Интервью

Customer Experience – новый маркетинг?

Customer Experience – новый маркетинг?

Наринэ Фатыхова, директор по маркетингу и коммуникациям Группы ЧТПЗ, рассказала, что такое Customer experience, как привести к единому знаменателю ожидания и реальность, и почему промышленности необходимо работать над качественным управлением клиентским опытом.        

Сегодня все чаще можно услышать о Customer Experience. Расскажите, что это такое и почему это важно.

В буквальном переводе Customer Experience — это клиентский опыт, впечатления, которые получает клиент при общении с компанией: от коммуникаций бренда до доставки продукции.  Стратегия клиентского сервиса состоит в том, чтобы изучить этот опыт и понять, как можно им управлять. Для этого исследуется весь путь потенциального клиента,  начиная с того, как он осознает потребность в продукте, и заканчивая условиями доставки, возврата и т.д. Для крупных компаний эта работа особенно важна, очень часто детали пути клиента не знает никто. Каждый специалист ведет свой этап прохождения заказа и слабо представляет трудности, с которыми сталкивается клиент до или после. Между тем, в несогласованности этих этапов часто кроется причина плохого впечатления о компании в целом.

Здесь есть один нюанс: негативное впечатление не означает отказ. Сделка может состояться, покупатель будет доволен качеством и ценой. Но из-за бюрократических проволочек и непрозрачного сервиса в следующий раз он обратится к конкуренту. Чтобы снизить процент этих ситуаций до минимума, мы занимаемся изучением клиентского опыта, ищем реальные «провалы» и способы их исправить.        

А насколько актуальна эта стратегия для промышленных предприятий, где круг клиентов довольно узок, а конкурентов крайне мало? Почему нельзя продавать «по старинке»?    

Изначально над управлением клиентским опытом стали задумываться компании, работающие в высококонкурентной среде — банки, мобильные операторы, торговые сети, отели и т.д. Как раз те, кто имеет дело с массовым потребителем, и в случае возникновения проблем рискует получить большое количество негативных отзывов. В промышленности ситуация иная: здесь репутация компании держится скорее на качестве продукта и цене, сервис же долгое время имел второстепенное значение, потому что есть постоянные потребители, мало конкурентов.

Но даже неторопливый промышленный рынок не стоит на месте. Уже сегодня крупным производителям приходится конкурировать не только между собой, но и с мелкими частными компаниями, где путь к оформлению сделки бывает проще и короче.

Какие проблемы типичны для этого рынка? Долгое оформление сделок, большое количество инстанций, зачастую важная информация не доходит до человека, способного принять решение. На мой взгляд, чтобы сохранить конкурентоспособность, компаниям важно перейти от схемы B2B к B2P — т.е. к маркетингу, адресованному конкретному представителю другого бизнеса

Какое подразделение в компании функционально должно заниматься управлением клиентским опытом?

Принимая во внимание тот факт, что в эпоху экономики впечатлений важно, чтобы каждый сотрудник компании был вовлечен в создание ценности для клиента, правильно было бы сказать, что вся компания отвечает за управление клиентским опытом. Необходимо создать профильное подразделение, которое будет обеспечивать устойчивый рост уровня удовлетворенности клиентов компании, задавать стандарты обслуживания и контролировать соответствие бизнес-процессов. Функционал должен включать управление брендом, разработку digital-продуктов, клиентскую аналитику, выявление потребительских предпочтений, поведенческую сегментацию, управление взаимоотношениями с клиентами, разработку и  внедрение новых сервисных моделей, оптимизацию бизнес-процессов, внедрение новых каналов продаж, например, e-commerce. Кроме того, подразделение должно отвечать за создание единой точки входа в компанию и ее управление. Сегодня омниканальность становится необходимостью, поэтому управление контакт-центром также должно быть в функционале данного подразделения.  

Есть ли CustomerExperience в Группе ЧТПЗ

В Группе ЧТПЗ это подразделение работает уже не первый год. За это время  проведены систематические исследования по удовлетворенности клиентов CSI, NPS, создан единый контакт-центр, позволивший сократить количество пропущенных входящих звонков с 40% до 0,1%. Сделаны первые шаги по развитию омниканальности — клиенты могут выбрать удобный канал для себя: мессенджеры, онлайн-чат или почту. В связи с этим доля принятых обращений увеличилась до 99%. Запущен новый, более ориентированный на клиентов сайт, с удобным каталогом, и внедрен e-commerce, затраты на создание которого уже окупились. Мы начали анализировать причины оттока клиентов, внедрять современную CRM-систему и строить сквозную клиентскую аналитику. В 2019 году мы запустили масштабный проект по построению карты пути клиента (CJM), который реализовываем c международной исследовательской компанией Ipsos.  На основе CJM будет разработана поведенческая сегментация, которая станет основой сервисных моделей. Это революционный подход для промышленности! Группа ЧТПЗ всегда отличалась яркостью, инновационностью и смелыми решениями, поэтому Белая металлургия - философия преображения – появилась именно в такой компании.

С какими трудностями вы сталкивались на пути внедрения Customer Experience в тяжелой промышленности?

Как я уже говорила, эту стратегию нельзя ввести отдельно, для этого требуется перезагрузка всей компании. Тем более, процессы, которые легко организовать в сегменте B2С, например, прозрачность всего пути прохождения заказа, в промышленной сфере устроены намного сложнее.

Мы поняли, что невозможно построить клиентоцентричные процессы, не совершенствуя корпоративную культуру. Ведь для этого каждый сотрудник должен понимать значение своего вклада в создание ценности для клиента. Необходимо выработать стандарты обслуживания внутри подразделений, создать атмосферу уважения и доверия в компании. Группа ЧТПЗ много вкладывает в обучение сотрудников и в развитие благоприятной рабочей среды. В сентябре мы запускаем проект «Карма Белого металлурга», благодаря которому каждый сотрудник при взаимодействии с другими подразделениями сможет оценить уровень клиенториентированности внутреннего поставщика услуг. Мы считаем, что проект поможет сотрудникам осознать собственную ценность для компании и для клиента, а также построить процессы на основе критериев клиентоцентричности, привязанных к KPI подразделений.

Безусловно, клиентоцентричная трансформация требует массы усилий и финансовых вложений, но в итоге она важна не только в борьбе за клиента. Благодаря автоматизации и цифровизации, улучшению логистики, налаживанию эффективных связей между подразделениями, компания начинает работать как единый организм. Соответственно, снижаются затраты на внутренние процессы, растет маржинальность бизнеса. Поэтому, чем раньше начнется неизбежный процесс трансформации, тем быстрее можно получить конкурентные преимущества.  

Как вы думаете, несмотря на все трудности, можно ожидать, что по пути  клиентоцентричной трансформации пойдут и другие промышленные предприятия? У нее есть будущее?

Рано или поздно переход к клиентоцентричной модели неизбежен для всех, кто хочет оставаться на плаву. Сегодня многие продолжают пользоваться наследием СССР, которое включает не только производство, но и пул клиентов, однако это время подходит к концу. В этой связи вспоминается притча о лесорубе, который очень медленно работал тупой пилой, и на вопрос: «Почему ты не заточишь пилу?», он отвечал: «Мне некогда, мне надо работать».

10.09.2019

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

"Азбука вкуса" в новой городской рекламе предлагает нам..."Азбука вкуса" в новой городской рекламе предлагает нам...
Нам придется искать и находить трюфели, а то мы слишком засиделись за компьютерами.
Бесконечные переименования стирают у москвичей память места и чувство...Бесконечные переименования стирают у москвичей память места и чувство...
Во вторник власти Москвы решили, что «Шереметьевской», «Рубцовской» и «Стромынки» на карте метро Москвы не будет. А Карачарово, Крюково и еще трем десяткам станций, ставшим частью МЦД, дадут другие названия.
Как использовать потребительские тренды в туризме и маркетинге...Как использовать потребительские тренды в туризме и маркетинге...
Опрос Ipsos показал: путешествия важны для благополучия россиян, но туризму сложно конкурировать с другими статьями расходов. Выиграть в этой борьбе помогут учет потребительских трендов, ориентация на опыт путешественника и маркетинг впечатлений.
Почему в разгар гастрономического бума никто не хочет покупать...Почему в разгар гастрономического бума никто не хочет покупать...
Некогда главную марку русской кухни выставили на торги. От таких новостей возникает какая-то прямо-таки ностальгическая, светлая печаль. На московской площадке для торгов продадут два бренда группы «Елки-Палки» — «Елки-Палки экспресс» и «Елки-Палки трактир». Вы еще помните эти рестораны и точки общепита?
Городские власти запретят звуковую рекламу на улицахГородские власти запретят звуковую рекламу на улицах
Интересно, что добились этого муниципальные депутаты Тверского района.Некоторым очень везет. Их окна, которые так хочется держать открытыми этим теплым летом, выходят на людные улицы с множеством магазинов. А на этих улицах с утра до вечера — то есть все рабочее время — ходят люди с мегафонами, призывающие покупателей немедленно зайти и приобрести товар — как правило, недорогой и, как правило, поддельный. Ну или зайти выпить кофе. Или съесть гамбургер — все работающие и живущие на людных улицах несчастны по-разному и от разного.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

14.11.2019 - 12:31
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация