Про дизайн

Нехудожественная кукла Веры Сажиной

Нехудожественная кукла Веры Сажиной

Художественная кукла говорит об идентификации, как рекламный трейлер - об идее кинофильма. Кукла нехудожественная говорит об идентичности. Например кукла Веры Сажиной. Репортаж с III Московской международной выставки "Искусство куклы" в «Крокус Экспо».

В «Крокусе», расположилась  лишь часть Международной выставки кукол. Где-то в Малом Манеже и ГМИИ - куклы Ризо Габриадзе и Сергея Параджанова - высокая клоунада армянского торжества и грузинской грусти, а тут - как на Курском вокзале, чего только нет. Пространство зала №3 поделено между арт-салоном и «Тишинкой» и - как сити с даун-тауном.Ситуация не музейная, а клубная, живая, рыночно-дурманящая.

Жужжащую барахолку пробегаю, не глядя, - там все ясно со времен оных, когда котиков, мишек шили все. Просто некоторые насобачились и остались - собирать старые игрушки и делать новые. Всяко лучше, чем китайские кислотные мутанты.

Иное дело - арт. Чувствуешь себя среди героинь женской прозы. Один манекен - десяток одежек - вот и сериал. «Дождь» - белый аристократизм, «Сезон дождей» - черная экзотика.

Нехудожественная кукла Веры Сажиной
Нехудожественная кукла Веры Сажиной

Другая тема - культуры и субкультуры - от нежных привидений итальянского театра до больных СПИДом аутистов.

Нехудожественная кукла Веры Сажиной
Нехудожественная кукла Веры Сажиной

Далее - классика отгремевших в девяностые сюрреалистические мультфильмов и следующие по пятам герои Стругацких сказок, рейтингом повыше - портреты эстрадных и кино-див.

Нехудожественная кукла Веры Сажиной
Нехудожественная кукла Веры Сажиной
Нехудожественная кукла Веры Сажиной

Ниша забита, оскомина набита, золото намыто, кукольник-ювелир это понимает и, в погоне за новым вдается в ностальгический материализм или гипернатурализм. Результат впечатляет.

Помните фильм «Варежка»? Ее «щупала» глазами вся страна - как неловкая ручка ребенка гладит вязаную шерстку, как несется по снегу отважный, готовый распуститься по ниточке, щенок, когда углоносая мамаша со своими бездонными очками и жесткой длинной челкой... «Варежка» - мультфильм, накрепко примотавший нас ниткой к телевизору. Все советское детство плакало в эту варежку и тут, в «Крокусе», расцвело валенком в сладком войлочном сне. Здесь даже репейник не колется, войлок съел драму, как волк - Шапочку. Воистину, войлочный рай!

Нехудожественная кукла Веры Сажиной

В пандан пасторали - «нано-ларек» с силиконовыми, в натуральную величину, младенцами недельного срока - синюшные прожилки, сморщенные рожицы и ручки в перевязочках. И если войлочное утешалово сразу отметает вопрос «зачем», то тут мозг моментально включается и перебирает случаи психических отклонений, при которых могут быть «показаны» такие младенцы: отцы-идиоты, незадавшиеся мамочки, дети-эгоисты, сумасшедшие бабушки, киношники... - всего того, чем напичкан нынешний телевизор. На этот «шок», собственно, и рассчитан сей товар по 9 тысяч за тушку. Безмятежность как уродство.

Нехудожественная кукла Веры Сажиной

Есть и обратные примеры - уродства как безмятежности. Это, конечно, «этно». Аутентично- строгое, ткано-соломенное, безликое, как и полагается. Или орнаментально- декоративное, а-ля нью-эйдж. Далее тема спешит за порог, во двор рублевской фазенды эдаким веселым пугалищем - чем-то средним между комиксом и граффити.

Нехудожественная кукла Веры Сажиной
Нехудожественная кукла Веры Сажиной
Нехудожественная кукла Веры Сажиной

Кондитерская лавка идентификаций - выставка кукол. Они искушают ответами так, что не представляешь, как это -  играть «в ребенка», и дитя тут ничего не докажет - влюбится и утащит к себе в нору. Была у меня в детстве книжка, которую я заставляла маму перечитывать раз сто уж точно. Недавно открыла и удивилась одиозности языка, образов, кукол на картинках... Подумала - в чем же дело? Да ни в чем. Кукла вбирает и отдает тебя тебе, но, когда заряд иссякает, начинает звенеть риторическим пузырем затертого кода.  Волшебство улетучивается. Куклу забывают. Или продают.

Поэтому взрослые глаза ищут куклу непривязанную, куклу-возможность, куклу-травму, куклу-буто, нулевую, изначальную пра-куклу. Встречают необычное и  авторизуют: Матсузава Кайо. Вспоминая о детских играх с хризантемами, японка мастерит кукол, а играет в них в самодеятельном театре актриса Куротани. В этих пустотных грибах-мутантах не отличишь ног от волос, стеблей от корней. Они висят неподвижно, повернутые к нам затылком и мы, по старинной традиции, созерцаем вместе с ними «горы и воды». При всей спутанности образа  - чистая икебана, жесткое, как  харакири, напоминание о безлюдной природе. Перец в роли сахара.

Нехудожественная кукла Веры Сажиной

Забавно: человеческой кукле среди обитателей «Крокуса» места нет - либо все уже мумии, либо природные отростки. Между «уже» и «еще» - узкая щель, и вот из этой щели появляются куклы Веры Сажиной. На выставке художница -  чужачка, как, впрочем и в мире  институированного искусства: полгода - художник, певица, музыкант, полгода -  тувинский шаман. Если сходить на концерт Сажиной, то отчетливо видно: Вера сама - автор и аватара, поющая горловым клекотом кукла-тотем (среди работ Сажиной порядочно четвероногих, насекомых  и мутантов). Форма существа интуитивна и явно зависима от пульсирующего внутри медиума. Это единственная синкретичная позиция, и, подозреваю, не только в "Крокусе". Вера такая одна.

Ее куклы будто застигнуты в момент пробуждения после транса, тесного общения с первозданными стихиями и усопшими предками. Со всеми травмами и откровениями, выраженными с пра-детской свободой пра-дедовской остраненностью. Они не смеются, не гневаются, не размышляют и не позируют - они пребывают в опыте и передают его. Многие -  сильно, как это делает живопись экспрессионистов и деревянная религиозная скульптура. По сравнению с японскими куклы Сажиной абсолютно узнаваемы и эмоционально возмутимы.

Нехудожественная кукла Веры Сажиной
Нехудожественная кукла Веры Сажиной
Нехудожественная кукла Веры Сажиной
Нехудожественная кукла Веры Сажиной
Нехудожественная кукла Веры Сажиной
Нехудожественная кукла Веры Сажиной
Нехудожественная кукла Веры Сажиной

Из русских художников по манере близок, пожалуй, Анатоли Зверев (женские портреты, стихийность подручных материалов, вдохновенный перформанс письма, визионерская, исчезающая с годами, «непохожесть»: если я тебя нарисовал, значит, это ты»). А еще - камерные ритуальные инсталляции Германа Виноградова, с которым Сажина выступает в мистерии БИКАПО, в его звучащей мастерской.

Вера ведет мастер-класс о мастерстве изготовления ритуальной куклы, но так же, как и в пении, ее кукла заставляет гадать на кофейной гуще из панк-рока, дарк-фолка, горлового гимна, городского романса - результат далеко превосходит вопрос.

Хотя конструкция проста: на стальной стержень ритуала нанизываются неожиданные и выразительные интуиции деталей - глаза из пряжек ремня - у стрекозы, маска старца из бересты - у кентавра, волосы из резиновых перчаток - у принцессы, рыбий рот - из сети. Все - на живую нитку, ломаный стежок - как пастозный мазок. Каждую куклу надо разглядывать, как большое полотно, с любой детали, но ни одно - не украшение и не устрашение, а герой невиданного эпоса, застрявшего обрывками памяти в усталом от работы теле.

С углов
рта
стекает 
слюна
фиолетовые змейки
свисают
с боку
моего ящичка
пропадают изображения
дивных дельфинов
(дельфов)
милых богу дивных
страниц
миро
здания.

Нехудожественная кукла Веры Сажиной
Нехудожественная кукла Веры Сажиной
Нехудожественная кукла Веры Сажиной
Нехудожественная кукла Веры Сажиной

Выход из экстаза в физику обыденного и рождает юродивую куклу со взглядом бога. А выспренная, как звук горна, метафора, где-то в радио-культурных вибрациях пойманная, заземляется-спотыкается о какую-нибудь бытовую у-тварность, чтобы повиснуть таинственной пуговицей-глазом на лоскутке:

Сквозь ноги мои
Сквозь пальцы ступней
Сверкает огонь
Летает заря
Я не люблю
зыбкую кучу тлена
Я воспаряю
к облаку
первобрачного камня
Я хохочу у меня
есть 2 ножика
один для
вырезания профилей
на тотемных столбах
А другой...
Я прокалываю
линию
шелковых гусениц
за шторой
невидимого
Убери! Панцырь черепахи
Царевна моет мокрой тряпкой
Вытирает мокрым полотенцем

Нехудожественная кукла Веры Сажиной
Нехудожественная кукла Веры Сажиной
Нехудожественная кукла Веры Сажиной
Нехудожественная кукла Веры Сажиной
Нехудожественная кукла Веры Сажиной
Нехудожественная кукла Веры Сажиной

Сажина-фолклорист не корпит в архивах, как это делали и делают поэты-русофилы, сажина-поэт не прикасается к тренажерам рифм и стилей, она - тонкая москвичка и психолог-практик, но следует единственной, дарованной ей заклинательной практике, когда голос равноправен логосу, дыхание - образу, все видимое - невидимому. Трепетно относясь к источнику, она запрещает называть себя «индустриальным шаманом»: в городе, в литературе, в цивилизации она будто на даче, но именно в этом месте «липовой прописки» выпеваются ее высоко- и низкочастотные гимны под балалайку и гармошку, из обрывков этой жизни - вылупляются куклы, звучащие существа, бесстрашно открытые огненно-ледяному пра-источнику.

Куклы Веры Сажиной, как и ее стихи, подобны этносам мира - они абсолютно разные, удивительно похожие и никогда не будут поняты современными нами до конца. Помогают песни: голос может оборвать текст, как осенний лист, но целое сложено, и он левитирует, сухой и причудливый, меняя значение герметичности с таинственного на гармоничный. Концерты Сажиной, кстати, довольно трудно записывать, а живьем она столь выразительна, что сеет беспокойство в подгулявшей клубной публике, ошарашенной бездонностью вокала и угловатостью игры. Я помню, как народ, суя бумажки, требовал, чтобы Вера спела без балалайки. В ответ она спокойно, как врач пацентам, сообщила, что артист - не ресторан, и, отказавшись от мзды, согласилась спеть и выдала невероятную по красоте и энергии импровизацию, чем ввергла слушателей в трезвеющий трепет. И я подумала - андеграунд - это вовсе не отсутствие звездного статуса или дилетантизм неумейки, а способность на тотальный  энергообмен с любым существом, хоть с дождевым червем. Манеж ли, Крокус ли, подвал ОГИ... Этот уровень прямого, как природа, языка - безусловный дар Сажиной. Куклы его хранят, а заодно и нашу с вами идентичность, являя миру живой, нехудожественный и нетиражный ее отпечаток.

Нехудожественная кукла Веры Сажиной

Я бросила
красное
в огонь
Я бросила
коричневое
в соленое озеро.
Я поставила
ткацкий станок
на вершине горы.
Я бросила
лук звенящий
на четвертую гору.
Я бросила
сумку из перьев попугая
в страну оленя.
Я очертила
Черный круг
Из кипящей смолы
Я
опустила
руку
с длинным дождем.
Я натянула черный
шелк на костяные
пяльцы
Я выправила
глаза
драгоценных камней
в светильнике из человеческого
черепа
Я ощутила
слабое безумие
танцующих
вокруг меня
призраков
Я изнутри пещеры
увидела
(лодку висящую на цепях)
цепи окруженные
туманом небытия.

Нехудожественная кукла Веры Сажиной
Нехудожественная кукла Веры Сажиной

В тексте использованы стихи Веры Сажиной из сборника «По обе стороны невода». М. 2003.

Юлия Квасок
Advertology.Ru

31.10.2012

на печать


Комментарии

Ина
01.11.2012 6:54 | сообщение #1
 

Чувствую, что они живые и правдивые. А картинки с кружевными белыми барышнями на природе,которые сейчас часто рисуют и публикуют - нет.

Ольга
22.01.2013 18:41 | сообщение #2
 

Люблю кукол!Спасибо за выставку.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Брошюры и каталоги. Постпечатная обработка и отделка

Брошюры и каталоги. Постпечатная обработка и отделка
Брошюры и каталоги. Постпечатная обработка и отделка. Чаще всего дизайнеру не хватает малого – средств. Но именно в таких условиях и расцветает фантазия. Сегодня дизайн, представляющий в буквальном смысле слова "обнаженную идею", снова в большом фаворе, и не только из-за общей тенденции к функциональному технократизму: на самом деле, нет ничего выразительнее простоты! И, как оказалось, в наш век виртуальных технологий – ничего нет привлекательнее тактильных ощущений, которые мы испытываем, держа в руках книгу, брошюру, каталог.Несколько примеров. Каталог интерьеров способен буквально поселить вас в объемном пространстве дома с помощью простой иконки человечка. Каждый раз человечек появляется в новом виде: как вырубка - на обложке, как псевдовырубка (где интерьер вдруг оказывается внутри фигурки), как солнечный зайчик в "коридорной" анфиладе или на полках шкафа. Кто этот дизайнер - лентяй или гений? (46-47)Того же самого эффекта можно добиться, хитро согнув всего один лист А3 и перебив изгибы гранями нарисованной мебели ( 73 ).Пластиковый рельеф - настоящий аксакал дизайна, но до сих пор он господствовал в отделке интерьера или в РОS – материалах. А теперь попробуйте украсить рельефом из букв или цветов страницы годового отчета компании, продающей осветительные приборы – и он тут же заиграет свето-тенью на страницах этого сборника (120 – 121).Демонстрируя сочетание простоты и технологических изысков, авторы книги не забывают назвать виды обработки "своими именами", а значит, специфический дизайнерский слэнг перестает, наконец, быть "китайской грамотой", и вы сможете с гордостью назвать свой шедевр так, как это принято в вашем профессиональном кругу!

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

22.06.2025 - 06:49
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация