Музейная трасса: рекламный забег
Помимо украшения стен домов, заборов и рекламных щитов музейными картинами, есть множество способов продвижения музея. Небольшая пробежка по ближайшим примерам museum advertising.
Айдентика
Музейная айдентика - тема для отдельной статьи, поэтому коснемся лишь недавних российских кейсов. Примеры музейного фирменного стиля пока немногочисленны, да и не всегда наши (например, Московский Музей Дизайна заказал фирменный стиль голландскому агентству Lava Design). Но есть симпатичные и вполне достойные примеры.
Музей соли «Сользавод» в Соликамске (Vitamin Group) не уступает лондонскому Музею Воды (http://www.kbsm.org/project-aquarius/brand):
Дом со львом в деревне Поповка Саратовской области - того же автора и музей Павлопосадского платка DDVB - также на уровне мировых трендов (http://www.rebrand.com/2010-distinction-orlando-museum-of-art)
Не обязательно быть Музеем коммуникаций Гааги, чтобы позволить и посетителям участвовать в дизайне айдентики. Агентство Lava Design решило разделить логотип на музейную, скучную часть и посетительскую, веселую. Так легко нарисовалось множество разных, но абсолютно узнаваемых плакатов на все случаи жизни, и даже посетителям дали порисовать на фирменных музейных майках и унести домой себя любимых в качестве арт-экспонатов. Такой подход изначально требует широкого спектра коммуникаций.
Ожившие герои
Если не иметь в виду ничего, кроме постоянной экспозиции, то первое, что приходит в голову музейщику - «оживление» экспоната. Иначе бы, откуда столько экспериментов?
В художественном музее Лейпцига Наполеон Бонапарт кисти Делакруа одним своим властным взглядом ... продает билеты. Рекламная репродукция заделана в раму и потому сразу привлекает внимание (работа берлинского Preuss Und Preuss).
«Оживленные» картины хорошо работают и постерами. Полотна художественного музея Сан Паулу принимают поздравления с Днем рождения родного заведения (работа бразильского DDB).
Тот же музей заставляет картины рассказывать истории, обращаясь лично к каждому зрителю: «Я видела, как живопись превратилась в Импрессионизм. Я видела, как Ренуар писал меня. Я видела разочарованного банкира-заказчика, как он равнодушно швырнул меня в пыльную комнату. Я видела, как бежит время, я дождался признания в Европе, а затем и в Бразилии. Я видела, как мой новый дом превращается в один из самых многолюдных музеев страны. Но есть нечто, чего я еще не видела. Это вы. Приезжайте. Я хочу увидеть Вас» (работа того же DDB).
Можно спустить с постаментов античные статуи и пустить их гулять по залу, как это сделал Русский музей в Санкт-Петербурге. А можно пойти дальше: государственный музей Амстердама, открывшись заново после ремонта, представил городу перформанс. В одном из людных торговых центров появились герои картины Рембрандта «Ночной дозор».
А на улицах голландской столицы легко встретить вот такого промоутера. Он рекламирует амстердамский Музей пыток.
Еще один пример театрализации живописи от американского The Mint Museum (работа BooneOakley)
Театр - более чем благодатная тема для этнографических и краеведческих музеев. Индейцы из крупнейшего американского Mashantucket Pequot Museum & Research Center живут в рекламном ролике. Но ничто не мешает при желании выйти в оффлайн на каком-нибудь этно-фестивале, а лучше всего - в железных джунглях мегаполиса.
Можно, понаблюдав за зрителями, поискать в них черты персонажей давным-давно нарисованных картин. Как это сделал Музей современного искусства Рио-де-Жанейро.
Личное дело
Иногда попытки «оживления» сталкиваются с энергичным общественным протестом. Так, немцы и евреи возмутились рекламой таиландского музея восковых фигур Louis Tussaud's Waxworks. И никакие оправдания того, что Адольф Гитлер - выдающаяся историческая фигура, не помогли. Пришлось извиниться перед посольствами Германии и Израиля и убрать наружку с надписью "Гитлер жив".
Однако если подойти, что называется, с умом к личному зрительскому отношению к музейным экспонатам, можно сделать великолепную рекламу. Вот этот антифашистский ролик, сделанный пражским агентством EURO RSCG Чешского Национального музея, порадовал не только публику, но и жюри ряда фестивалей.
Посмотреть ролик "The Munich Agreement" (1.3 Мб)
Скачать ролик
Остается гадать, почему такой ролик всего один? Почему не выведать у зрителей их личных - ярких, интересных историй, связанных с тем или иным шедевром живописи, скульптуры, с документом, наконец? Сняли же фильм о мистическом пространстве ВДНХ. И, кстати, живых коллекционеров, вложивших в музей свои собрания, не грех поспрашивать. Посмотрите, как прекрасно рекламирует музей португальской футбольной команды этот симпатичный фанат (работа лиссабонского Y&R).
Кстати, и наши музейные бабушки не далее, как в мае озвучили аудиогид, запущенный Московским музеем архитектуры совместно с радио «Культура» в «Ночь музеев» (работа Saatchi & Saatchi Russia)
Да что там бабушки! Музейные воры - и те уже вовсю участвуют в рекламе. В американском отеле города Мельбурн есть мемориальный номер, посвященный Бэнкси - не художнику-граффитисту, а воришке, умудрившемуся в 1968 году умыкнуть из музея картину Пикассо. Посетителям отеля предлагается утащить что-либо из комнаты героя. И, несмотря на то, что игра ведется на территории отеля, музею, шедевру и Пикассо лояльности тоже перепадает.
Молодежь
Абсолютно неисчерпаемый ресурс музейной рекламы - дети. Это отдельная и, как правило, успешная история. Ребятишки просто не терпят плохой рекламы. Достаточно взглянуть на постеры для Лондонского музея детства, чтобы оценить свободу мысли, позаимствованной у самых маленьких (работа Abbott Mead Vickers BBDO)
Или плакат для Шведского Национального музея Науки и Техники (работа Ruth Advertising)
Идея о том, что детям в музее нужны не экспонаты, а инструменты для самостоятельного творчества, ибо каждый ребенок - художник, принадлежит детям. Рекламистам Chicago Children's Museum осталось только реализовать ее (работа местного Energy BBDO).
А вот молодежь в музеи, бывает, не затащищь. Даже музеи современного искусства могут простаивать годами (вспомним знаменитый редизайн музея под супермаркет, реализованный гонконгцем Томми Ли (проект MegArt Store - см www.tommylidesign.com). Что уж говорить о классике?
«Новое» - один из испытанных «крючков». Тему удивления, открытия, чуда можно обыгрывать несчетное количество раз. Один из примеров - реклама новой экспозиции в Пинакотеке (агентство F/Nazca Saatchi & Saatchi, Сан Паулу).
Молодые, возможно, не купятся на сантименты какого-нибудь престарелого фаната. Но стоит повертеть вывеску Sports Museum Of America, как этот нью-йоркский паренек, и дело в шляпе. Интересно, что идея принадлежит агентству AArrow Sign Spinners, так что реклама музея удачно сочетается с селф-промо.
«Цифра»
Цифра сегодня может многое. Недавний пример - плакаты Московского музея архитектуры (Saatchi & Saatchi Russia), призывающие «узнать всю историю»: шедевры архитектуры «обнаруживают» захватывающее виртуальное пространство. Ход простой, язык более чем понятный для молодежи, графика создает ассоциации с архитектурными чертежами и заложенными в постройки идеями, и с ландшафтами компьютерной игрушки. Все довольны, профессиональное сообщество аплодирует.
Художественный музей Вирджинии предлагает посетителям выставки Дэйла Чихули приложение для айфона, позволяющее анимировать и создавать коллажи из его стеклянных надувных скульптур (работа Martin Agency)
Не будем здесь касаться цифрового дизайна внутри музейного помещения - это отдельная тема улучшения инфраструктуры. Отметим лишь переезд экспозиций в интернет как способ популяризации и продвижения. Многие музеи сегодня оцифровывают свои коллекции, а многие и существуют только в онлайн-формате, например, виртуальный музей моды Valentino.
Наши музеи также начали оцифровку коллекций. Вот где простор для анимации и разнообразных тематических проектов! Одна только выставка средневековых иллюстраций «Апокалипсиса» во главе с гравюрами Альбрехта Дюрера достойна самостоятельного сайта. Но пока даже оцифрованные отделы ГМИИ никак особенно не рекламируются.
А почему бы не войти туда прямо с улицы, как это позволяет сделать музей Энди Уорхола с помощью питтсбургского агентства Red House Communications? Всего-то делов - поместить на плакате название и штрих-код. И аудитория хипстеров гаджетами уже заинтересованно смотрит отдел гравюр, натыкаясь на прохожих.
Вспомним и об игре Tate Trumps для iPhone, сделанной агентством Hide & Seek по заказу лондонского музея Tate Modern. Перевод в формат компьютерных игр и приложений сегодня - довольно заметный тренд для культурной классики - музеев, оперных театров и т.п.
А для архитектурных и краеведческих музеев замечательным инструментом становится так называемая дополненная реальность. Не так давно общественная организация «Москва, которой нет» представляла выставку фотографий старой Москвы, которую можно было рассматривать в 3D-очках. Это здорово, но насколько же интереснее, гуляя по Лондону с айфоном, видеть одновременно то, что есть, и то, что было! Замечательная программа и одновременно реклама Музея Лондона. Музей Москвы, ау тебе, ау! Ау тебе, московский брендинг! (Работа агентства с небанальным названием Brothers and Sisters)
Эмбиент
Если статуи Энтони Гормли пришли как-то прогуляться ко двору Русского музея, то почему бы статуям Парка Горького не стать, например, дальними родственниками экспонатов ГМИИ? Вспомним забавный, хоть и немузейный опыт Legal Sea Foods . Это присказка к следующему сюжету музейной рекламы - эмбиенту.
Зеркало - замечательный ход не только для рекламы пива периода законодательного «сушняка». С помощью специальных зеркал Utah Museum of Fine Arts предлагает прохожим посмотреть на мир глазами Сальвадора Дали и Клода Моне (агентство Richter7, США)
А Denver Museum of Nature & Science просто водружает на такси бивень мамонта (работа Carmichael Lynch, США) Жалко, что нет таксистов-мотоциклистов.
Можно вспомнить и «Эрмитажные» банки кока-колы с фрагментами картин Ван Гога , Сезанна, Гогена и Руссо. Это, конечно, спонсорский проект, где важны, в первую очередь, деньги, а не «стулья», но сама идея выпуска фирменных музейных напитков - алкогольных и безалкогольных - прекрасна и плодотворна. Вот где можно продвинуть эксклюзивные экспонаты и стратегические послания музеев. Кока-кола, конечно, тут и рядом не стоит.
Нередко в самих экспонатах заложена идея эмбиента. Вот как выглядит наружка, директ и указатель выставки, посвещенной экспозиции «Вуду» в Музее Мировой Культуры в Швеции (работа Valentin & Byhr).
Есть в музейном креативе и "партизанский". Эти утята анонсируют выставку дизайна ванных комнат в музее Атланты. Затрат на три копейки, а успех очевиден. Работа агентства Seed Factory Marketing.
Упомянем наружку Southern Museum Of Flight бирмингемского агентства Intermark Group - не то, чтобы совсем оригинально, но для нас, возможно, тоже вещь полезная, почему бы нет?
Неплохо работают новые, проявляющие изображения, технологии в рекламе корейского Teddy Bear Museum (работа агентства Supernormalvoice): чем больше люди топчутся на изображении медведя, тем явственнее проступают очертания клетки, и все узнают о безобразном содержании мишек. Подробности - в музее.
Ну и забавные шарики для Нью-Йоркского музея секса.
В чем в чем, а в этой теме мы оказались впереди планеты всей и завоевали каннский приз за рекламу музея «Точка G» не где-нибудь, а в ГМИИ, причем, не нарушая чопорного спокойствия залов :Y&R Moscow использовал аудиогид.
А вот, полюбуйтесь, реклама музея коммунизма в Праге. Насколько эффективна такая реклама, судить не берусь, но направление мысли интересное. Можно было бы усилить эффект, поставив громадную стальную зубастую матрешку серого цвета с красным ртом в виде пятиконечной звезды и устроить внутри комнату страха. Но у чехов духу на это не хватает - все, на что они способны - анимировать скульптуру Сталина и вымазать ее фирменным триколором местного национализма (см фильм Яна Шванкмайера «Конец сталинизма в Богемии). Так что коммунизм чехам не по зубам.
То ли дело наш мишка, обследующий Эрмитаж по заданию Управления по туризму, Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Санкт-Петербурга и Агентства городского маркетинга! Пусть он не эмбиент, а, всего лишь, видеомишка, но высокий архитектурный ампир завораживает и устраняет все сомнения: в Россию надо ехать!
И вот, наконец, сильная реклама, достойная наших тихо сидящих музеев МВД, ФСБ, Вооруженных сил и так далее. Зависть душит. Плачь, русский музейщик, плачь! Итак, международный музей шпионов International Spy Museum в США.Метрополитен, автостоянки, мостовые и фонарные столбы и даже бензоколонки - все может работать!
«Nothing is what it seems»
Обратите внимание на восхитительную работу с текстом. Вот где можно развернуться с парадоксами и диалогами из лучших наших фильмов: «17 мгновений весны», «Место встречи изменить нельзя», «Белое солнце пустыни». Возможно, именно реклама (а не контемпорари-арт в лице «Митьков» и «Синих Носов») способен вернуть утерянный дух и пафос нашего «военного сегмента»
А пока смотрим на чужих шпионов и завидуем:
Слово
Единственный музей, кстати, работающий сегодня с текстовыми парадоксами, то есть, позиционирующий себя как умного собеседника, а не унылого ментора, - это открывшийся недавно в Москве Еврейский музей (работа Leo Burnett Moscow). Источник вдохновения - Ветхий Завет. Поздравим соотечественников и вспомним, сколько еще в России живет народов, и сколько у этих народов сакральных текстов.
Очень неплохо смотрится серия постеров семейного музея Уолта Диснея с интересными, парадоксальными анекдотами из биографии американского режиссера (работа Hub Strategy). Эти вещи стоит взять на заметку нашим многочисленным персональным музеям, у которых тоже с посетителями большие проблемы. А что стоит остроумно использовать жизнеописания русских писателей, ученых, композиторов, артистов?
Хорошо, когда память о герое настолько противоречивая, что и рекламисту беспокоиться не о чем. Так появилась, например, остроумная реклама выставки «Чингиз Хан» для Филдовского музея естественной истории. Чтобы проиллюстрировать двойственное отношение к монгольскому правителю, чикагский филиал DDB использовал особенности стереозвука и две разные аудиодорожки: в левое ухо вам твердят о грубом варваре, в правое - о талантливом реформаторе (http://www.adweek.com/adfreak/radio-ad-uses-stereo-tracks-reveal-two-sides-genghis-khan-139850)
Отдельного внимания заслуживают музеи, посвященные катастрофам. Здесь более чем уместен текстовой и вообще знаковый минимализм. Такова, например, реклама музея Холокоста в США (работа аргентинского FWK)
Усы Гитлера («At the age of 18, Adolf Hitler failed at being an artist. Unfortunately nowadays, his work is at our museum. Holocaust Museum. One museum, no art»).
Одна единственная фотография ("The museum about one of the saddest periods of humanity»).
Одна единственная надпись («Open due to mourning. Holocaust Museum, the museum we never would have wished to have»)
У нас также есть музеи, посвященные трагическим страницам отечественной истории. Так или иначе, рекламный опыт пригодится.
Теперь - немного о локальных музейных программах и службах. Они, как и основное, экспозиционное направление, нуждаются в продвижении.
Вот, например, как художественный музей Сан Пауло рекламирует свою школу искусств. Прием напоминает МУАРовский: посетителям тоже предлагается узнать всю историю шедевра. Для этого Картина и табличка с описанием меняются местами (местный DDB).
Нечто близкое использует и арт-библиотека Пинакотеки, призывая к «переводу живописи на вербальный язык» (F/Nazca Saatchi & Saatchi).
Этот сюжет вплотную примыкает к теме инфраструктуры, которая достойна отдельной статьи. Здесь более или менее интересен опыт лишь некоторых культурных центров вроде «Гаража» в Парке Горького или Новой Третьяковки на Крымском Валу, где недавно была возведена многофункциональная инсталляция для гостей.
Партнеры
Продуктивен бывает и союз с брендами - Билайновские «голосовалки» на фотобиеннале, система навигации и тематические приложения NOKIA для Мультимедиа-Арт-музея и бренд-призы лауреатам «Серебряной камеры». В этих акциях главное, чтобы музей не растворился в лучах славы бренда-партнера.
Последний может играть роль соавтора, как в случае совместной кампании Музея Гугехнхайма и YouTube , объявивших конкурс на самое креативное видео или фотосессии новой коллекции Вивьен Вествуд в венском Музее истории искусств (http://bestin.ua/fashion/fashion-world/3643).
Замечательный опыт сотрудничества бизнеса с музеями продемонстрировал Google Art Progect.
Но не обязательно быть супербрендом, чтобы «повеситься» на стену рядом с музейным шедевром. Какой-нибудь шоколадный батончик Kitkat может предложить перекусить суперинтеллектуалу, была бы голова на плечах.
И, наконец, не забудем о сотрудничестве брендами-коллекционерами. Замечательный пример - экспозиция коллекции плакатов выдающихся художников - Владимира Цеслера и Сергея Войченко, приобретенная Национальным художественным музеем Республики Беларусь с помощью компании Brititsh mericam Tobacco. Среди шедевров - и поныне актуальный рекламный плакат ГМИИ им. А.С. Пушкина. Время от времени такие «древности» стоит просто вынимать и размещать во всех доступных медиа.
Музейный бренд - пирамида. Сверху - стратегия с айдентикой, снизу - инфраструктура, а в середине - креатив.
Advertology.Ru
19.07.2013
Комментарии
Написать комментарий