Savina Gallery MARS откроется выставкой молодого турецкого художника Мурата Палта

В Центре МАРС 19 ноября откроется новое выставочное пространство Savina Gallery MARS.
Это событие является результатом сотрудничества двух художественных институций, начавшегося в этом году. За это время Центр МАРС и Savina Gallery реализовали два крупных проекта – масштабный показ европейского видеоарта ArTVision и спецпроект для 3-й Уральской Индустриальной биеннале «GEARS/Шестерни» итальянского художника Микеле Джангранде. Таким образом, главной целью Savina Gallery MARS станет попытка показать, как пластическое искусство, ставшее предельно интеллектуальным в XX веке, трансформируется в современных реалиях, приобретает черты массовой культуры и, оставаясь условно элитарным, становится доступным каждому.
Новое пространство открывается персональной выставкой молодого турецкого художника Мурата Палта «Воплощенные в слове». Она представит иллюстрации к литературным бестселлерам, выполненные в технике Османской миниатюры XVI века. Два года назад серия его работ, иллюстрирующая сцены культовых голливудских фильмов в стилистике османской миниатюры XVI века, благодаря сотням тысяч репостов в социальных сетях, быстро распространилась по всему миру. За этим последовали репортажи на CNN, BBC, в Хаффингтон Пост – и работы Палта окончательно превратились в культурный феномен. Первая персональная выставка художника состоялась год назад в Чивико делле Капучине – музее итальянского города Баньякавалло, а в этом году ее показали и в Турции, в стамбульской галерее X-ist.
Выставка «Воплощенные в слове», которая уже была показана этой осенью в Петербурге – совершенно новый проект Палта. Освоив хиты голливудского кинематографа, художник взялся проиллюстрировать европейскую и американскую литературную классику от Сервантеса до Брэдбери. Таким образом, Палта, с одной стороны, возвращается к естественной для средневековой миниатюры литературной первооснове, а с другой – развивает свой эксперимент, наслаивая друг на друга традиции различных культур и эпох. При этом когнитивный диссонанс – удивление, смешанное с недоверием, который неизменно испытывали те, кто видел его первую серию – становится только ощутимее, ведь теперь Палта играет не с плотно осевшими в памяти сценами из фильмов, а с гораздо более хрупкими и изменчивыми образами, что возникают в голове у читателя книги. Кто мог представить набоковскую Лолиту лежащей у фонтана в саду традиционного турецкого дома? А Маленького Принца в чалме и костюме султана? А кто мог подумать, что стеклянный дом из романа Оруэлла «1984» может напоминать какой- нибудь эротический сюжет из сказок «Тысячи и одной ночи»? А вспомнить о «Prince of Persia» – хите компьютерных игр 90-х, глядя на то, как Раскольников убивает топором старушонку-процентщицу?
Важно помнить, что комизм подобных метаморфоз не является главной целью художника, который кропотливо следует традициям средневековых мастеров. Намного важнее для него – вернуть интерес к самому жанру восточной миниатюры. Так, работая над этой серией, Мурат Палта всегда держал в уме главный памятник османского искусства – «Шахнаме» или «Царь-книгу», национальный эпос, в котором переплетены древние верования, интерпретации европейских античных сюжетов и подлинные исторические хроники Ирана и Персии. «Шахнаме» оказала огромное влияние на формирование искусства Востока. Как подчеркивает сам Палта, именно с началом перевода эпоса на европейские языки и встречному проникновению европейской литературы в Турцию, связано постепенное угасание искусства миниатюры.
09.11.2015











Комментарии
Написать комментарий