Про дизайн

Йозеф Бойс. Сила инсайта. Часть 2: Мед, дуб, крест

Йозеф Бойс. Сила инсайта. Часть 2: Мед, дуб, крест

Продолжаем разговор вокруг персональной ретроспективы Йозефа Бойса в ММСИ на Гоголевском 10. На этот раз - о социальном шаманизме.

Есть среди экспонатов выставки золотистый цилиндр с надписью «Дай мне меда». В перформансе с мертвым зайцем Бойс ходит в маске из меда, присыпанной золотой пудрой, а в одном из многочасовых перформансов с помощью насоса гоняет по пластиковым трубам пару тонн лекарственного продукта.

Йозеф Бойс. Сила инсайта. Часть 2: Мед, дуб, крест

Мед - духовная ипостась Бойсова жира. И если первый - плоть свободнорастущего природного тела, то мед - текучий продукт творческого сознания. Золото, вкрапленное в мед, медь, вкрапленная в воск - все эти формулы алхимических сплавов идеальной материи и идеального духа. Для рационалиста человек - чистый лист, но Бойс провозглашает другую чистоту - пластическую, заставляя припомнить не сам божественный креационизм, а то, КАК создавал бог человека. Бойс затевает встречный процесс: разрабатывает доктрину активной «социальной скульптуры» (манифест 1978 г.).

На выставке лежат газеты с распечатанной идеологической программой Бойса, она замечательна и содержанием, и временем создания. Оказавшись между двумя дискредитировавшими себя социальными системами - фашизмом и коммунизмом, Бойс, однако, не впадает в тотальное отрицание благой человеческой природы, наоборот, он с немецким упорством продолжает веровать. Согласно его доктрине, в человеке изначально заложены две базовые потребности: в духовном развитии (противу эгоистического материализма) и в коллективной взаимопомощи (противу государственного тоталитаризма).

Бойсов жир и мед буквально опрокидывает верхушкой вниз пресловутую «пирамиду Маслоу» и расправляет иерархию потребностей в поле творческих возможностей, избавляющее от эгоизма и насилия. Прибавим от себя - избавляет оно и от потребительской ограниченности и маркетинга, прививая к товарному стволу ценностный побег брендинга.

Две ключевые потребности по-Бойсу - не что иное, как разнозаряженные потоки энергии, составляющие блок питания идеального социума. Отсюда - кажущиеся взаимоисключающими его манифесты и манифестации. Он может, не боясь увольнения, вступиться за абитуриентов,  проваливших в 1971 экзамены в Дюссельдорфскую академию художеств и тут же основать свой знаменитый Свободный международный университет (ему, собственно, и посвящен перформанс с медогонкой). Он может баллотироваться в Бундестаг от партии «Зеленых» (1983) и одновременно заявлять, что не является садовником, просто считает, что сегодня деревья умнее людей.

Во время Кассельской «Документы» 1972г. Бойс начинает сажать аллею из 7000 дубов из Германии в Россию, но с каждым новым саженцем убывают базальтовые глыбы из громадной кучи, символизирующей цивилизацию, точнее, ее инертную, искусственную часть. Интересно, что сажает деревья художник не сам, а уговаривает жителей городов, и те охотно слушают (как слушали его почти беспрерывную 100-дневную дискуссию на «Документе-5» удивленные зрители, причем художник утверждал, что не устает, а наоборот, заряжается силой). И сажают!

А базальтовым глыбам, помещенным рядом с деревцами, вживлены, как чипы, подвижные конусы - космические фракталы правильной  социо-натурной динамики. Кочующая с Запада на Восток, из Германии в Россию на верблюдах народной инициативы дубовая аллея Бойса - один из гениальных перформансов евразийского проекта объединения человечества на божественной основе синтеза разума и естества.

Йозеф Бойс. Сила инсайта. Часть 2: Мед, дуб, крест
Йозеф Бойс. Сила инсайта. Часть 2: Мед, дуб, крест

Столь же значима, на мой взгляд, и метафора креста.

Художник рос в семье католиков, но важно не это, а то, как выглядит и для чего служит этот символ. Студентом Дюссельдорфской академии, Бойс знакомится с профессором - скульптором Эвальдом Матаре, выгнанным из штата в 1933 за «дегенеративное искусство» и реабилитированным лишь после войны. Бойс вспоминает: «Матаре учил наблюдать за натурщиком, за анатомией, реалистично передавать то, что преподносит нам жизнь». Первые его «монгольские» скульптуры и коллажи - первое пробуждение архаической экспрессии. Учеба идет впрок.В конце концов, даже крест становится у Бойса матрицей живого тела, разметкой, по которой вьется человеческая лоза. Крест Бойса  - животворящий и жертвенный, христианский и языческий - иннервированная клетка бытия.

В экспозиции - для метания, крест-колышек, крест-плюс - заряд в батарейке, крест неотложной помощи, крест исправленной, лишенной предательских «хвостов» солярной свастики... Обведя крест кругом, Бойс делает его своим логотипом, штампует объекты, рисунки, письма...

Йозеф Бойс. Сила инсайта. Часть 2: Мед, дуб, крест
Йозеф Бойс. Сила инсайта. Часть 2: Мед, дуб, крест
Йозеф Бойс. Сила инсайта. Часть 2: Мед, дуб, крест
Йозеф Бойс. Сила инсайта. Часть 2: Мед, дуб, крест

В 1966, обернув рояль войлоком и поставив на него свой фирменный штампик, Бойс пояснит: «Гомогенная инфильтрация для рояля. Лучший композитор современности - талидамидовый ребенок» (талидамид - печально известное успокоительное лекарство, от употребления которого родилось множество безруких младенцев). Рояль с потенциальным, внутренним звуком требовал композитора в лиминальной фазе «куколки». Крест Бойса - вид сверху на идеальное пространство, точку взлета после падения. Говорят, Бойс признавался, что желал бы баллотироваться в мэры Нью-Йорка (города с продольно-поперечной планировкой!) по причине предельной концентрации там мирового хаоса. Его знаменитый перформанс «Я люблю Америку. Америка любит меня» прошел без единого контакта с каким-либо американским жителем, кроме одного-единственного дикого койота.«Когда белый человек вступил на американскую землю, индеец подал ему правую руку дружбы и приветствовал его, как сына Неба», - читаем в титрах. Памятуя об опыте «сына неба», многократно испытанном Бойсом-летчиком, можно вспомнить Финиста Ясно Сокола, ударявшегося об земь, дабы обрести человеческий облик. В одном из перформансов Бойс изображает гангстера Джона Диллинджера, которого убивают автоматной очередью в спину. Намек на метанойю? Так или иначе, Бойсов крест - недостающая вертикаль на горизонтали минуса.

Йозеф Бойс. Сила инсайта. Часть 2: Мед, дуб, крест
Коллаж называется «Где жир?». Бойс нередко указывает в названии на отсутствие идеальной субстанции - шаманический минус-прием.(ср. с уже упомянутой работой «Дай мне меда»).

Тайная метанойя происходит со зрителем, когда он видит странную инсталляцию: две, лежащие рядом массивные перекладины для креста с необходимыми вырубками и странно торчащим на одном из них громоотводе. Это часть монументального памятника немецким солдатам, погибшим во Второй Мировой. Дубовая вертикаль и базальтовые перекладины. Живое дерево и тяжесть металла. Растущий дух и тягостный груз бытия. Проект не состоялся, и теперь столб достраивается воображением.

Йозеф Бойс. Сила инсайта. Часть 2: Мед, дуб, крест
Йозеф Бойс. Сила инсайта. Часть 2: Мед, дуб, крест

«Идейная война с самим собой была бы самым желанным миром» - читаем Бойса на одной из стен выставки. Здесь нет громадных глыб из животного жира, поэтому впечатления чистой социальной массы не хватает, а такие проекты у Бойса были. Идеальный мир - от массивных стихий до пробирочных ингредиентов - напоминает мне, как ни странно, планету Маленького Принца, подметающего семечки баобабов и выкорчевывающего деревья-паразиты ради прекрасного цветка. Есть в экспозиции фотография перформанса 1972г., где Бойссо товарищи подметает от речевого, дискуссионного и идеологического мусора площадь после первомайской демонстрации. У стены стоят две швабры - ржавая-беззубая и серебряная, с ворсом. Есть закупоренная бутылка с «грязными водами Рейна», а есть высокий, прозрачный конусовидный мерный сосуд с надписью «Роза для прямой демократии».  Это зрелый Бойс. Начинает же художник - с «наскальных рисунков» тотемических животных - для себя и надгробий - на заказ.

Йозеф Бойс. Сила инсайта. Часть 2: Мед, дуб, крест
Йозеф Бойс. Сила инсайта. Часть 2: Мед, дуб, крест
Йозеф Бойс. Сила инсайта. Часть 2: Мед, дуб, крест

Йозеф Бойс. Сила инсайта. Часть 2: Мед, дуб, крест

Говорят, напряженная арт-практика Бойса доводила его до транса, и он часами мог стоять в самой неудобной позе. Бойс заставляет вспомнить Марксово «идея, овладевшая массами - сила материальная». Сильная материя и материальная сила - вот орудия Бойса, да и сам он -  этот ритуальный мед и жир, войлок и ворс.

Пишут, что Бойс отождествлял себя одновременно с Игнатием Лойолой и Чингисханом. Один - воин-католик, так же, как Бойс, был ранен и после мучительной болезни обрел новое, духовное тело. Чингисхан же воплощал тот самый «встречный» поток интуиции и воли, что дул из бескрайних просторов «внутренней Монголии».

Бойс - шаман не по крови, но по методу. Шаман же - художник по методу, но не по крови. Катарсиальный транс достигается Бойсом очень по-немецки - последовательностью мышления. «Додумывание до конца марксизма,  либерализма, христианского социального учения - приводит к тем же выводам что и мы» - пишет Бойс.

Постоянный участник Кассельской «Документы», Бойс доводит название события до этимологического ядра: его мистерии правдивы и функциональны настолько, что Бойсу верят все, кто хоть сколько-нибудь «воткнулся» в этот плотный фантазм. Достаточно понаблюдать за коллективными действиями и выражением лиц его зрителей на видеозаписях. Как, впрочем, и за лицом самого художника. И это даже было оформлено в специальную форму: при входе на выставку, на стене - видеофильм Лутца Моммартца. Йозеф Бойс просто молча смотрит в камеру. «Расширенное понимание искусства - это единственная возможность справиться с существующим положением», - читаю на одной из стен. Возразить нечего.

Йозеф Бойс. Сила инсайта. Часть 2: Мед, дуб, крест
Йозеф Бойс. Сила инсайта. Часть 2: Мед, дуб, крест
Йозеф Бойс. Сила инсайта. Часть 2: Мед, дуб, крест

Юлия Квасок
Advertology.Ru

19.09.2012

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

29.04.2024 - 11:12
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация