"Мы хотим сделать патриотизм модным" - Руслан Соколов
Даже добровольно отказавшись от значительной части телерекламных бюджетов.
– Как получилось, что вы, человек из большого бизнеса, вполне успешного, не имеющего отношения к медиа, стали руководителем военно-патриотического канала "Звезда"?
– С Минобороны я достаточно плотно сталкивался по роду своей прошлой деятельности: "Ингосстрах", где я работал в должности старшего вице-президента, страхует в том числе и Министерство обороны. По этой работе мы были знакомы с генералом армии, статс-секретарем и замминистра обороны Николаем Панковым. Он меня и пригласил на "Звезду" чуть больше года назад. Сначала я работал в качестве советника генерального директора (тогда им еще был Сергей Савушкин) по коммерции и финансовым вопросам и был членом совета директоров "Звезды". А уже осенью, вследствие реорганизации медиагруппы "Звезда", куда сейчас входят телеканал, радио, интернет-портал, кинокомпания и рекламное агентство, мне сделали предложение возглавить ФГУП ЕТРС ВС РФ. В первые полгода работы на "Звезде" понял, как все это устроено и как это можно сделать эффективным механизмом. Втянулся. Оказалось, что медиабизнес очень интересная сфера деятельности.
– Политические установки Минобороны не смущают? "Звезду" относят к числу медиаресурсов первого вице-премьера, бывшего министра обороны Сергея Иванова, одного из основных преемников на президентский пост в 2008 году. Именно он два года назад активно лоббировал создание "Звезды", написав в правительство письмо с требованием создать новый общенациональный канал.
– Ни тогда, когда я только пришел на "Звезду", ни сейчас, когда я стал ее руководителем, передо мной никто не ставил никаких политических задач. Конечно, я, как и все, прекрасно знаю, что в 2008 году будут президентские выборы, и интуитивно понимаю, что этот процесс может означать какой-то масштаб задач. Разумеется, я понимаю, судя по тем бумагам, которые я получаю, что все решения по "Звезде" согласуются с первыми лицами в Минобороны. Но считает ли Сергей Иванов "Звезду" своим ресурсом, мне об этом ничего не известно.
– А новый министр обороны Анатолий Сердюков уже как-то проявлял интерес к медиаресурсу военного ведомства?
– Я с ним еще не общался. Думаю, что владельцу канала – Министерству обороны – при любом руководителе ведомства такой актив, как целая медиагруппа, очень даже не помешает, и вряд ли в связи со сменой руководства канал заставят как-то пересматривать цели и задачи.
– В феврале 2005 года "Звезду" презентовали очень пышно: собрали в "Останкино" политиков и общественных деятелей, устроили торжественный прием в Театре армии. А то, что потом показывали в эфире,– сплошной хаос, который и в идеологии-то упрекать не приходится, ее там нет. Реклама на канале за это время так и не появилась. Доля "Звезды" на рынке – 0,4%, то есть фактически канал в руинах. В начале года прежнее руководство все-таки сменили, и сейчас "Звезда" снова фактически запускается с нуля. То есть все, в том числе вложенные за два года средства, прошло фактически впустую?
– Сегодня мне комментировать тот этап, который был запущен прежним менеджментом, некорректно. Наверняка были какие-то ошибки. Сразу хочу сказать, что деньги, которые выделяло "Звезде" ведомство, "в никуда" не уходили. Они шли прежде всего на закупку современной техники, на устройство своего собственного телевизионного центра, который находится в нашем здании и уже с конца февраля вещает в тестовом режиме, а с 9 мая мы планируем начать из него собственное полноценное вещание. Сейчас наступил новый этап развития: полностью поменялся топ-менеджмент канала. Пришло немало профессионалов высокого уровня. В первую очередь информационной политикой у нас занимается Григорий Кричевский, канал возглавил Илья Удачин. На работу над интернет-порталом мы пригласили молодого, но профессионального журналиста Дмитрия Коровина, он работал в пуле у Глеба Павловского. Будет новый главный редактор и программный директор, управляющий состав. Я не могу называть всех имен, потому что будет некорректно, если руководители ряда каналов, откуда мы берем людей, узнают об их новом месте работы из газет.
– Новые задачи, да еще в период выборов, требуют новых вливаний в канал. Прежний гендиректор "Звезды" Сергей Савушкин заявлял Ъ, что бизнес-план канала в 2006 году потребует $60 млн. Каковы сейчас ваши финансовые планы?
– Что касается заявлений прежнего менеджмента, то я не могу их комментировать. Но сумма, которую вы называете, совсем не соответствует действительности. За все существование канала – за два года – денег, потраченных каналом, и то будет меньше как минимум в два раза. На 2007 год у нас есть бюджет очень приблизительный, поскольку именно сейчас составляются бизнес-планы и идет полномасштабный процесс реструктуризации компании.
– Но каковы сейчас ваши источники финансирования, сколько денег вам выделяет Министерство обороны?
– Из Минобороны мы в ближайшее время получим порядка 300 млн руб. на 2007 год. Это деньги, которые мы планируем вложить в развитие контента всей медиагруппы, а не только канала. Сейчас в медиагруппе бюджет переходного периода, который составляет порядка 25 млн руб. Но это без учета контента, который был куплен еще в предыдущем году. Самая затратная часть, как и у всех телекомпаний,– это создание сети. Пока мы потратили на это около $10 млн. Но это деньги из внебюджетных источников – различных фондов и благотворительных организаций, связанных с Минобороны.
– А что это за фонды, связанные с Минобороны, которые финансируют развитие "Звезды"?
– Внебюджетные средства мы напрямую не получаем, они идут через военное ведомство. Я не знаю, как это конкретно происходит, потому что это взаимоотношения наших учредителей.
– И какова сейчас региональная сеть "Звезды"? Во что именно были вложены $10 млн?
– Сейчас мы вещаем в 71 регионе, не считая двух столиц – Москвы и Санкт-Петербурга. Не скрою, в большинстве случаев вещание "Звезды" идет через сетевых партнеров. Но в трех регионах у нас собственные частоты, которые мы выигрывали на конкурсах. В том числе и в Москве. К тому же мы наконец вошли в столице в кабель, совсем недавно подписали договор с "Мостелекомом". Собственно, $10 млн, которые мы получили через Минобороны, пошли на оплату этого контракта. По графику в 2007-2008 годах у нас будет подключено 2 млн абонентов. Кроме того, мы подписали договор о вхождении в сети "Телеинформа" (480 тыс. абонентов), АКАДО (около 180 тыс. абонентов). Мы уже вошли и в пакет "НТВ-плюс". Совсем недавно подписали договор о вхождении в кабельные сети Санкт-Петербурга. По плану развития "Звезды" к декабрю 2007 года мы должны покрыть 100% Питера и 75% Москвы.
– И вы такое расширение региональной сети по срокам тоже никак не связываете с приближающимися выборами?
– Зря вы все подводите к политике! План развития канала у нас сейчас – на ближайшие два года. И надо понимать, что вывести канал на серьезные мощности за год до 2008 года все равно очень сложно.
– Не секрет, что частоты "Звезде", полученные в прошлом году через конкурсы, достались во многом благодаря статусу канала и покровительству Минобороны. Ъ несколько раз писал о том, и наши источники в Минобороны и Росохранкультуре это подтверждали, что вам будет предоставлен специально разработанный пул частот, около 50, и что весной он будет выставлен на конкурс.
– Мне об этой истории ничего не известно. Я сам тесно взаимодействовал с Росохранкультурой. Нам действительно шли на встречу и помогали прежде всего в быстром оформлении лицензий на кабельное вещание в Москве и Санкт-Петербурге. А все эфирные частоты, которые получала "Звезда", были не в обход закона: мы честно шли на конкурс и побеждали. А про пул частот под "Звезду" – такого я даже не слышал. Мы сейчас разрабатываем специальную программу регионального развития, в том числе и по частотам. Но у нас нет никакого наследства в виде разработанного пула частот, которые бы для нас готовили военные или гражданские связисты. А во всех конкурсах мы по-прежнему будем участвовать на общих основаниях.
– Вы сказали о больших переменах на телеканале "Звезда": какой будет новая концепция?
– В этой части были проблемы. Но концепцию в целом, конечно, оставим прежней: как и написано у нас в лицензии, "Звезда" будет военно-патриотическим каналом. На сегодняшний день принята концепция с понятной аудиторией – мужчины 18-35. Ну и даже до 45.
– Раньше такими понятиями, как "аудитория", на "Звезде" вообще никто не оперировал.
– К сожалению, так и было, и я не понимаю, почему таких понятных вещей никто не говорил. Ядро "Звезды" мы видим где-то между 25-35 годами. Так, чтобы аудитория захватывала и призывников, и мужчин активного возраста, которые уже чего-то добились и умеют принимать решения.
– И чем же при общем снижении интереса к телевидению вы хотите привлечь к экранам самую востребованную рекламодателями аудиторию?
– Мы хотим сделать патриотизм модным. Разрабатываем идеи и стараемся найти формы, которые бы аудитория нашла для себя интересными. Я сам служил в армии два года солдатом, и многое во мне формировалось благодаря "Служу Советскому Союзу". У меня немало приятелей из большого бизнеса, которые очень тепло вспоминают годы армейской службы.
– Но есть немало и других воспоминаний, и нынешних армейских реалий, которые отнюдь не оптимистичны. И все-таки, что предложите своей целевой аудитории?
– У нас сохранится кинопоказ, в том числе и советский, и зарубежный. В прошлом году мы купили на два года права на советское кино из библиотек "Мосфильма", "Ленфильма", студии Горького. Мы провели определенные исследования, и именно фильмы на нашем канале наиболее востребованы и популярны.
– Отечественное кино действительно имеет у вас на канале самые высокие рейтинги, но его смотрит другая аудитория, пожилая. Неужели вы думаете, что молодых, активных мужчин можно увлечь старыми советскими фильмами?
– А зря вы так думаете! И фильмы разные, и люди разные. Многим, кстати, очень нравятся фильмы, которые они смотрели в своем детстве и юности. Мы будем предлагать и авторские передачи, и ток-шоу, и качественную документалистику, которую будем делать силами собственной продакшн-компании, и, конечно, выпуски новостей.
– И на какую же долю аудитории на рынке с таким набором программного продукта вы рассчитываете?
– До конца 2007 года мы рассчитываем получить 2% зрительской аудитории в регионах, где мы вещаем.
– Но это слишком серьезный рывок. Сейчас такие позиции у давно сформированных каналов: ТВ-3, DTV, "Домашний". По 1,5% в среднем у MTV и "Муз-ТВ". Причем рост многих из них замедлился. Вы реально оцениваете свои возможности?
– Мы понимаем, насколько серьезна эта задача, но у нас есть все возможности, чтобы осуществить такой рывок. Мы сейчас чистим и меняем сетку вещания, закрыли ряд программ, какие-то модернизируем, готовим несколько премьер к новому сезону, в который хотим войти полностью обновленными. Конечно, часть эфира будет патриотической, но будут и программы, нацеленные на коммерческую отдачу, на рейтинг.
– А коммерческая отдача в виде рекламы на канале все-таки появится?
– Пока рекламы нет. Но в новом сезоне она обязательно будет, и это тоже одна из приоритетных задач.
– На одной из первых пресс-конференций генерал армии Николай Панков категорично заявил, что на "Звезде" не будет рекламы иностранных товаров, а будут только отечественные производители и что активное место среди них займет реклама предприятий ВПК. Парфюмерия для мужчин Gillette попадет под табу Минобороны?
– По установкам учредителей "Звезды" на нашем канале будет демонстрироваться реклама только российских производителей. И думаю, что коммерчески это и нам, и им может быть выгодно. Мы же понимаем, что пока не интересны для больших агентств типа "Видео Интернешнл".
– Но эти диковатые для рынка ограничения Минобороны будут тормозить коммерческое развитие медиагруппы.
– Думаю, что мы найдем выход из сложившейся ситуации. Но запускать рекламу прямо сейчас для нас все равно неэффективно – с нынешним контентом и таким состоянием канала, а мы отдаем себе в этом отчет, мы много не заработаем. Да и реклама будет низкого качества. И все это может подорвать и рейтинг, и репутацию канала в дальнейшем. В новом сезоне с учетом расширения географического охвата у нас появятся первые ролики, в том числе будет реклама наших партнеров – Сбербанка и Внешторгбанка.
– Эти банки вас кредитуют или они в числе ваших будущих акционеров? Разговоры о том, что пул государственных банков в качестве "общественной нагрузки" может купить у Минобороны пакет "Звезды", на рынке ходили давно.
– Сейчас ни о какой продаже акций "Звезды" речь не идет. Но ФГУП на сегодняшний день стоит в планах на акционирование на 2008 год. Он будет преобразован в ОАО со 100-процентным участием государства. А со Сбербанком и Внешторгбанком – у нас просто стратегические договоренности о взаимовыгодном сотрудничестве. Мы показываем их ролики, а в случае необходимости какие-то краткосрочные кредиты, конечно, взять у них можем.
– Были заявления о том, что АФК "Система" купила у НТК "Звезда" 25% акций. Об этом заявлял Ъ возглавлявший тогда канал Сергей Савушкин. Подтверждали это и в "Системе". Но спустя месяца два обе стороны эту сделку опровергли.
– АФК "Система" в структуре собственности не было и нет. Они не были нашими акционерами, просто мы подписали с ними соглашение о сотрудничестве. И это не единственное соглашение, которое есть у медиагруппы с разными коммерческими компаниями и с государственными ведомствами. Подобные соглашения есть у нас и с "Ингосстрахом", и с МВД, и с другими компаниями. Таким образом мы пытаемся расширить зону нашего сотрудничества. К слову сказать, один из руководителей МВД будет вести у нас на канале ток-шоу. Но раньше времени подробности раскрывать не буду.
– А "Связьинвест" является владельцем 5% акций "Звезды"?
– Да, этот пакет акций у них. Кроме того, они наши стратегические партнеры во многих областях.
– Как вообще сейчас выглядит структура собственности медиагруппы, вы обмолвились, что сейчас идет полная реструктуризация компаний?
– Во главе всего стоит ФГУП ЕТРС, который будет являться управляющей компанией, и ей принадлежит 75% акций каждого из юридических лиц, входящих в компанию. Сейчас это НТК "Звезда", радио "Звезда FM", интернет-портал, информационная служба, кинокомпания и рекламное агентство. По форме собственности все они либо ОАО, либо ООО. Все они уже созданы, и сейчас идет их регистрация. 25% акций каждого из этих подразделений будут аккумулированы на одном юридическом лице в рамках медиагруппы для привлечения стратегических инвесторов как для всей группы, так и для любого конкретного юридического лица.
– Уже есть конкретные переговоры по продаже этих пакетов, кто-то проявляет интерес?
– Пока это делать преждевременно. Сначала надо развить компанию, показать результат, который может быть интересен рынку и потенциальным инвесторам. Эти акции будут как бы лежать в банке, на депозите. Потому что сейчас это все стоит копейки, а со временем будет стоит гораздо дороже.
– Новости и кинопроизводство – самые дорогостоящие вещи. То, что вы их вывели в отдельные подразделения, в первую очередь новости,– это амбиции Григория Кричевского или таково их стратегическое назначение в медиагруппе?
– Григорий Кричевский очень сильный профессионал и, прежде чем принимать решение о переходе на "Звезду", долго думал. И ни он, и никто другой из тех, кто сейчас пришел на канал, не бежал сюда бегом. Для всех это серьезный шаг. А вывод новостей в отдельную структуру – оптимальная форма управления компанией. Кричевский должен принимать оперативные решения и иметь прямой выход на руководителя ФГУП. Кроме того, он руководит не только информслужбой на телеканале, где у нас пока только два выпуска, но не исключено, что их будет и больше, а во всей медиагруппе – и на радио, и в интернет-портале. Что касается кинокомпании, то пока мы будем снимать кино для себя. А потом не исключаем работы и для рынка в целом. Все, что будет сделано кинокомпанией для нас, будет сделано в рамках того бюджета, который выделен на контент, это касается и функционирования новостей. Все, что касается остальной деятельности кинокомпании, она будет вестись из собственных привлеченных средств. Возглавляет кинокомпанию Татьяна Ромарева, которая была одним из руководителей достаточно крупной кинокомпании "Слово".
– Остается сильное ощущение, что все эти перемены направлены на то, чтобы привести "Звезду" в пристойный вид и в таком ликвидном варианте сделать более значимым медиаресурсом в предстоящей политической борьбе на выборах.
Интервью взяла
личное дело
Соколов Руслан Александрович
Родился 6 декабря 1967 года в Москве. Закончил Российский новый университет по специальности "финансы и кредит", затем Российскую академию государственной службы при президенте Российской Федерации по специальности "право". С 1997 по 2003 год работал в АКБ "Проминвестбанк": член совета банка, затем заместитель председателя правления. С 2004 по 2006 год старший вице-президент ОСАО "Ингосстрах". В сентябре 2005 года стал советником генерального директора ОАО "Национальная телекомпания 'Звезда'" по финансовым вопросам, а также вошел в совет директоров телекомпании. С октября 2006 года руководитель федерального государственного унитарного предприятия "Единая телерадиовещательная система Вооруженных сил РФ". Осенью 2006 года вошел в состав общественного совета при Министерстве обороны. Женат, двое детей.
company profile
медиагруппа "Звезда"
В 2005 году Министерство обороны создает ОАО "Национальная компания 'Звезда'", которое в феврале начинает вещание на 57 ТВК. В течение двух лет Минобороны на базе "Звезды" создает медиагруппу "Звезда", которой будет управлять ФГУП "Единая телерадиовещательная система Вооруженных сил РФ". Кроме телекомпании "Звезда" в медиагруппу входят военно-патриотическая радиостанция "Звезда FM", интернет-портал www.tvzvezda.ru., кинокомпания и рекламное агентство. 75% всех компаний принадлежат ФГУП, которое, в свою очередь, контролируется Министерством обороны, а оставшиеся 25% акций в настоящий момент находятся на депозите, для предложения сторонним инвесторам. 5% акций НТК "Звезда" принадлежит компаниям "Связьинвеста". Медиагруппа финансируется из бюджетных и внебюджетных источников Минобороны: в 2007 году телеканал "Звезда" получил $10 млн на развитие сети и еще 300 млн руб. получит на развитие контента. Медиагруппа имеет собственный телевизионный телецентр.02.04.2007
Комментарии
Написать комментарий