Не обманешь – не продашь
Что бы ни говорили об акциях флешмоба ("мгновенная толпа") в обществе, рекламисты начинают использовать их все чаще говорить о них все громче. К чему приведет широкое распространение этих провокационных, по сути, приемов? В каждой области человеческой деятельности есть некие "постулаты для внутреннего употребления", т.е. утверждения, истинность которых очевидна для профессионалов настолько, что повторять их становится дурным вкусом, "моветоном".
В рекламе один из таких постулатов – это утверждение о том, что современная реклама становится неэффективной. По данным портала Public.ru, а это одна из крупнейших баз данных русскоязычных СМИ, только за последний год словосочетание "неэффективность рекламы" встретилось в прессе 707 раз. Однако, сколько ни говорили "халва" - слаще во рту не становится. Сколько ни говори горькие для рекламистов истины, работать легче не будет. Надо понять причину явления. Почему, собственно, реклама перестает продавать? Раньше продавала, а теперь нет. Что изменилось в мире?
Вопрос этот, скорее, риторический, т.к. ответ на него известен. Считается, что, что увеличился объем информации, обрушивающийся на современного человека: текстовой, визуальной, звуковой. Пытаясь защититься, человек бессознательно изменяет "порог чувствительности", который и не может преодолеть реклама. Рекламистам остается только наращивать медиабюджеты, до болевого порога увеличивать громкость вещания и т.д. Необычные приемы, к которым не без основания относят методы провокационного маркетинга, в т.ч. и "флешмоб", видятся в этом контексте чуть ли не избавителем человечества. Между тем, это лишь очередная ловушка: провокационные методы нарушают базовые законы общества. Конечно, можно спорить о том, стоит ли ради ближайших, краткосрочных выгод жертвовать долгосрочными, но спор этот сведется к извечному – оправдывает ли цель средства. Ответ истории на него давно известен. Но причем тут флешмоб?
Вторжение
Помнится, когда в наших, тогда еще советских магазинах, в конце 80-х появились первые "промо-девушки", они смотрелись несколько диковато. Они обращались (!) к покупателям из-за прилавка, предлагая взглянуть на ожерелье, дешевые ножи и т.п. Общаться с покупателем было не принято, но к этому скоро привыкли. В конце концов, магазин – это зона торговли, любой человек, вошедший туда – это покупатель. Значит с ним можно и нужно коммуницировать. Однако с появлением флешмобов зоной торговли стал весь город. Молодые люди, по заданному сценарию переворачивающие машины, девушки с одинаковыми журналами, заполняющие вагон метро – это продавцы, развернувшие свои прилавки в зоне, предназначенной для другого – для частной жизни. Кому, например, понравится неожиданное появление в его квартире коммивояжера? Кстати, менее 100 лет назад это было обычным явлением в США. Иное время – иные нравы. И сегодня мы стремимся максимально оградить свою частную жизнь от непрошенных "гостей". Заметим, не уменьшить информационный поток, а управлять им: смотреть то, что хочется, слушать то, что интересно. Что именно – каждый решает сам. За эту оболочку "Я" и стремятся попасть деятели флешмобов своими акциями, проводимых в неподобающих (для торговли) местах. Кстати, не только они. Сюда же можно отнести радио, повсеместно звучащее в маршрутках, да и шире – любую "озвучку". Критерий простой: если человек (пассажир, прохожий) не может от нее скрыться – то она вламывается в его внутренний мир с мало предказуемыми и мало кого интересующими последствиями. Можно отвернуться от щитовой рекламы, но от радио не уйти.
Все это, отнюдь не открытие. Запретив использовать повышенную по отношению к основной программе громкость рекламных роликов, законодатели стремились к той же цели: не допустить "неожиданное нападение рекламы". Тем не менее, сегодня рекламное сообщество всерьез обсуждает в каких случаях эффективны флешмобы, а не в каких случаях они допустимы. Впрочем, это и понятно: нет критериев допустимости, нет и предмета обсуждения. И указанный нами выше критерий не единственный.
Манипулирование
Законодатель весьма жестко ограничивает рекламистов в методах коммуникации с подростками. Оно и понятно – не сформировавшиеся души особенно легко увлечь соблазном, манипулировать ими. Но кто сказал, что можно манипулировать взрослыми? Между тем, именно так и происходит. Известная байка о том, как Шустов продвигал свой коньяк, используя подставных покупателей, сегодня обрела новую жизнь и подается некоторыми "флешмобчиками" как открытие. Однако и прежде, и теперь такого рода приемы – не более чем обман. Надо отдавать себе в этом отчет: обман, манипулирование, а не милая хитрость.
И снова мы имеем вполне понятную точку зрения законодателя на допустимость манипулирования, скажем, читателями СМИ. Черным по белому в "Законе о рекламе" сказано, что реклама должна быть выделена и легко опознана, рекламные статьи должны иметь соответствующие пометки и т.д. Зачем такие сложности? А все затем – чтобы не было манипулирования. Как выполняется этот закон – разговор другой, но он есть и отражает точку зрения общества, выраженную его депутатами.
Второй пример такого же рода – это ограничения, добровольно принятые на себя исследовательскими агентствами. При проведении опросов интервьюер обязан знакомить респондента с тем, кто проводит опрос, и для чего он проводится. Цель этих ограничений та же – нельзя манипулировать людьми, они должны иметь представление о том в чем и для чего они участвуют.
Таким образом, второй критерий для оценки допустимости той или иной промо-акции типа флешмоб – это наличие манипулирования. Предлагая посетителю магазина попробовать новый майонез, промоутер не манипулирует им, т.к. предоставляет необходимую информацию и действует по понятному сценарию. А вот предлагая прохожему сыграть в "лохотрон", наперсточник, несомненно, манипулирует им – ведь только ему, да его напарникам известны все тайны этой, с позволения сказать, "игры".
При этом нет никаких оснований утверждать, что "все беды от флешмобов, а другие инструменты рекламы белые и пушистые". Элементы манипулирования содержатся во многих из них. Флешмоб выбран как "наиболее яркий представитель", удобная для анализа модель. Действительно, удобная. И совершенно непонятен поднимаемый вокруг них ажиотаж. Цель, т.е. прибыль оправдывает средства? Ну-ну…
Потребитель, инстинктивно защищаясь от недопустимых методах рекламы, старается ее избегать и не доверяет ей. Он не делит рекламные приемы на "правых и виноватых", и в итоге эффективность рекламы падает. Всей рекламы. Как известно, ложка дегтя портит бочку меда. Пользуясь описанными выше критерями, читатель легко может самостоятельно выделить эти "ложки".
специально для Advertology.ru
24.11.2005
Комментарии
Написать комментарий