Анализ рынков

Шоколадный Новый год

Шоколадный Новый год

В последний месяц года  индекс «Кофе с Молоком» продемонстрировал традиционный предновогодний скачок. Его значение поднялось до отметки в 1011 п.п., что на 8% больше ноябрьского показателя. Однако в сравнении с аналогичным показателем 2016 года  декабрьский КсМ показал снижение на -4,2%. Аналогичная ситуация с простыми удовольствиями была зафиксирована и в столице. За месяц КсМ в Москве вырос на 8%, достигнув отметки в 1176 п.п. В годовом же выражении Индекс потерял 11%. Причины такого поведения Индекса объясняются просто. За месяц КсМ вырос благодаря интенсивной предпраздничной закупке составляющих Индекса. Годичное же снижение КсМ обусловлено продолжающимся снижением цен на ингредиенты, особенно самые дорогостоящие, как кофе и шоколад.

Индекс «Кофе с Молоком» (КсМ), рассчитывается на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме онлайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 30 000 участников скан-панели в 180 городах России с населением более 100 тыс. жителей.

Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться «от хорошей жизни», в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством.

Таким образом, ингредиенты индекса «Кофе с Молоком» являются, по сути, элементарным набором «простых удовольствий». Примечательно, что ценовой показатель «Кофе с Молоком» в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс «Кофе с Молоком» является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.

В последний месяц года  индекс «Кофе с Молоком» продемонстрировал традиционный предновогодний скачок. Его значение поднялось до отметки в 1011 п.п., что на 8% больше ноябрьского показателя. Однако декабрьская вершина кривой Индекса оказалась не самой высокой за год, в отличие от предыдущих лет. В 2017 году мартовское значение КсМ оказалось даже выше, чем декабрьское (см. Гистограмму 1). И в сравнении с аналогичным показателем 2016 года  декабрьский КсМ тоже показал снижение на -4,2%.

Что же виновато в таком поведении кривой Индекса простых удовольствий? Все просто и логично. За месяц КсМ вырос благодаря интенсивной предпраздничной закупке составляющих Индекса. Годичное же снижение КсМ обусловлено продолжающимся снижением цен на ингредиенты, особенно самые дорогостоящие, как кофе и шоколад. Рассмотрим ситуацию подробнее.

 

Источник данных: RomirScanPanel, декабрь 2017

Отметим, что предпраздничная покупка ознаменовалась расширением аудитории, то есть увеличением количества домохозяйств, которые приобретали перед Новым годом кофе (+3%) и шоколад (+8%). Но помимо этого, безусловно, россияне в декабре купили на 4,6% больше воды, на 7,2% больше кофе и на 18,3% больше шоколада. Они сократили объемы покупки только молока (-1,3%).

При этом в предпраздничной суматохе они не сильно заостряли внимание на цены. В итоге они платили на 3,9% дороже за воду, на 2,9% - за кофе, на 1,3% - за молоко. Только шоколад им удалось приобрести по более низким ценам (-4,4%), чем месяцем ранее. Однако увеличение объемов его покупки компенсировало падение цены, что не сказалось на общем росте индекса за месяц.

А вот годовое сокращение Индекса простых удовольствий связано, в первую очередь, со снижением цен почти на все ингредиенты, но особенно на кофе (-7,6%) и шоколад (-13,8%).  Молоко также подешевело за год, но незначительно – на -1,6%, А вода хоть и прибавила в цене, но всего лишь меньше процента (0,9%). Россияне по сравнению с декабрем 2016 года купили больше по объему кофе (+9,4%) и шоколада (+10,5%), но это не смогло выправить общий результат изменений индекса. Фактор снижения цены оказался весомее роста объемов.

В Москве в целом сложилась аналогичная ситуация с простыми удовольствиями. Так, за месяц КсМ в столице вырос на 8%, достигнув отметки в 1176 п.п. Но он также уступил мартовскому показателю, как и в целом по стране. В годовом же выражении Индекс потерял 11% (см. Гистограмму 2). И причины поведения столичного КсМ в целом совпадают с вышеописанной ситуацией по России в целом.

 

Источник данных: RomirScanPanel, декабрь 2017

В столице также выросла пенетрация, то есть число домохозяйств, которые покупали ингредиенты индекса простых удовольствий. Так, на 2% больше семей купили кофе, на 2,5% - воды, на 3% - молока и на 6% - шоколада. При этом за месяц значительно выросли объемы покупки составляющих Индекса. Исключением стало только молоко, которого купили всего на 0,2%, чем в ноябре. Зато москвичи активно приобретали в повышенных объемах кофе (+9,9%), воду (+11,2) и шоколад (+18,9%).

При этом именно рост объемов сыграл решающую роль в росте столичного КсМ, т.к. цены изменились незначительно, кроме воды, которая потеряла сразу почти 10% средней стоимости по сравнению с предыдущим месяцем. Кофе же подешевел в декабре на -1,8%, молоко прибавило в цене +1,6%, а шоколад – всего +0,7%.

Годовое же снижение значения КсМ объясняется снижением цен на все ингредиенты: на -2,7% подешевело молоко, на -4,7% - вода, на -5,8% - кофе и на -14,9% - шоколад. В объемах за год прибавили кофе (+5,1%) и шоколад (+5,6%), но потеряли вода (-14,7%) и молоко (-17,9%). Эти факторы и привели к общему снижению значения КсМ.

Итак, трендом ушедшего года в вопросе простых удовольствий стало повышение их доступности в связи со снижением цен на маленькие гастрономические радости. То есть объемы простых удовольствий ни россияне в целом, ни жители столицы не сокращают. А предновогодняя закупка, особенно шоколада, привела к традиционному скачку КсМ.

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 30 000 россиян, 11 000 домохозяйств в 180 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

25.01.2018

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Эффективность рекламы: что продает и что произойдетЭффективность рекламы: что продает и что произойдет
За многие годы существования рекламы как индустрии, у рекламщиков сложился ряд убеждений, которые считаются истинными и принимаются, по умолчанию, при разработке кампаний. Некоторые из этих убеждений существуют давно, а некоторые, совсем “молодые”, рождаются с появлением и развитием новых форматов и технологий. Но сегодня всё так быстро меняется, что и они могут уже очень скоро потерять свою актуальность. И это, кстати, также еще одно новое убеждение. Попробуем разобраться в истинности расхожих рекламных установок и в том, как они работают в коммуникации.
Сдуло шлюпку, как скорлупкуСдуло шлюпку, как скорлупку
Пресс-служба спасателей Ставрополья три года пишет заголовки в рифму.
Чего действительно хотят женщины? Исследование #TogetherWeTriumphЧего действительно хотят женщины? Исследование #TogetherWeTriumph
Ведущий бренд нижнего белья Triumph, более 130 лет поддерживающий женщин во всем мире благодаря своим функциональным бра, провел глобальное исследование среди женщин, чтобы узнать, что придает им уверенность в себе, вдохновляет и открывает возможности каждый день.
Кейс салона "Амрита": как запустить программу лояльности за...Кейс салона "Амрита": как запустить программу лояльности за...
Принято считать, что запуск программы лояльности — долгий и затратный процесс. Для крупного бизнеса это действительно так: нужно закупить сканеры, изготовить пластиковые карты, установить программное обеспечение на сервера, обучить кассиров, системных администраторов и аналитиков.
Сервисам контекстной рекламы хотят запретить отслеживать запросы в...Сервисам контекстной рекламы хотят запретить отслеживать запросы в...
Госдума может рассмотреть возможностьзапрета для сервисов контекстной рекламы и агрегаторов новостей отслеживать пользовательские запросы в интернете. С таким предложением выступил зампредседателя Комитета Госдумы по информполитике Андрей Свинцов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.
ДИЗАЙН и РЕКЛАМАДИЗАЙН и РЕКЛАМА (1)
Выставка рекламной индустрии "ДИЗАЙН и РЕКЛАМА" проходит 22-й раз с 12 по 15 апреля 2016 года в Центральном Доме художника на Крымском Валу. 
Художник-археологХудожник-археолог
ГЦТМ имени А. А. Бахрушина открылась выставка «Кирилл Данелия. Новая археология» — проект, в центре внимания которого Кирилл Данелия, как художник и коллекционер. 

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

21.08.2018 - 16:40
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация