28 | 49 | 0,243 | -26 |
| 30 | "Калина" | 25,355 | 47 | 14 | -7 | 24,884 | 49 | 0,471 | 7 | - | - | - | - |
Источник: OMD Media Direction.
28.03.2007











Комментарии
Написать комментарий