Закон о рекламе, законодательство в рекламной деятельности Азербайджан

Закон Азербайджанской Республики "О средствах массовой информации"

(от 7 декабря 1999 года №769-IQ, с поправками, внесенными по Постановлению Конституционного Суда от 12 июля 1999 года, Законам от 23 ноября 2001 года № 2-IQ, от 28 декабря 2001 года № 247-IQ)

Настоящий Закон устанавливает общие правила поиска, получения, подготовки, передачи, производства и распространения массовой информации в Азербайджанской Республике, а также организационные, правовые и экономические основы деятельности печати, информационных агентств, телевизионных и радиоорганизаций, направленной на осуществление прав граждан на получение полной, достоверной и оперативной информации.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Свобода массовой информации

Массовая информация в Азербайджанской Республике свободна.

Свобода массовой информации основывается на гарантировании государством права граждан на поиск, получение, подготовку, передачу, производство и распространение информации законным путем.

Учреждение средств массовой информации, владение, пользование, распоряжение ими, поиск, получение, подготовка, передача,

производство и распространение массовой информации не подлежат ограничениям, кроме случаев, предусмотренных законодательством Азербайджанской Республики о средствах массовой информации.

Статья 2. Сфера применения настоящего Закона

Настоящий Закон распространяется на все средства массовой информации, учреждаемые на территории Азербайджанской Республики, а также для создаваемой за ее пределами, - лишь в части, касающейся распространения продукции средств массовой информации только на территории Азербайджанской Республики.

Статья 3. Основные понятия

Используемые в настоящем Законе понятия выражают следующие значения:

массовая информация - предназначенные для общего пользования печатные, аудио-, аудиовизуальные сообщения и иная информация, поиск, получение, подготовка, передача, производство и распространение которой не ограничены законодательством Азербайджанской Республики; средства массовой информации - периодические печатные издания, телерадиопрограммы, информационные агентства, Интернет, программы кинохроники и иные формы распространения; телерадиопрограммы и программы кинохроники - совокупность аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющих постоянное название и выпускаемых в эфир не реже одного раза в год;

периодические печатные издания - выходящие в свет не реже двенадцати раз в год газеты и печатающиеся не реже 2 раз в год журналы, сборники, бюллетени и иные периодические издания, подготовленные посредством печатного процесса либо той или иной копировальной техники, имеющие более 100 экземпляров разового тиража, постоянное название и текущий номер;

продукция средства массовой информации - тираж или часть тиража отдельного номера печатного издания, отдельный выпуск телерадиопрограмм, программ кинохроники, тираж либо часть тиража аудио- или видеозаписи программы;

распространение продукции средства массовой информации - продажа или распределение периодических печатных изданий, телерадиопрограмм, аудио- или видеозаписей программ, трансляция телерадиопрограмм, демонстрация программ кинохроники;

специализированные средства массовой информации - средства массовой информации, для производства (распространения) продукции которых настоящим Законом установлены специальные правила;

редакция средства массовой информации - организация, предприятие, учреждение или гражданин либо объединение граждан, осуществляющие производство и распространение средства массовой информации;

ответственный редактор - главный редактор (редактор) или заменяющее его лицо, руководящий печатным изданием; в телерадиоорганизациях - лицо, дающее разрешение на трансляцию передач (программ);

издатель - издательство, иное учреждение (собственник), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции печатного издания, приравненное к издателю физическое или юридическое лицо, для которого указанный вид деятельности не является основным источником дохода;

распространитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору, заключенному с редакцией или издателем, либо на иных законных основаниях;

порнографические материалы - художественные, фотопроизведения, произведения живописи, информации и другие материалы, основным содержанием которых является грубое и недостойное изображение анатомических и физиологических свойств сексуальных отношений.

Статья 4. (Исключена).

Статья 5. Законодательство Азербайджанской Республики о средствах массовой информации

Законодательство Азербайджанской Республики о средствах массовой информации состоит из Конституции Азербайджанской Республики, настоящего Закона, Закона Азербайджанской Республики "О телерадиовещании, законов Азербайджанской Республики "О свободе информации", "О порядке рассмотрения обращений граждан", "О связи", "О государственной тайне", "Об авторском праве и смежных с ним правах", а также других соответствующих законодательных актов.

В случае возникновения противоречий между межгосударственными договорами, поддерживаемыми Азербайджанской Республикой, и настоящим Законом применяются указанные международные договоры.

Статья 6. Язык средств массовой информации

На территории Азербайджанской Республики средства массовой информации пользуются государственным языком.

Граждане Азербайджанской Республики имеют право на использование при производстве и распространении массовой информации государственного языка, других языков, на которых говорит население Азербайджанской Республики, а также широко распространенных в мире других языков.

Статья 6-1. Финансирование средств массовой информации

Средства массовой информации могут финансироваться за счет любых средств, за исключением запрещенных законом источников.

Глава II. Основы свободы массовой информации

Статья 7. Недопустимость цензуры

Государственная цензура над средствами массовой информации, а также создание и финансирование с этой целью специальных государственных органов или должностей не допускаются. Государственные органы, муниципалитеты, учреждения, предприятия и организации, общественные объединения, должностные лица, а также политические партии не имеют права требовать предварительного согласования с ними распространяемых в средствах массовой информации сведений и материалов или запрещать их распространение, кроме случаев, когда они являются авторами информации или интервью.

Статья 8. Право средств массовой информации на получение информации

Средства массовой информации имеют право получать оперативные и достоверные сведения об экономическом, политическом, общественном и социальном положении в обществе, деятельности государственных органов, муниципалитетов, учреждений, предприятий и организаций, общественных объединений, политических партий, должностных лиц. Это право не может быть ограничено, кроме случаев, указанных в законодательстве Азербайджанской Республики.

Государственные органы, муниципалитеты, учреждения, предприятия и организации, общественные объединения, политические партии, должностные лица предоставляют информацию о своей деятельности на основании запроса средства массовой информации, а также путем проведения пресс-конференций или в иной форме.

Запрос для получения информации возможен как в письменной, так и в устной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и общественных объединений, их заместители, работники пресс-службы либо другие уполномоченные лица.

Письменный запрос о получении информации рассматривается в порядке и в сроки, установленные законодательством Азербайджанской Республики. В случае, если в указанные законом сроки указанная информация теряет свою оперативность, на запрос должен быть дан безотлагательный ответ, а если это не представляется возможным - не позднее 24 часов.

Представитель средства массовой информации в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики имеет право подать жалобу на отказавшиеся предоставить информацию государственные органы, муниципалитеты, учреждения, предприятия и организации, общественные объединения, политические партии или должностных лиц.

Статья 9. Антимонопольные меры

Государство гарантирует экономическую независимость средств массовой информации, в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики принимает меры для предотвращения монополистской деятельности и несправедливой конкуренции в области производства и распространения продукции средств массовой информации.

Статья 10. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации

Не допускается использование средств массовой информации в целях разглашения охраняемых законодательством Азербайджанской Республики тайн, насильственного свержения существующего конституционного государственного строя, покушения на целостность государства, пропаганды войны, насилия и жестокости, разжигания национальной, расовой, социальной розни или нетерпимости, опубликования под прикрытием названия авторитетного источника слухов, лжи и предвзятых публикаций, унижающих честь и достоинство граждан, порнографических материалов, клеветы или совершения других противозаконных действий.

Сокрытие или фальсификация сведений общественного значения, злоупотребление правами, установленными настоящим Законом для журналистов, сбор информации в пользу постороннего лица или организации, не имеющей средства массовой информации, не допускается. Использование прав журналиста и распространение информации в целях унижения гражданина или определенной группы граждан только в зависимости от пола, религиозной принадлежности, должности, занимаемой в обществе позиции, а также политических убеждений запрещается.

При публикации информации ее смысл не может быть изменен и искажен теми или иными средствами, в том числе посредством заголовков, текстов под снимками. В случае неподтверждения опубликованных (вышедших в эфир) информации, слухов непременно должно быть сообщено об этом в данном средстве массовой информации.

Использование средств массовой информации в целях посягательства на личную жизнь граждан запрещается.

Статья 10-1. Секретные записи

Использование секретных аудио- и видеозаписей, кино- и фотосъемки или распространение подготовленных информации и материалов допускается только в следующих случаях:

1) при наличии письменного согласия на это лица и гражданина, а также принятии необходимых мер для защиты установленных Конституцией Азербайджанской Республики прав и свобод стороннего лица;

2) при демонстрации по решению суда.

Использование секретных аудиовидеозаписей, кинофотосъемок и их распространение с нарушением требований настоящей статьи влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики.

Статья 11. Особые случаи, когда распространение информации, разглашение источника информации не допускается

Редакция средств массовой информации или журналист не имеют права:

1) раскрывать в распространяемых сообщениях и материалах информацию, предоставленную лицом с условием сохранения ее секретности;

2) указывать фамилию лица, предоставившего информацию с условием не называть его фамилию;

3) распространять сведения, связанные с предварительным следствием и дознанием, без разрешения допрашивающего, следователя, осуществляющего процессуальное руководство предварительным расследованием прокурора или судьи;

4) распространять ту или иную информацию о личности обвиняемых в совершении преступления несовершеннолетних или их законных представителей без их согласия.

Редактор средства массовой информации, ответственный за публикацию (выход в эфир) сообщения, и (или) журналист не могут быть принуждены к раскрытию источника информации, кроме установленных законом случаев, когда дело находится на расследовании или в судебном производстве. При этом ответственность за описание, статью, снимок или карикатуру, автор которых не раскрывается, ложится на ответственного за выпуск редактора или журналиста.

Суд может принудить редактора или журналиста раскрыть источник в следующих случаях:

1) для защиты жизни человека;

2) с целью предотвращения тяжкого преступления;

3) для защиты лица, обвиняемого или признанного виновным в совершении тяжкого преступления.

Требования пункта 3 части первой настоящей статьи не ограничивают права журналиста на проведение независимого расследования.

Статья 12. Использование объектов авторского права и связанных с ним прав и писем читателей

Использование средствами массовой информации объектов авторского права и смежных с ним прав допускается при соблюдении требований Закона Азербайджанской Республики "Об авторском праве и смежных с ним правах".

При опубликовании (передаче в эфир) писем читателей (слушателей, зрителей) допускается сокращение и редактирование, не искажающие их содержания. Редакция не обязана отвечать на письма читателей (слушателей, зрителей), за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Редакция средства массовой информации не может быть принуждена опубликовать (передавать в эфир) материал, который она отклонила, если иное не предусмотрено законодательством.

Статья 13. Распространение рекламы

Реклама в средствах массовой информации готовится и распространяется в соответствии с Законом Азербайджанской Республики "О рекламе".

Глава III. Правовые основы организации средств массовой информации

Статья 14. Учреждение средства массовой информации

Для учреждения печатных изданий разрешения государственных органов не требуется.

Юридическое или физическое лицо, желающее учредить печатное издание, обязано официально обратиться в соответствующий орган исполнительной власти за 7 дней до печатания издания. В обращении указываются:

название, цель, периодичность, юридический адрес печатного издания; фамилия, имя учредителя, если есть - редактора (главного редактора) печатного издания; в случае, если учредителем или редакцией печатного издания является юридическое лицо, - зарегистрированный устав.

При распространении печатного издания без официального обращения его учредителя в соответствующий орган исполнительной власти, либо выявлении недостоверности указанных в обращении сведений соответствующий орган исполнительной власти поднимает перед соответствующим судом вопрос о прекращении деятельности данного издания.

Государственные органы, муниципалитеты, политические партии (только для печатных изданий), общественные объединения, управления, учреждения и организации, постоянно проживающие на территории Азербайджанской Республики граждане имеют право учреждать средства массовой информации в одиночку или совместно с другими лицами.

Учреждение юридическими и физическими лицами иностранных государств средств массовой информации на территории Азербайджанской Республики регулируется заключенным Азербайджанской Республикой межгосударственным договором (под юридическим лицом иностранного государства следует понимать юридическое лицо, свыше 30 процентов уставного капитала или акций которого принадлежат юридическим лицам и гражданам иностранного государства, или более 1/3 учредителей которого являются юридическими лицами или гражданами иностранного государства).

Финансирование средств массовой информации государственных органов, юридических и физических лиц зарубежных стран не допускается, за исключением случаев, указанных в части первой данной статьи и в статье 21 настоящего Закона, а также других случаев, предусмотренных законодательством Азербайджанской Республики.

А также:

лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы по вступившим в законную силу приговору суда, лица, недееспособность которых подтверждена судом;

общественные объединения и политические партии, не прошедшие государственной регистрации или деятельность которых запрещена законом, не могут учреждать средства массовой информации.

Правила учреждения лица, осуществляющего телерадиовещание, устанавливаются соответствующим законодательством.

Статья 15. (Исключена)

Статья 16. Информационное агентство

В отношении информационного агентства распространяются статус и правовое положение редакции средства массовой информации, издателя, распространителя, установленные настоящим Законом.

При распространении новостей и материалов средствами массовой информации и информационных агентств другими средствами массовой информации ссылка на данное информационное агентство обязательна.

Статья 17. Статус учредителя

Учредитель (соучредитель) утверждает устав редакции средства массовой информации, заключает договор с редакцией (редактором, главным редактором), определяет направления производства и распространения средства массовой информации, решает вопросы его финансового, технического снабжения и обеспечения оборудованием.

Учредитель вправе выступать в средстве массовой информации, делать в нем заявление, публиковать другие официальные сообщения. Максимальный объем выступления и заявления учредителя определяется зарегистрированным уставом редакции или договором, заключенным между учредителем и главным редактором (редактором). По претензиям и искам, связанным с данным выступлением, заявлением и официальными сообщениями несет ответственность самостоятельно учредитель.

В случае ликвидации учредителя (учреждения, предприятия, организации, государственных органов, муниципалитетов, политических партий, общественных объединений) коллектив редакции обладает преимущественным правом учреждать одноименное средство массовой информации, если иное не предусмотрено зарегистрированным уставом.

Учредитель не вмешивается в производство и распространение средства массовой информации, за исключением случаев, указанных в настоящем Законе, уставе и договоре, заключенном с редакцией (редактором, главным редактором).

Сопредседатели средства массовой информации осуществляют деятельность как соучредители.

Статья 18. Статус издателя

Издатель осуществляет свои права на основании настоящего Закона, а также законодательства Азербайджанской Республики о предприятиях и предпринимательской деятельности и несет обязанности в соответствии с указанным законодательством.

Издатель может выступать одновременно в качестве учредителя, редакции, распространителя средства массовой информации, собственника имущества редакции.

Статья 19. Приостановка производства и распространения средства массовой информации или их прекращение

Производство и распространение средства массовой информации может быть временно приостановлено или прекращено только по решению учредителя либо судом.

В случае, если средство массовой информации не осуществляет деятельность в течение одного года после учреждения, соответствующий орган исполнительной власти [Министерство печати и информации Азербайджанской Республики] может прекратить его производство и распространение без обращения в суд. В соответствии со статьей 43 настоящего Закона соответствующий орган исполнительной власти имеет также право временно приостанавливать деятельность телерадиоорганизации.

В случае прекращения учредителем производства и распространения средства массовой информации руководитель средства массовой информации или журналистский коллектив обладают преимущественным правом учреждать одноименное средство массовой информации.

Учредитель имеет право приостановить или прекратить производство и распространение средства массовой информации исключительно в случаях, предусмотренных уставом редакции либо договором, заключенным между учредителем и редакцией (редактором, главным редактором).

Издание (выпуск в эфир) средства массовой информации возобновляется при устранении фактов, ставших причиной временной приостановки его деятельности.

Суд после разбирательств, проведенных в связи с жалобой, в зависимости от состояния дела может оправдать деятельность средства массовой информации, ставшую причиной жалобы, или выбрать одно или несколько указанных ниже мер:

1) вынести постановление об опровержении, поправке или ответе;

2) временно до двух месяцев приостановить производство и распространение средства массовой информации;

3) применить штрафную санкцию;

4) прекратить производство и распространение средства массовой информации.

Основанием для оправдания деятельности средства массовой информации, ставшей причиной жалобы, могут служить:

а) защита информацией общественных интересов;

б) другие причины, раскрытые в суде.

Основанием для применения пунктов 1, 2 и 4 части шестой настоящей статьи могут служить:

1) предвзятость или непредвзятость информации, то есть распространение ее умышленно или по халатности;

2) другие причины, раскрытые в суде.

При применении к средствам массовой информации пункта 3 части шестой настоящей статьи моральный, а также материальный ущерб, причиненный физическому или юридическому лицу в результате распространения информации, устанавливается судом в соответствии с гражданским законодательством Азербайджанской Республики. Однако предел установленного материального и морального ущерба не может превышать средних финансовых расходов средства массовой информации за три месяца.

Соответствующий орган исполнительной власти [Министерство печати и информации Азербайджанской Республики] возбуждает в суде иск о прекращении производства и распространения средства массовой информации в случае:

1) невыполнения периодическим печатным изданием требований пятого абзаца статьи 3 настоящего Закона;

2) публикации (передачи в эфир) призывов или информации, наносящих серьезный ущерб целостности государства, безопасности страны и общественному порядку, а также порнографических материалов;

3) установления незаконного финансирования средства массовой информации государственным органом, физическим или юридическим лицом иностранного государства;

4) привлечения трижды в течение года решением суда средства массовой информации к ответственности за предвзятые публикации.

Статья 20. Порядок заключения договора

В договоре, заключенном между соучредителями средства массовой информации, указываются их взаимные права, обязанности, ответственность, порядок, условия и юридические последствия изменения состава соучредителей, правила разрешения возможных споров между ними.

В договоре, заключенном между учредителем и редакцией (редактором, главным редактором), находят свое отражение имущественные и финансовые отношения, а также обязательства учредителя и редакции (редактора, главного редактора).

Редакция (редактор, главный редактор) и издатель, учредитель и издатель могут заключить между собой и иные договоры.

Статья 21. Спонсорство средств массовой информации

Производство и распространение средств массовой информации может финансироваться за счет спонсорства юридических и физических лиц. Спонсорство производителей товаров, реклама которых запрещена, и лиц, осуществляющих продажу этих товаров, не допускается.

Выпуск новостей и политические информационные программы в телерадиовещании не могут готовиться при финансовом содействии спонсоров.

Юридические и физические лица зарубежных стран могут частично осуществлять спонсорство средства массовой информации (отдельные номера печатного издания или передачу).

Спонсорство средствам массовой информации не может влиять на независимость ведущего и журналиста.

В периодических печатных изданиях, подготовленных с финансовой помощью спонсора, должна быть напечатана информация об этом, в передачах даются титры в начале и по завершении передач (программ) с показом фирменного знака или открытая информация посредством дикторского текста. В заключенном между сторонами договоре могут быть установлены и другие способы объявления спонсора.

Глава IV. Правовые основы производства печатного издания

Статья 22. Редакция печатного издания

Редакция является юридическим лицом, осуществляет свою деятельность на основе профессиональной независимости и устава.

Редакция как юридическое лицо может выступать в качестве учредителя печатного издания, собственника его имущества, издателя и распространителя.

Редактор (главный редактор) печатного издания должен иметь высшее образование и быть гражданином Азербайджанской Республики.

Статья 23. (Исключена)

Статья 24. (Исключена)

Статья 25. (Исключена)

Статья 26. Порядок распространения печатной продукции

Продукции печатных изданий распространяются непосредственно редакцией, издателем, или на основании договора предприятиями связи, другими организациями, а также гражданами.

Распространение продукции печатных изданий считается коммерцией, если за это взимается плата. Продукция, предназначенная для некоммерческого распространения, должна иметь пометку "Бесплатно", и такая продукция не считается предметом коммерческого распространения.

Воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации, в том числе конфискация его тиража или части тиража, без решения суда не допускается.

Статья 27. Особые случаи наложения запрета на распространение печатной продукции

Решением суда на поставку на территорию Азербайджанской Республики и распространение здесь зарубежных печатных изданий, в которых опубликованы сообщения, наносящие серьезный ущерб целостности государства и безопасности страны, а также порнографические материалы, может быть наложен запрет.

Суд может принять оперативное решение об изъятии из продажи излишней продукции печатного издания, распределенной вопреки требованиям части первой настоящей статьи.

Статья 28. Выходные данные

Каждый выпуск печатного издания должен содержать следующие сведения:

1) название издания;

2) информация об учредителе (соучредителе);

3) фамилия и имя главного редактора (редактора);

4) порядковый номер и дата выхода из печати, время подписания в печать (установленное по графику и фактическое);

5) индекс изданий, распространяемых через учреждения связи;

6) тираж;

7) цена (если издание распространяется в коммерческом порядке) или пометки "Свободная цена" или "Бесплатно";

8) адрес редакции и типографии, где печатается периодическое издание.

Печатание и распространение продукции средств массовой информации, в которых не указаны выходные данные, также умышленно неверное указание источника ссылки запрещаются.

Статья 29. Обязательные экземпляры

Обязательные бесплатные экземпляры периодических печатных изданий после изготовления начального выпуска тиража издательство направляет учредителю, в государственный архив, национальную библиотеку, Книжную палату, библиотеки законодательных органов и соответствующих органов исполнительной власти [библиотеки Исполнительного аппарата Президента Азербайджанской Республики, Управления делами Кабинета министров Азербайджанской Республики и Министерства печати и информации Азербайджанской Республики].

Статья 30. (Исключена)

Статья 31. (Исключена)

Статья 32. Хранение редакционных материалов

Материалы редакций печатных изданий (рукописи, письма, записи и т.д.) хранятся в течение одного года.

Правила хранения материалов устанавливаются редакциями печатных изданий.

Глава V. Правовые основы деятельности телевидения и радио (телерадио)

(Исключена)

Глава VI. Поправки в информацию, опровержение и ответ на нее

Статья 44. Право на опровержение, внесение поправок и на ответ

Физическое лицо или его представитель, руководители юридического лица или его полномочный представитель в случае передачи в средствах массовой информации сведений, порочащих честь и достоинство физических и юридических лиц, клеветнического и оскорбительного характера, искажения мыслей вправе в течение одного месяца потребовать ответа в указанном средстве массовой информации, опровержения не соответствующей действительности информации, внесения поправки или непосредственно обратиться в суд.

В случае если при обращении жалобщика или вынесении судом решения средство массовой информации было временно приостановлено либо его изготовление (распространение) было прекращено, опровержение, ответ или поправка могут быть опубликованы (переданы в эфир) за счет средств ответчика в одном из средств массовой информации по усмотрению истца.

Статья 45. Порядок опровержения, ответа и поправки

В опровержении должно быть указано, какие сведения не соответствуют действительности, когда и как они были опубликованы данном средством массовой информации. Опровержение в периодическом печатном издании должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком "Опровержение", как правило, опубликована на странице, что и сообщение или материал. Печатные издания, ежедневное и еженедельное распространяемые, публикуют опровержение, ответ или поправку в номере следующем после дня получения требования об опровержении, ответе или поправке, другие периодические издания - в подготавливаемом или ближайшем планируемом выпуске.

По радио и телевидению опровержение, ответ или поправка зачитываются в последующей соответствующей передаче. Физическому лицу или его полномочному представителю, руководителю юридического лица или его представителю, обратившимся с этим требованием, может быть предоставлена возможность для выступления с ответом в эфире (на экране).

Опровержение или ответ даются без всяких изменений в тексте. Текст опровержения или ответа не может более чем вдвое превышать опровергаемое сообщение или сообщение, на которое дается ответ.

В выпуске, в котором публикуется (передается в эфир) ответ, не допускается его комментирование или опровержение. Ответ на ответ помещается в последующих выпусках средства массовой информации.

При отклонении опровержения, ответа или поправки потребовавшему это лицу в течение 3 дней должна быть предоставлена обоснованная информация.

Основанием для отказа в опровержении служит следующее:

если оно противоречит вступившему в законную силу решению суда;

если оно является анонимным;

если опровергаются сведения или материалы, которые уже опровергнуты в данном средстве массовой информации;

если текст опровержения или ответа более чем вдвое превышает объем опровергаемого сообщения или информации, на которую дается ответ;

если со дня распространения сообщения или материала в средстве массовой информации прошло более одного месяца (за исключением подтвержденного официальными документами периода болезни, отпуска и командировки гражданина).

Глава VII. Статус и аккредитация журналиста

Статья 46. (Исключена)

Статья 47. (Исключена)

Статья 48. (Исключена)

Статья 49. Статус журналиста

Статус журналиста, установленный настоящим Законом, распространяется на:

1) штатных корреспондентов средства массовой информации, занимающихся сбором, подготовкой, редактированием и созданием информации;

2) внештатных корреспондентов средства массовой информации, выполняющие поручения, регулярно связанные со сбором, подготовкой и редактированием информации.

Статья 50. Аккредитация (регистрация) журналиста

Средства массовой информации могут аккредитовать своих журналистов при государственных органах, учреждениях, предприятиях и организациях, общественных объединениях с их согласия и при соблюдении установленных ими правил аккредитации.

Аккредитовавшие журналиста органы предварительно извещают его о заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, за исключением закрытых мероприятий, создают условия для его ознакомления со стенограммами, протоколами и иными документами.

Журналист может быть лишен аккредитации, если им или со стороны редакции были нарушены правила аккредитации либо распространены, и это подтверждено вступившей им в законную силу постановлением суда, сведения, порочащие честь и достоинство аккредитовавшей организации или искаженные либо не соответствующие действительности.

Аккредитация собственных корреспондентов редакций средств массовой информации осуществляется также в соответствии с требованиями настоящей статьи.

Глава VIII. Международное сотрудничество в области массовой информации

Статья 51. Международное сотрудничество

Международное сотрудничество в области массовой информации осуществляется на основе межгосударственных договоров, поддерживаемых Азербайджанской Республикой.

Средства массовой информации, профессиональные журналистские организации Азербайджанской Республики участвуют в международном сотрудничестве и с этой целью заключают соглашения с иностранцами и иностранными организациями.

Статья 52. Распространение информации из зарубежных источников

Граждане Азербайджанской Республики вправе получать информацию непосредственно из зарубежных источников, в том числе из средств массовой информации.

Ограничение приема непосредственного телевизионного вещания допускается в случаях, предусмотренных межгосударственными договорами, заключенными Азербайджанской Республикой.

Для распространения зарубежного периодического печатного издания, имеющего постоянное место пребывания учредителя или редакции вне пределов Азербайджанской Республики, требуется разрешение соответствующего органа исполнительной власти [Министерство печати и информации Азербайджанской Республики], если порядок распространения не установлен межгосударственным договором, заключенным Азербайджанской Республикой.

Статья 53. Деятельность представителей зарубежных средств массовой информации на территории Азербайджанской Республики

Правовой статус и профессиональная деятельность зарубежных корреспондентов, аккредитованных в Азербайджанской Республике, и других представителей зарубежных средств массовой информации регулируются законодательством Азербайджанской Республики и соответствующими межгосударственными договорами.

Представительства зарубежных средств массовой информации создаются в Азербайджанской Республике с разрешения соответствующего органа исполнительной власти, если иное не предусмотрено межгосударственными договорами.

Аккредитация зарубежных корреспондентов в Азербайджанской Республике производится соответствующим органом исполнительной власти в соответствии со статьей 50 настоящего Закона.

Аккредитованные в Азербайджанской Республике зарубежные корреспонденты, подпадают под статус журналиста, установленный настоящим Законом.

Зарубежные корреспонденты, не аккредитованные в Азербайджанской Республике в установленном порядке, пользуются правами и несут обязанности, распространяющиеся на представительства иностранных юридических лиц.

В отношении корреспондентов средства массовой информации государства, на территории которого установлены специальные ограничения для осуществления профессиональной деятельности журналистов средств массовой информации Азербайджанской Республики, могут быть установлены ответные аналогичные ограничения.

Глава IX. Экономические основы средств массовой информации

(Исключена)

Глава Х. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Статья 58. (Исключена)

Статья 59. Ответственность за ущемление свободы массовой информации и прав журналиста

Любое вмешательство граждан, государственных органов, муниципалитетов, учреждений, предприятий и организаций, политических партий, а также общественных объединений или должностных лиц в законную деятельность учредителей, издателей, редакций (ответственных редакторов), распространителей и журналистов средства массовой информации, в том числе посредством:

осуществления цензуры;

нарушения профессиональной самостоятельности;

незаконной приостановки или прекращения производства и распространения средств массовой информации;

незаконного изъятия или уничтожения тиража или его части;

принуждения журналиста к распространению или отказу от распространения публикации (передачи в эфир) информации;

установления ограничений на передачу журналисту информации или отказ от передачи информации, за исключением сведений,

охраняемых законодательством Азербайджанской Республики;

непредоставления ответа на журналистский запрос в сроки, установленные законодательством Азербайджанской Республики;

а также нарушение иных установленных настоящим Законом прав журналиста – влечет гражданскую, административную,

уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики.

Статья 60. Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации и правами журналиста

Редакция (ответственный редактор) и журналисты (авторы) средства массовой информации:

1) за раскрытие информации, оглашение которой запрещено законом;

2) в случае отсутствия со стороны главного редактора (редактора) контроля за соответствием публикуемых в печатном издании материалов требованиям настоящего Закона;

3) при распространении информации без указания ее источника, за исключением случаев, указанных в настоящем Законе;

4) при посягательстве на личную жизнь граждан;

5) при публикации или передаче в эфир порнографических материалов -- несут гражданскую, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики.

Статья 61. Ответственность за иные нарушения Закона о средствах массовой информации

При нарушении положений Закона "О средствах массовой информации":

1) редакция (ответственный редактор) - за необоснованный отказ от опровержения, поправки и ответа, несоблюдение вступивших в законную силу решений и постановлений суда;

2) учредитель, редакция, издатель и распространитель – за невыполнение требований статей 9, 11, 13, 21 и 28 настоящего Закона;

3) должностные лица – за воспрепятствование осуществляемому на законных основаниях распространению печатной продукции, установление незаконных ограничений на розничную продажу тиража периодического печатного издания;

4) государственные органы, учреждения, предприятия и организации - за создание искусственных помех, препятствующему уверенному приему телерадиопрограмм;

5) граждане, телерадиоорганизации - за использование передач (программ) телерадиоорганизации без ее согласия в противоречащей требованиям настоящего Закона форме, переписывание, размножение, продажу и массовую демонстрацию передач телерадиоорганизации без разрешения собственника;

6) журналист (автор) или ответственный редактор, преднамеренно или по халатности опубликовавшие информацию, а также владелец источника информации - за посягательство на насильственное свержение существующего конституционного государственного строя, целостность государства и безопасность страны, пропаганду войны, насилия и жестокости, национальной, расовой, социальной неприязни;

7) журналист - за сбор информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации;

8) учредитель и главный редактор (редактор) - за незаконное финансирование государственными органами, юридическими и физическими лицами зарубежных стран средств массовой информации, производимых (распространяемых) на территории Азербайджанской Республики;

9) учредитель (соучредитель, собственник) - за назначение главного редактора (редактора) с нарушением требований статьи 24 настоящего Закона;

5) издатель, распространитель и редакция (редактор, главный редактор) - при незаконном изготовлении продукции средства массовой информации и его распространении редакцией и издательством после решения или постановления суда о приостановлении или прекращении его изготовления и распространения -- несут гражданскую, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики.

Статья 62. Случаи освобождения от ответственности

Редакция (ответственный редактор), а также журналист не несут ответственности за распространение в средстве массовой информации сведений, не соответствующих действительности:

1) если эти сведения распространены официальными государственными органами или их пресс-службами;

2) если они получены от информационных агентств или пресс-служб учреждений, предприятий, организаций, политических партий и общественных объединений;

3) если они получены от другого средства массовой информации и не опровергнуты;

4) если они являются дословным воспроизведением официальных выступлений депутатов Милли Меджлиса, представителей государственных органов, муниципалитетов, учреждений, предприятий, организаций и общественных объединений, а также политических деятелей и должностных лиц;

5) если они высказаны в выступлениях, идущих в эфир в прямой трансляции, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим Законом.

Президент
Азербайджанской Республики
Гейдар АЛИЕВ
г. Баку, 7 декабря 1999 г

№ 769-IQ

(Перевод с азербайджанского)

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

25.04.2024 - 00:52
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация