Риски и возможности

Действуй локально

Действуй локальноВ чем сила мировой сети? Прежде всего, в стандартизации, одинаковости всех основных элементов: стиля, товарного предложения и т.п. Но когда сеть разрастается до десятков тысяч заведений, но становится непонятным – зачем совершенно разным людям в разных странах одинаковый стиль? А если нет одинаковости, то размывается бренд. Ответы на внешне неразрешимые вопросы дает, как и всегда, практика.
"Самое красивое в Риме - "Макдоналдс". Самое красивое в Париже -  "Макдоналдс". Самое красивое в Лондоне - "Макдональдс"".
Энди Уорхолл

Если верить последнему рейтингу Interbrand стоимость бренда McDonald's составляет около $27,5 млрд. По уровню эмоциональной привязанности (а это, как нас учили, одна из важнейших составляющих бренда), выраженному в финансовых показателях закусочная быстрого питания опережает и автомобили "Мерседес", и финансовые услуги City, не говоря уж о легендарных Marlboro, BMW, Gillette и Apple. Неужели в немудреном сервисе фаст-фудовской забегаловки заложена столь великая идея? Ведь, несмотря на видимую простоту бизнес-схемы, никому из последователей и конкурентов так и не удалось не то, что превзойти, но даже приблизиться к веселому клоуну – в списке ТОП-100 Interbrand нет ни одной сети быстрого питания. Если у лидера списка брендов - Coca Cola – есть, по крайней мере, секретный состав напитка, то сохранить в тайне рецепт приготовления гамбургера, право, невозможно, нелепо даже думать об этом. В чем тогда секреты мастерства создателей этого бренда? Разумеется, у меня нет ответа на этот вопрос. Но есть некоторые наблюдения.      

Мне, разумеется, приходилось бывать в заведениях McDonald's за границей – в банальных бытовых ситуациях, когда командировочному требовалось быстро и дешево поесть. Главной причиной выбора именно этой сети была ее высокая известность, подкрепленная стандартностью меню. Когда объяснения с персоналом на местных наречиях (а других они не знают и знать не хотят) вызывают затруднения, именно этот выбор кажется оптимальным. Впрочем, сами заведения, действительно, внешне похожи на московские как близнецы, неожиданностей не ждешь. Значит, McDonald's ориентируется на тех, кто случайно проходит мимо? Полноте, построить в индустрии питания бизнес мирового масштаба, ориентируясь лишь на "приезжих", невозможно. Но что в противном случае может сделать McDonald's? Лишь экономить на масштабах, если удастся существенно опередить конкурентов в размерах. И, разумеется, придется считать каждую копейку в какой бы валюте она не номинировалась. Поскольку на качестве еды не сэкономишь, то она должна быть одноообразной (стандартной), а ассортимент сужен до предела. Это, в свою очередь, означает опору, прежде всего, на консервативную часть потребителей, а, следовательно, возникнут проблемы при осваивании новых территорий. При всем этом, доступные маркетинговые инструменты крайне ограничены (экономия во всем!) и рискованны. Например, чистые туалеты вместо укрепления лояльности, легко могут превратить McDonald's  в "сеть бесплатных туалетов". В итоге, получается замкнутый круг: лидерство жизненно необходимо, но чтобы сохранить его, надо все время расти. Согласитесь, это напоминает пирамиду со всеми свойственными ей рисками. Однако, несмотря на все перечисленные и подобные им аргументы и риски, McDonald's продолжает не только развиваться, но и развиваться успешно – за последний год стоимость его бренда выросла на 6%, т.е. выше роста мировой экономики в целом. Разгадка "парадокса", как мне кажется, в том, что реально сеть McDonald's вовсе не такова, какой ее часто представляют. Она вовсе не столь однородна, как кажется и за рекламным фасадом скрывается много тонких нюансов. Неделю назад я наблюдал в одном из лондонских заведений картинку, прямо скажем, сильно отличающуюся от "стандартной".

Станция лондонской подземки с непроизносимым для россиянина названием Earl's Court расположена в небогатом районе. Тут многолюдно, в ближайших домах живут, по-нашему, "гастарбайтеры" - выходцы из стран ЮВА. Они здесь живут, а многие и работают в расположенных неподалеку небольших и недорогих гостиницах, кафе, магазинчиках. Тут же расположены и заведения "грандов" фаст-фуда - McDonald's, KFC, Burger Kings, Subway. Сказать, что конкуренция между ними жесткая – ничего не сказать. И в этой ситуации McDonald's изменился! Из привычных атрибутов остались, пожалуй, лишь обычное меню и оформление стойки. Новаций куда больше.

Общая площадь лондонского заведения примерно та же, что и среднего московского. Однако часть столиков отдана под… компьютеры. Фактически, McDonald's стал интернет-кафе. Эта услуга востребована – почти все "компьютеризированные" столики заняты, стоимость услуги среднерыночная для здешних мест 1 фунт в час. Другое отличие – в том, что главная цель посещения этого заведения  не в том, что бы поесть, а (нет, не угадали, туалет тут, к слову, "убитый", совсем не то что в Москве), а просто посидеть в тишине (в заведении нет музыки!), почитать газету. Заметим – посидеть без компании, одному. К такого рода образу жизни более других склонны небогатые эмигранты. У них нет ни возможности, ни желания отдавать 1,5 – 2,5 фунтов за чашку кофе в приличной кофейне. Как нет, впрочем, и желания, их вполне устраивает "фирменный", давно знакомый им еще с родины красно-желтый веселый стиль. McDonald's снова нашел свою целевую аудиторию и сделал ей предложение, от которого она не может, да и не хочет отказываться. В нужное время, в нужном месте и по нужной цене.     

Дмитрий Фролов
Advertology.Ru

03.10.2006

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

20.04.2024 - 04:47
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация