Риски и возможности

Проверь себя. Тестирование ТВ-ролика

Большие проекты быстро не делаются. Сначала пробный образец, потом испытания, потом внесение изменений и т.д. Эта процедура давно стандартизирована в промышленности на уровне ГОСТов. Иное дело в рекламе. Как тестировать рекламные ролики, для крупной рекламной кампании? Способов много, все время появляются новые. Выбор за вами!

Мнение экспертов

Номер варианта

Вариант решения

Адрианов

Мельникова

1

Собрать фокус-группу, просмотреть ролик и обсудить его

3

5

2

Провести тестирование рекламы с участием своих коллег, попросив их заполнить небольшую анкету с ключевыми вопросами

2

1

3

Провести показ ролика в одном из кинотеатров в ряду прочих с последующим опросом зрителей

4

-

4

Прокатать ролик в одном из регионах ограниченное время и изучить реакцию рынка

5

3

5

Провести психосемантическое исследование

-

3-4

6.

Заказать онлайн исследование

-

3

Александр Адрианов, креативный директор РА АРТ-СиТи, г. Саратов

1. Фокус-группа покажет, хорош ли ролик, выявит реакцию некой аудитории на него, может быть, даже подскажет, что в нем что-то надо изменить – какую-то малозначительную, на первый взгляд, деталь. Но вот про успех продаж этот метод, увы, рассказывает мало. Слишком много других факторов, кроме рекламы, влияет на решение потребителя о покупке.

2. Самый простой, но и самый ненадежный метод, соберет слишком много предвзятых мнений, к тому же респонденты опять будут оценивать именно сам ролик.

3. Хороший способ, при умелой организации опроса и грамотно составленной анкете укажет настоящую реакцию живой аудитории, не напряженную атмосферой фокус-группы. Но очень сильно зависит от людей, который будут опрашивать, и от анкет – все же на выходе из кинотеатров обычно царит такой хаос, не до этого.

4. Самый верный способ точно выяснить реакцию аудитории, но и самый затратный. Мало ведь просто прокатать ролик на местном ТВ, надо еще поработать над дистрибьюцией. Зато можно точно предсказать успех продаж. Если стоимость кампании значительна, то на эту издержку есть смысл пойти.

Ольга Мельникова, руководитель проектов POMIR Monitoring  

1. Наиболее гибкий и универсальный метод

2. Вряд ли коллеги могут репрезентативно представить целевую аудиторию, кроме того, профессиональное мнение обычно не совпадает с мнением неискушенного потребителя

4. Зависит от используемого метода, но регион может оказаться нерепрезентативным для ЦА

5. Во-первых, как и любой количественный метод, он предполагает заведомое знание того, что исследователь хочет узнать; во-вторых, результаты основаны на самоотчете респондента, что далеко не всегда отражает полный спектр возможных реакций

6. Как правило, в онлайне используются анкеты – см. п.4-1 по поводу количественных методов. Кроме того, онлайн охватывает только пользователей Интернета, что не является репрезентативным для большинства ЦА.

Впрочем, все зависит от цели исследования. Если заказчика интересует запоминание ролика, то вполне годится анкета на репрезентативной выборке ЦА. Фокус-группы тут не помогут.


Не так давно на конференции Marketing Director автору этих строк довелось слышать выступление Владимира Коровкина из FCB MA примерно на ту же тему. По поводу фокус-групп он высказался в духе того, что они могут быть эффективны только в одном случае – когда надо отследить небольшую деталь, вызывающую неприятие респондентов. Обычно это бывает, если речь идет об адаптации западного ролика. Например, один из героев похлопывает другого по плечу. У россиян гораздо шире "личное пространство", чем у западных людей. И такого рода фамильярность смотрится чужеродно. Исключение (пересъемка) небольшого эпизода стоит недорого, но позволяет улучшить восприятие. А вот для, собственно, тестирования фокус-группы малопригодны. Ведь обычно на них идет речь о проверке гипотезы, а тут мы имеем готовый материал. Вот перечень возможных целей проведение фокус-групп, которые перечисляет Г.А. Черчилль в книге Маркетинговые исследования. "Питер", СПб, 2002 г.

  • Выявление гипотез, которые в дальнейшем могут быть проверены количественно.
  • Предоставление информации, которая может оказаться полезной при создании опросной анкеты.
  • Предоставление дополнительной базовой информации по товарным категориям.
  • Высказывание впечатлений по концепциям нового продукта.

Тем не менее, Ольга Мельникова, человек с огромным опытом, поставила этому виду тестирования высший балл. Пожалуй, это подтверждает старую истину о том, что хорошо знакомый инструмент, которым владеешь мастерски, позволяет творить чудеса. А вот тем, кто хуже умеет обращаться с ним, стоит задуматься.

По поводу тестирования ролика в кинотеатрах можно привести "комплексную" оценку многих специалистов, с которыми приходилось беседовать. Метод неплохой в том смысле. Что позволяет приблизить к реальности способ демонстрации. Однако среди ограничений – необходимость комплексного проведения, т.е. надо опросить зрителей, видевших его, и обработать результаты.

Метод пробного маркетинга (прокат ролика в одном из регионов), конечно, хорош, но как всякое острое оружие требует правильного обращения, обратите на это внимание. О его ограничениях эксперты высказались.

А вот последние два предложенных метода Александр Адрианов не оценил вовсе (видимо, потому что нет опыта их использования). Между тем, эти методы по-своему, весьма неплохи. Например, уже существуют онлайн-симуляторы, позволяющие фактически, провести быстро и недорого фокус-группу, лишенную влияния респондентов друг на друга. Каждый из них сидит перед своим монитором (встречаться им необязательно) и двигает ползунки – "нравится-не нравится". Быстро развивающиеся инструменты позволяют расширить границы возможного – будьте внимательны к ним!

О психосемантических исследованиях ничего не скажу, но дам ссылку - "Старые фокусы", "Компания" № 122, 2000 г.). В статье известного журналиста Ирины Телицыной (сейчас она – редактор Forbes) этот метод описан весьма подробно. По утверждению специалистов, процитированных в статье, это весьма эффективный инструмент. О его ограничениях Ольга Мельникова высказалась достаточно подробно.


А судьи кто?

Александр Адрианов, креативный директор РА АРТ-СиТи, г. Саратов

Александр Адрианов, креативный директор РА АРТ-СиТи, г. Саратов
Работает на рынке рекламы с 1999 года, в качестве креативного директора АРТ-СиТи - с 2002 года, до этого работал в WWF Russia координатором телепроектов (социальная реклама и обычный PR).

   
Ольга Мельникова, руководитель проектов POMIR Monitoring

Ольга Мельникова, руководитель проектов POMIR Monitoring  
Опыт работы: проведение качественных исследований и руководство проектами с 1990 года.
Доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
Преподаватель курсов  "Психология маркетинга", "Качественные методы социально-психологического исследования", "Методики и техники фокус-группового исследования" на факультете психологии МГУ. Автор книги "Фокус-группы в маркетинговом исследовании", автор программы курсов по подготовке модераторов фокус-групп.

Дмитрий Фролов
Advertology.Ru

05.05.2006

на печать


Комментарии

Вика
28.10.2009 17:58 | сообщение #1
 

Мне очень нравятся ответы Ольги Мельниковой))).
Продвижение "фокус-группы", как метода, несомненно, в ее интересах.
любой мало-мальски грамотный маркетолог знает все недостатки "ФокусоФФФФ" и, в общем-то, они, как метод, постепенно умирают.
дело в том, что ролики могут оказывать разное влияние (положит. и отрицат), что может нам и рассказать респондент. но это не означает, что ролик не окажет влияния на принятие решения!!!!! а это уже дело - психосемантики!!!! определить - как повлияло, но что повлияло и т.д.
какой там фокус)))) только что - покус))))

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Красавицы и воины. Тиканобу

Красавицы и воины. Тиканобу
Красавицы и воины. Тиканобу. Погрузиться в жизнь японских красавиц и воинов можно листая книгу "Красавицы и Воины. Тиканобу". Ёсю (Тоёхара) Тиканобу можно назвать одним из последних признанных мастеров японской гравюры. Исторический слом пришёлся ровно на середину жизни художника. Выходец из самурайской семьи низкого ранга, Хасимото Наоёси (имя, данное художнику при рождении) в юности начал учиться у мастеров укиё-э, но со смертью отца вынужден был отдать свой вассальный долг и стать участником сражений войны Босин между сторонниками сёгуната Токугава и императора Муцухито. После войны Хасимото Наоёси вернулся в обновлённую страну и начал зарабатывать на жизнь как художник, взяв творческое имя Ёсю Тиканобу. На одной из первых страниц книги расположена подробная карта города Эдо (современного Токио), но в самом центре бумажного полотна – белое пятно, словно кто-то намеренно постарался стереть все детали. Это – замок Тиёда, резиденция военных правителей Японии, сёгунов Токугава. Изображение любых строений внутри замка было запрещено по требованиям безопасности того времени. Внутрь крепости могли попасть лишь представители высшего самурайского сословия, все женщины (члены семьи сёгуна, наложницы и фрейлины) жили там затворницами, а наемным служанкам под страхом по-настоящему сурового наказания было запрещено разглашать любую информацию о происходящем внутри замка. Таким образом, белое пятно на карте иллюстрирует уровень секретности, сопровождавший судьбу жителей замка Тиёда. В течение всего периода правления сёгунов Токугава художники изображали только внешние стены неприступной крепости. Все происходящее внутри огромного военного укрепления оставалась для простых горожан Эдо абсолютной загадкой. Только во второй половине периода Мэйдзи (1868–1912) стало возможным появление серий гравюр, посвященных жизни правящего военного сословия и традициям, соблюдавшимся в самурайских замках, – «Внутренние покои дворца Тиёда» (1894–1896) и «Внешние владения замка Тиёда» (1897), которые создал Тоёхара (Ёсю) Тиканобу, один из последних великих мастеров гравюр периода Мэйдзи. В книге разобраны сюжеты гравюр Тиканобу из серий полиптихов «Внутренние покои дворца Тиёда» (1894–1897) и «Внешние владения замка Тиёда» (1897), отдельные гравюры серии «Зеркало эпох» (1897), а также ряд печатных листов художника разных лет. Из описаний сюжетов гравюр можно узнать о том, как попала в Японию игра в поло; какие виды стрельбы из лука практиковали самураи; каким образом готовилось горячее сакэ, которым старшие угощали младших в первый день Нового года; чем игра в мяч японских аристократов отличается от европейского футбола; когда появились считающиеся традиционными японские причёски с длинными шпильками кандзаси. Книга является своеобразным путеводителем по японским традициям, истории, литературным и театральным сюжетам, деталям быта. Большая часть гравюр публикуется в России впервые. Перед Вами настоящая энциклопедия японской жизни эпохи Эдо, иллюстрированная одним из лучших мастеров укиё-э – прощальным подарком ушедшей великой эпохи. Книга превосходно издана и, несомненно, займет достойное место на полке каждого любителя японского искусства. Издание предназначено для широкого круга читателей, интересующихся японской культурой.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

05.06.2025 - 18:06
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация