Зарубежные инвестиции в медиарынок – угроза или поддержка?
Разговоры о зарубежных инвестициях в отечественный медиарынок ведутся уже давно и носят, как правило, вялотекущий характер, который обостряется в период предвыборных кампаний. Приближение именно такого периода обострило и дебаты о приходе иностранного капитала в СМИ и систему дистрибуции.
Собственно зарубежное инвестирование в российские СМИ началось давно и имело свои как положительные, так и отрицательные последствия. К явным плюсам можно отнести то, что появление иностранных брендов привело к формированию новых стандартов качества, в первую очередь в области дизайна, полиграфии и печатного дела. Отечественным изданиям пришлось изо всех сил тянуться за глянцевыми зарубежными коллегами и бороться за своего читателя. Кто-то вышел из этой борьбы победителем, кто-то был вынужден уйти с рынка, но в любом случае читатели получили принципиально новый продукт – качественную прессу.
Вопрос о вложении средств в печатные СМИ уже давно был решен положительно – на российском рынке наблюдался как приход иностранных издательских домов, так и покупка контрольного или полного пакета акций уже существующих отечественных издательств зарубежными компаниями. Разумеется, эти зарубежные компании проводили свою политику, и в случае покупки информационно-политического издания система подачи информации выстраивалась в соответствии с приоритетами нового руководства. Приводило ли это к искажению фактов? Вряд ли. Скорее речь может идти о вариантах толкования этих фактов, но и это немало. Тем не менее издатели скорее с оптимизмом и надеждой относятся к практике зарубежного инвестирования, ведь это означает заманчивые перспективы развития, выпуск новых проектов и дополнительные средства на продвижение и рекламу изданий, без которых сегодня журналу или газете очень сложно выжить на рынке.
Говоря об инвестициях в медиарынок, следует отметить, что в "отстающих" оказалась сфера дистрибуции печатной продукции. Из-за низкой рентабельности, сложности и общей отсталости она оказалась наименее привлекательной для иностранных владельцев капитала, в результате чего произошел заметный перекос – "продвинутые" издательства хотят видеть и "продвинутую" систему распространения, а на практике зачастую сталкиваются с работой по старинке. Дистрибьюторы со своей стороны были бы рады внедрить новые технологии, закупить сортировочные линии, ввести автоматизацию и т.д., но для этого у них нет средств. Получается замкнутый круг, разорвать который, казалось бы, и могут помочь зарубежные инвестиции. Но, во-первых, их очень сложно привлечь, а, во-вторых, очевидно их возможное негативное влияние на систему дистрибуции. Когда в недавнем прошлом два крупнейших зарубежных издательских дома совместными усилиями создали свою распространительскую компания, это привело к исчезновению изданий-конкурентов в тех супермаркетах, поставку прессы в которые осуществляла эта компания. В случае с политическими, экономическими и информационными изданиями подобная "система" дистрибуции привела бы к формированию у читателей искаженного представления о происходящих событиях, что само по себе недопустимо.
Очевидно, что уповать в такой ситуации на то, что "заграница нам поможет", а рынок все урегулирует, не стоит. Иначе можно просто не досчитаться каких-то изданий и на полках супермаркетов, и в киосках. Но и отказываться от инвестиций нельзя, так как иногда это единственная возможность для развития отрасли распространения и приведения ее в соответствие с потребностями издателей и современного рынка.21.09.2005











Комментарии
Написать комментарий