Школа рекламиста

Реклама ресторанов – особая реклама

Реклама ресторанов – особая реклама

Реклама ресторанов в России стоит особняком от остальных видов рекламы. В силу специфики бизнеса на общественном питании реклама ресторанов - товар штучный и мало поддающийся стандартизации, но все же некоторые закономерности можно вычленить и здесь, если определиться с самим термином «ресторан».

А тут у нас налицо гносеологическое противоречие в понимании этого термина между самими рестораторами и публикой, посещающей их.

С легкой руки «Макдональдса» в постсоветской России рестораном называют уже любую бигмачную забегаловку при бензозаправке. И  - в то же время -  в общественном сознании исторически устоялось, что «ресторан» это не просто общепит, а часть праздничной культуры. С исторически выработанными стереотипами потребления «ресторанных услуг» всасываемых, что называется, с «молоком матери».

До революции 1917 года рестораны уже стояли на вершине пирамиды общественного питания, возвышаясь как скала над «трактирами», «кухмистерскими» и прочими «кабаками», в первую очередь, наличием европейской (чаще всего - французской) кухни, не всегда даже занимая верхнюю ценовую нишу. Намного реже это были рестораны смешанной кухни («Яр») или русской кухни («Славянский базар»). Но это была довольно специфическая ниша подобных заведений, в которых не питались, а «гуляли»... с цыганами и даже медведями.
В СССР, с периода НЭП, ресторан - это уже повсеместно не просто место, где едят. Это «злачное место», недоступное советскому человеку, в первую очередь по цене услуги. Место, где «гуляют» бандиты, подпольные спекулянты и кавказцы с рынка «прожигают жизнь», потому что при плановой советской экономике им больше их «нечестно нажитые» деньги некуда было тратить. Остальные советские граждане ходили в ресторан крайне редко - отметить какое-либо торжество (свадьба, банкет по случаю защиты диссертации, юбилея и т.п.), и каждый такой поход в ресторан для большинства населения СССР был событием. В любом случае посещение именно «ресторана» во времена исторического материализма всегда связывалось с обильной пьянкой.

В 60-е годы, как подвид дешевого ресторана для народа, возникли «кафе», в которых поначалу не подавали крепкие алкогольные напитки, а цены на те же блюда были доступней. Особенно - в «молодежных» кафе.

Все остальные места общественного питания, в которых был запрет на подачу алкоголя, в СССР проходили по категории «столовая». То, что в народном сознании традиционно связано со словом «Общепит», хотя организационно в эту категорию входили и кафе с ресторанами в стройную иерархию. Впрочем, как и все в Стране Советов.

С развитием кооперативного движения в период угара коммунизма естественным образом произошло то, за что еще Лев Троцкий критиковал НЭП. По его словам, коммунисты надеялись, что при Новой экономической политике в России застучат молотки ста тысяч сапожников, а на деле открылось лишь миллион «обжорок».

Таким образом,  прежде чем рекламировать рестораны, мы с неизбежностью сталкиваемся с необходимостью  стратификации сложившегося за 20 постсовестких лет современного рынка общественного питания, и, в первую очередь, с необходимостью классификации тех мест, которые присвоили себе название «ресторан». В современной России их можно разделить на три основные группы:
1. «отдельные» рестораны, имеющие индивидуальность и собственное «лицо»,
2. «отельные» рестораны при гостиницах, казино и прочих заведениях,
3. сетевые рестораны.

Каждая из этих групп объектов рекламирования их услуг имеют разные целевые группы потребителей, и, таким образом, требуют совершенно разные решения по рекламе их услуг.

В первой группе наблюдается самое большое разнообразие заведений, как по основному показателю - среднему чеку, по тематичности интерьера, так и по целевой группе посетителей. От скромного ресторанчика типа «Шпилька» в спальном районе до пафосного «Марио», где даже нет цен в меню. Место расположения и здание, в котором находится ресторан, как оказалось, значения для его популярности не имеет. Тот же «Марио» находится в весьма непрезентабельном здании бывшего завода, на неудобной для парковки улице, не дает никакой рекламы, однако же, в среде бизнесменов и чиновников высокого ранга пользуется завидной популярностью.

Также они делятся на действительные пункты общественного питания и «учебные» рестораны, которые существуют, преследуя две цели: чем-то занять «жен новых русских», чтобы они не маялись дурью с безделья, или для отмывки денег, заработанных в какой-либо сфере, имеющей некоторые противоречия с законом. Учебные рестораны для рекламиста не интересны, так как рекламы они практически не заказывают.

Рестораны, которые действительно существуют для того, чтобы зарабатывать на «кормлении народа» весьма и весьма разнообразны и, являясь основным заказчиком рекламы, создают основное поле для рекламного креатива. Кстати, уже каждый уважающий себя ресторан обзавелся в Интернете хотя бы сайтом - визиткой.

Рестораны при гостиницах и казино для рекламиста, можно сказать, потеряны, так как рекламируются, за редким исключением, только в контексте основного заведения.

Ресторанные сети также делятся на собственно сетевые рестораны экономического класса («Елки-палки», «Кофей-тун» и тому подобные) или откровенный фаст-фуд («Макдональдс» и прочие бигмачные). Креатива тут для рекламиста намного меньше, так как сеть рекламируется именно целиком как сеть, без учета индивидуальности конкретной «точки питания». Основной упор маркетологи сетей делают на имиджевую рекламу самой сети. Однако именно сети дают, к примеру, максимум телевизионной рекламы.

Саму рекламу ресторанов в настоящее время можно поделить на четыре категории:
1. Раскрутка (промоушен)
2. Вывеска
3. Указатель
4. Поддержка (поддерживающая реклама)
 
Раскрутка ресторана занимает подавляющий объем ресторанной рекламы, так как средства на нее изначально заложены в бизнес-план еще до открытия ресторана. Часто просто потому, что так положено. Но, так или иначе, через этот этап рекламной политики проходят все рестораны, кроме «учебных» или отельных.

Вывеска для подавляющего большинства отдельных ресторанов на долгое время становится единственным рекламным носителем после раскрутки.

Указатель, особенно билбордный, наверное, основное свойство загородных ресторанов. В городе основным рекламным указателем является выносное меню на улице, особенно - меню бизнес-ланча, среди которых основная «рекламная война» идет вокруг цены самого бизнес-ланча. Но это можно считать дополнением к самой вывеске, так как такие меню ставятся недалеко от нее. Иногда можно видеть тротуарный носитель с указанием, что ресторан находится «поворот направо, 100 метров», но гораздо реже.

И, наконец, рекламная поддержка - самый редкий рекламный зверь, скорее всего потому, что ресторатор, имея определенный поток посетителей, не считает нужным на нее тратиться. Но и тут наметились в последнее время определенные подвижки. Скорее всего, связанные с переживаемым экономическим кризисом: люди стали меньше ходить в рестораны, особенно в те, которые расположенные в переулках, а не на проходных улицах. Тут уже наметились определенные тенденции к использованию носителей поддерживающей рекламы, в зависимости от целевой группы посетителей, или в расчете на расширение этой целевой группы.

Сетевая пиццерия «Папа Джонс» рекламирует себя в вагонах метро Кольцевой линии, приглашая на работу персонал, заодно напоминая, где именно находятся его обжорки. Не отстает от него и сеть «Кофе-Хаус», чьи три сотни стикеров в вагонах подземки постоянно кочуют с линии на линию метро. В свое время так же действовал и «Макдональдс». Но сегодня, открывая два новых заведения в Юго-восточном округе столицы, «Макдональдс» развесил несколько билбордов с приглашением на работу, но с конкретным указанием: когда и где будут открыты эти новые бигмачные. С аналогичным предложением сеть кафе «Шоколадница» использовала 85 электричек по казанскому, Киевскому, Ярославскому и Савеловскому направлениям, уклеив их тысячью стикеров. Тем же путем пошел давно известный клуб Up&Dawn, разместивший объявления о наборе персонала в социальных сетях Интернета. Кафе «Кампанелло» обратило свое внимание на несветовые щиты в ближайших станциях метро, которые одновременно работают указателями. Такой же щит разместило кафе «Ситилайт» на станции «Новые Черёмушки», делая упор на предложение организации свадеб и банкетов.

А ресторан «Эрмитаж» обратил внимание на остановочные павильоны наземного транспорта столицы на близлежащих улицах. Редкий случай отдельной рекламы ресторана, входящего в комплекс элитного отдыха. Кофейня «Аристократъ», ориентируясь на более состоятельную публику, развесило перетяжки на Ленинградском и Ленинском проспектах. Ресторан «Ходжа Насреддин в Хиве» в сентябре поставил три полноценных билборда на Новорижской трассе. И реклама поддержки и указатель в одном флаконе. В районе Чертаново пиццерии и суши-бары вешают свою печатную рекламу на ручки квартирных дверей в жилых домах, доставляя красочное меню до потенциального потребителя, выуживая его такой вот мелкоячеистой сетью.

Как говорится, процесс пошел... Но все же еще как-то робко. Хотя будущее у ресторанов, скорее всего, именно за рекламой поддержкой. И этот сегмент в их рекламных бюджетах будет только возрастать. Поэтому я и привел тут такой большой кейс видов этой рекламы. Потому как простор такой рекламы ограничивается лишь креативными способностями самого рекламщика и пониманием ресторатора, что поддерживающая реклама это уже производственная линия, а не прихоть.

Юрий Борисов, креативный PR-директор PR2B Group, кандидат исторических наук
Advertology.Ru

01.11.2009

на печать


Комментарии

02.11.2009 12:33 | сообщение #1
 

Отличный исторический экскурс. Замечательные аналогии с Троцким. А вот все, что дальше - под ооочень большим вопросом.
Рестораны при гостиницах активно рекламируют шеф-поваров, которых обычно приглашают откуда-нибудь из далека. И т.д. по тексту.
Наружная реклама для несетевых заведений (если щит находится не прямо рядом с заведением) - не самый лучший пример расходования бюджета. А вот проведение pr-мероприятий (читайте - тематические дни в заведении, приглашение звезд и т.п.), приглашение на подобные мероприятия представителей СМИ и информирование постоянных клиентов о подобных мероприятиях - такой подход поможет заведению развиться и найти свою постоянную благодарную аудиторию.
Сезонные смены меню, кстати, тоже являются прекрасным информационным поводом. Не говоря уже об увеличении среднего чека при замене обычного текстового меню на меню с фотографиями блюд. И т.д. и т.д. Долго и прибыльно ;)

илья баранов
02.11.2009 17:15 | сообщение #2
 

отношение автора к обжоркам и обзор медийных программ в электричках это конечно интересно, но специфика рекламы ресторанов (если таковая имется) не раскрыта.

Бигмачник
04.11.2009 18:17 | сообщение #3
 

Судя по фото автора, он регулярно посещает рестораны - рестораны. Но ведь есть еще франшизные фастфуды. Они как продвигаются, это тоже важно! И... В бигмачных не отравишься! Мы нормально кормим!

Бигмачник
04.11.2009 18:19 | сообщение #4
 

Автор явно чего то не договаривает. Может, при личной встрече расскажет?

Irina Brive
29.06.2010 16:53 | сообщение #5
 

Забавно... А в чем же, интересно, особенность рекламы ресторанов, если любое общественное заведение использует наружную рекламу во всем ее многообразии...
По моему мнению, отличительные особенности рекламы ресторанов (и отелей, кстати) проявляется в интернет-рекламе, печатной рекламе и в публикациях рекламных модулей в журналах.
Существует куча служб (типа "101", "ресторанный рейтинг", "ресторанный гид" ...), сайтов (типа inout.ru и resto.ru ...), журналов и каталогов, а также премий и конкурсов в данной индустрии - продвигайте сколько угодно любого типа общепит! + возможность проведения фестивалей и недель (сыров, вина, граппы, морепродуктов и всего, чего угодно) в ресторане, приглашенные шеф-повара, новые блюда в меню...
Автор, в целом, неплохой историк, но рекламист весьма ..... неосведомленный (скажем так...)

revold
29.07.2010 16:18 | сообщение #6
 

Совершенно согласен с Ириной.... Есть особенности в интернет продвижении - это несомненно!

Петрович
20.06.2011 12:44 | сообщение #7
 

Еще мне понравилась статья о
рекламе ресторанов
http://www.pr2b.ru/restaurants/
и нейминге кафе
http://www.pr2b.ru/kak_nazvat_cafe_caffee_naming_brand/
- из того же источника

Петрович
20.06.2011 12:48 | сообщение #8
 
DrVlad
23.06.2011 13:11 | сообщение #9
 

Еще приятная статья о рекламе ресторанов - http://www.pr2b.ru/sectoral-approach/restaurants/

Лиза
09.02.2016 14:22 | сообщение #10
 

Попробуйте ресурс на тему индустрия отдыха для продвижения ресторана: habclub.ru

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

22.12.2025 - 14:31
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация