Altadis и Imperial Tobacco вместе "обкурят" Россию
Altadis и Imperial Tobacco создают общую мерчендайзинговую группу для продвижения продукции обеих табачных компаний на российском рынке. Группа начнет деятельность в следующем году. Как подчеркивается в совместном пресс-релизе компаний, результатом совместной работы должен стать рост их эффективности из-за расширения зоны покрытия розничной сети и снижения затрат. Altadis S.A. – франко-испанская группа, образовавшаяся шесть лет назад путем слияния компаний Seita и Tabacalera. Группе принадлежат марки сигарет Gauloises, Fortuna, а также права на дистрибуцию значительной части кубинских сигар. В прошлом году Altadis купила 99,7% акций ярославского ЗАО "Балканская звезда" (за 201 млн евро), после чего ее доля на российском рынке превысила 7%. Общий оборот группы за 9 месяцев 2005 г. превысил 9,4 млрд евро (+32,6% к соответствующем периоду 2004 г.), чистая прибыль составила 423 млн евро (-3,7%).
Imperial Tobacco Gr. (марки Davidoff, West и т.д.) – британская группа, после приобретения германской Reemtsma ставшая четвертой по значимости табачной компанией в мире. В России группа контролирует марку "Прима-Люкс", но в целом по сравнению с BAT, Altria (Philip Morris), Gallaher ее доля на нашем рынке не так значительна.
"Российский рынок по объему вышел уже на третье место в мире, – сказал RBC daily президент Ассоциации табачных дистрибьюторов "Грандтабак" Сергей Шелехов, – и борьба за место на нем шла серьезная. Altadis и Imperial Tobacco сделали правильный, продуманный шаг, который поможет осуществить логичное завершение расстановки мест игроков на рынке. Вместе обеим компаниям будет легче увеличивать ассортимент продаж".
"Объединение усилий двух табачных гигантов отражает специфику российского рынка, – считает эксперт Российской ассоциации маркетинга Владислав Цветков, – вообще менее прозрачного по сравнению с развитыми и значительной частью развивающихся. Успех на нем сопутствует сейчас в основном тем, кто вышел на него давно и имеет отстроенные дистрибьюторские схемы. Прочим порой необходимо прилагать значительные усилия для того, чтобы попасть в определенную сеть. И объединение этих усилий способно решить часть проблем, хотя, конечно, далеко не все".
"В отрасли были примеры, когда крупный дистрибьютор работал с несколькими производителями, – говорит эксперт компании "Бизнес-Аналитика" Владислав Жемчужников, – и в данном случае есть, видимо, расчет на снижение общих затрат на дистрибуцию и при этом надежда избежать внутренней конкуренции – в первую очередь за счет активной экспансии в регионы. Но такие расчеты могут быть оправданы относительно небольшой долей Altadis и Imperial Tobacco на нашем рынке: его крупные игроки, конечно, предпочитают действовать по отдельности".
Как считают эксперты, объединению усилий двух компаний в России способствует несколько обстоятельств, в том числе и внешних. Табачные рынки многих стран стагнируют, не без влияния беспрецедентного давления общественных организаций и правительств. Налоговое давление на "сигаретников" в ЕС и США плюс многомиллиардные иски жертв курения снижают активность производителей. Практически полный запрет на рекламу табака в том или ином виде (и на курение в общественных местах) плюс пропаганда здорового образа жизни способствуют снижению спроса на табак. Конечно, далеко не везде, но тем не менее трудности табачных королей заметны, особенно в Европе. Не случайно та же Imperial Tobacco вынуждена была закрыть за последние три года фабрики в Голландии, Венгрии, Словении и Словакии, суммарно производивших более 15 млрд сигарет в год.
Что касается российского рынка, то, несмотря на замедление темпов роста в натуральном выражении, его денежные объемы (за счет перехода предпочтений в более "дорогие" ценовые сегменты), по прогнозам, должны по-прежнему увеличиваться. И это несмотря на рекламные ограничения, законодательные попытки поставить в жесткие рамки условия и места продаж табачной продукции – впрочем, пока все "гонения" на производителей и продавцов "курева" далеки по масштабам от европейских. В этих условиях иностранные компании, которые уже контролируют свыше 80% производителей РФ, не хотят отказываться от по-прежнему перспективного рынка и для укрепления позиций на нем предпринимают шаги, на которые они вряд ли решились бы в других регионах.
10.11.2005











Комментарии
Написать комментарий