Про дизайн

Ганс Руди Гигер: "Чужой" среди "своих", часть 2

Ганс Руди Гигер: "Чужой" среди "своих", часть 2

Небольшая ретроспектива швейцарского графика,  создателя легендарного ксеноморфа "Чужой" точно  вписалась в современную матрицу идеологического мифодизйна, где рифмуются два "райских" и два "адских" графика: Грей/Гинтовт, Худяков, Гигер.  Продолжаем разговор, начатый в предыдущей статье.

Свой и чужой

Носители этих черепов, о которых шла речь в предыдущей части статьи  - люди разные. В ангельском чине преобладают автопортреты и авторитетные персонажи: у Грея - Тимоти Лири, Барак Обама. У Гинтовта - древнегреческие божества, герои советской поры.  В противоположном лагере царят инфернальные тотемы - козлообразный Вельзевул с черной "нубийской царицей" или жертвы: например, автопортрет Худякова "в лице" невинноубиенного последнего русского царя, и автопортреты Гигера в виде инфернального эмбриона (реакция на детские кошмары, навеянные маленькому посетителю католического детсада рассказами монашек о страданиях Иисусовых). К слову, критики справедливо подмечают: графика Гигера сильно напоминает внутренности готических соборов, чьи шпили пронзают небо точно так же, как члены пронзают греховные вагины ксеноморфов.

Кстати, о гендере. Интересно также, что в ангельском лагере правит разделение полов, с доминантой мужского начала.  В адском пространстве оппозиции полов почти стерты, но доминирует начало женское.


При этом безграничности любви, источаемой ангельским чином, сопутствует такая же безграничная жажда убийства  в чине сатанинском. И здесь пространства различаются ровно как Дантовы Рай и Ад: в Раю спокойно и безмятежно, тогда как Ад полон драматичных изобретений. Для пары Худяков-Гигер это, безусловно, мутации человеческой плоти и металла, гуманоида и оружия. Тут срабатывает тот же затвор, что разделял внешнее и внутреннее, пространство и процесс.

Худяков противопоставляет тело металлу, обрамляет и инкрустирует им плоть, добиваясь эффекта стигмата, кунсткамеры, реликвии, до которой дотронуться невозможно. Но, в то же время, и убийца, и жертва застывают символами. Напротив, Гигер предпочитает сплавлять металл в единое живое существо, готовое к размножению и самоуничтожению.

Вот, пожалуй, самый яркий пример оппозиции - канализационный люк Худякова и мусоропровод Гигера:


В результате получается, что мертвое, мавзолейное тело (а все кунштюки Худякова - не что иное, как мини-мавзолеи и "дары вождям"), получает многообразную реинкарнацию. Из десятков вариантов самый популярный -  оскароносный ксеноморф из  фильма "Чужой". Интересно, что оба "адских" художника тяготеют к "естественнонаучности" и химическим ретортам. Но у аристократичного Худякова они так и остаются реликвиями из ризницы вождей, а сын аптекаря Гигер тачает и клепает на нано-станке все новых и новых рабочих монстров.


Слово и дело

В мавзолее Худякова тихо, даже когда звучит оглушительная музыка и являются на свет громадные мухи - они проходят сквозь биоморфов как независимые проекции, создавая эффект "ипостаси", высказанного слова, пусть и греховного. У Гигера же ничего не случается параллельно - он мастер непосредственного контакта.


Впрочем, то же самое можно наблюдать и в оппозиции Гинтовт-Грей. Сверхновые когорты и плоскости Москвы не пересекаются. Зато герои Грея постоянно контактируют. Особенно показательны здесь священные зеркала Капеллы, сделанные в человеческий рост, так чтобы стоящий перед ними зритель мог "совместить" собственные чакры с нарисованными на атласе и зарядиться энергией.

Нет ничего удивительного в том, что на "божественном" уровне (Гинтовт-Худяков) знаки и объекты совпадают. И как следствие, они могут породить ничего  ничего, кроме реликвий.  "Человеческий" фактор  Грея-Гигера превращает знак в речь, а речь в действие, полностью реализуя дискурс.

Эту мысль хорошо иллюстрирует  само производство знаков.  Грань между духом и плотью абсолютно бескомпромиссна на уровне царей и василевсов - сочиняют ли они алфавит или произносят речь. И она превращается в органический сплав на человеческом уровне - материальном и духовном. Банановый  "Новый русский шрифт" Худякова примиряется с реальностью лишь в стальных "Иероглифах" Гигера.


А вот неведомая древняя мантра, увиденная  женой Алекса Грея Элисон в психоделическом сне. Ее бодрствующий пращур - вопрос ребром на кириллице - от Гинтовта:


Обратим внимание: если буква и дух, слово и дело у Грея и Гигера отодвинуты на неопределенный, уместный и своевременный срок, то ситуацию со "шкурными" буквами Худякова и кириллической директивой Гинтовта можно рассматривать как радикально-прагматическое пресечение выстрелом алфавита. Как говорилось в одном старом вестерне, "Одна нога твоя в могиле, а другая поскользнулась на банановой кожуре". Есть и русский каламбур: "Сказавши А, по волосам не плачут".

Люди и вещи

На архетипическом уровне оппозиции нередко меняют оси, закручивая архи-человека в витрувиальное колесо. Понятно, что мухи Худякова - это божества для земноводных и козлоногих Гигера, а птицы Гинтовта парят над левитирующими бодхисаттвами Грея - тут и всматриваться не нужно, сказка прозрачна. Но если залезть начердаки Гинтовта, найдутся и копытные, и птеродактили, и слоны... И наоборот, если спуститься в подвалы Гигера, из адских недр всплывут великолепные фараонши-Хатшепсут. Однако божества есть божества. И на этом уровне мира нет, как нет его между материей и духом, знаком и объектом.




У каждого из членов 4Г-матрицы есть своя аудитория. На уровне Гинтовт-Худяков она особая. Это элита. Олигархи, разрушители Москвы, теневые экономисты и кукловоды  - скрытые герои и покупатели произведений Худякова (покупка работ задорого - безусловно, отдельный, спроектированный ритуал). Для них и о них - инерьерный люкс-проект Hotel Russia, и соблазнительные девы, и инфернальные дискотеки. Но это дьяволы. Страшно далеки они от народа.

Напротив, аудитория Гинтовта - воины света, ригористы-неоплатоники из бывшего национал-большевистского и нынешнего евразийского движения. Для них, называющих себя радикальными субъектами, - эсхат-плакаты "Родина-Дочь", боевые Нептуновы вилы и топоры с оптическим прицелом, а также манифест-"Доктрина", намеренно противопоставленный Триеровой "Догме" и столь же неукоснительно исполняемый. Но радикальные субъекты, в силу своей радикальности, далеки от обывателя.

Еще дальше боги и черти оказываются друг от друга, представляя не всегда видимый, но всегда непримиримый фронт Тьмы и Света. Знаменательно, что художники осознают себя в рамках единого ритуала, и, так или иначе, работают на одну цель - спасение Москвы и Державы. Отличное доказательство тому - реанимированная Гинтовтом и Худяковым рубиновая кремлевская звезда. Только у Гинтовта лучи  звезды- концы божественной мандалы многополярного мира, а у Худякова - лапки будущей мухи. Другой яркий пример "спецназовское" уподобление адской природе врага в час мести. Вряд ли сознательное, но вполне очевидное (Гинтовт-Гигер). Стоит обратить внимание (вспомнив сравнение черепов в предыдущей статье) на то, что явно трофейное (возможно, нацистское), документальное происхождение вражеского черепов в работах Гинтовта наделяет врага высоким старусом, равным божеству Света. Останки врага - такая же реликвия, как и святые мощи. Враг обладает царственным достоинством Каина, некоей неверной ветви божественной человеческой природы. Просвеченные золотым или белым светом  зловещие "березки" Гинтовта - не только остроумное указание на партизанскую войну или спецназовскую амуницию (хотя все это замечательно вписывается в воинскую парадигму). Это знак исчезающей пробытийности, на прахе которой строится Царствие Небесное. Гигер же остается разрабатывать именно пробытийное поле - и материнское лоно становится то расстегнутым зиппером, то оружейным магазинам.Иссушенная до костей кожа не перестает быть одеждой.


У небожественных, абсолютно человеческих Гигера и Грея - свои "общины" - нью-эйджевская диаспора ориенталистов и почитателей ЛСД и айхуаски - с одной стороны и "чернокожаные этносы" - готы, металлисты, байкеры, с другой. И здесь в качестве фирменного стиля выступает, конечно, одежда и аксессуары. Но особенно - татуировка.

Гигерова графика мгновенно забивается под кожу в виде татуировок на манер вживления эмбриона "Чужого" в организм героини фильма. Более эргономичных рисунков, вероятно, в докомпьютерной графике и нет.  Рассказывают, что как-то в Праге Гигера встретили человек 20 "в доску чужих" фанатов, растатуированных с головы до ног.

Впрочем, точно таких же энтузиастов легко мог встретить (если не встретил) и Грей, во всяком случае в сети татуированные толпы равновесны и рифмуются.


Аксессуары Грея-Гигера разнятся на манер татуировок: у Грея - "Третий глаз". У Гигера восходит к фрагменту одной из картин, где оставшаяся в живых рука делает инъекцию наркотика оставшейся в живых ноге. Кстати,  популярная тема "полезных" и "вредных" наркотиков вполне исчерпывается этими двумя "логотипами".


Итого

В общей райской копилке оказывается -  рубинозвездный  евразийский "город золотой" -Москва, созвучная цветущей сложности капелла священных зеркал с эволюцией человечества (подробнее см. указанные в начале статьи ссылки на репортаж), и развитие капеллы - часовня мировых религиозных традиций, которую Грей строит под Нью-Йорком. И далее - фрактально-мандалические татуировки - символы вечности, майки, "третий глаз" на шнурке.

В адской же копилке оказывается грех - также на шнурке, а еще часы, которые можно носить на руке по нескольку штук, имитируя позвонки и ребра скелета, культивируя и уточняя линейное время). Пожалуй, перекличка часов Гигера с мандалой Грея не так интересны, как перекличка с часовней Грея и градом Гинтовта сети баров Гигера и Hotel Russia Худякова - временными пристанищами случайного потребления. Их символами (привет Ильфу и Петрову!) выступают два кресла - одно - израненная плоть, другое - обнаженный скелет:


Погребальная урна Гигера (канопа ксеноморфа) и его же микрофон в виде нубийской царицы для Джонатана Дэвиса были бы и вовсе не в счет, если бы и Грей не участвовал в дискотеках: напротив, он их проводит и под музыку и драматическую клоунаду читает аудитории свои стихи, проецируя на белые одежды  истены зданий мандалические фракталы.  А Гинтовт вспоминает про громкоговоритель и запускает по нему, вместо рок-звездного голоса знаменитую речь Вождя 22 июня "Братья и сестры..." и похожий на ливень шум аплодисментов делегатов съезда КПСС.

Итак, перед нами два мира - виртуально-державный и вещественно-личный. У многополярной, радиально-кольцевой Москвы, где купола, ступы и минареты - модификации одной протоформы нет, как в Советском Союзе, "ни дома, ни улицы". Зато в стане Дьявола есть и отель, и бар, и вещи, и личное время, вплоть до выбора момента смерти - суицида.

Смех и грех

Гинтовт и Грей не умеют смеяться, - только радоваться. Зато смех нередко одолевает противоположный лагерь. Худяков может поднести в дар правителю чеширскую челюсть Сталина, а Гигер нет-нет, да и нашалит, скажем, пустит чьи-нибудь рожки да ножки кататься на мотоцикле или  на лыжах, а то зарядит обойму греховной страсти пустыми патронами порно, "пройдясь" по технике монгольского лука Гинтовта шаблоном и аэрографом.

Гигер прост, как Гуттенберг, и не скрывает этого. В нем нет ни мрачной таинственности Евгения Юфита, ни сквозящей безнадежности Михаила Черепанова. Даже Босх, Дюрер и Дали, с которым, наверняка, сравнивают Гигера, вызывает холодок под ложечкой, а Гигер заставляет лишь любоваться выделкой.

Для мистерии нужны паузы, пустоты, неоднозначности. Но этого нет ни у Гигера, ни у других игроков "Матрицы". В этом смысле нет разницы между освежеванной курицей из Гигерова "Каравана" и прорисовкой энергетических полей Адама и Евы у Грея. Нет загадок и выше - в бого-сатанинских эмпиреях Гинтовта и Худякова.

Все, что могло бы наполнить жизнью эти кристаллические решетки - это  движение - оперы, балета, социальных потрясений.. А пока, даже с учетом саундтреков, мы имеем дело лишь с ритуалом, акцентирующим культурные парадигмы. И в этом ритуальном поле Ганс Руди Гигер, оказался не чужим.

Юлия Квасок
Advertology.Ru

23.05.2012

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Как видео помогает сайтам улучшать позиции в поискеКак видео помогает сайтам улучшать позиции в поиске
Специалисты сервиса Rookee провели эксперимент и выяснили, влияет ли видео на ранжирование сайта в поисковых системах.
Почему русская адаптация рекламной кампании Reebok это ад и днищеПочему русская адаптация рекламной кампании Reebok это ад и днище
В оригинальной версии рекламная кампания называется Be more human, то есть будь человечнее. Она не про пол, она про человека. И про равенство людей, гендер здесь вообще не важен.
Есть ложь, наглая ложь и статистикаЕсть ложь, наглая ложь и статистика
Это известное выражение знаменитого писателя и в чем-то юмориста Марка Твена я вспомнил в связи с развернувшейся в СМИ дискуссией вокруг последних достижений наших статистиков.
Важные Тренды Digital-маркетинга на ближайщие 2 года: 2019-2020 годыВажные Тренды Digital-маркетинга на ближайщие 2 года: 2019-2020 годы
Маркетинг постоянно изменяется и переходит из одного состояния в другое, более соответствующее нашим реалиям. На сегодня классический маркетинг передает эстафету маркетингу цифровому, и это направление очень активно развивается благодаря окружающим нас многочисленным цифровым технологиям.
SEO-2019: что не работает на ваш бизнесSEO-2019: что не работает на ваш бизнес
Специалисты сервиса Rookee опросили SEO-специалистов и попросили назвать   Несколько SEO-техник, от которых стоит отказаться в 2019 году в пользу более эффективных методов продвижения. Выделим пять самых популярных ответов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.
ДИЗАЙН и РЕКЛАМАДИЗАЙН и РЕКЛАМА (1)
Выставка рекламной индустрии "ДИЗАЙН и РЕКЛАМА" проходит 22-й раз с 12 по 15 апреля 2016 года в Центральном Доме художника на Крымском Валу. 

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

16.02.2019 - 20:07
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация