Интервью

Евгений Гришковец: художник не может выполнять никаких условий

Евгений Гришковец: художник не может выполнять никаких условий

17 февраля российскому драматургу, режиссеру и писателю Евгению Гришковцу исполняется 49 лет. И главным подарком себе и зрителям он сделал возвращение своих трех спектаклей, которые зрители не видели с начала нулевых. В интервью Евгений Гришковец рассказал о том, почему не пользуется электронной почтой и как менялся за эти годы вместе со своими зрителями.

– Вы открываете сезон в новом году тремя спектаклями: «По По», «Титаник» и «Дредноуты», которые зрители не видели уже давно. Почему вы решили вернуться к ним сейчас, и еще сразу ко всем трем?

– Да, действительно, с 2009 года эти спектакли я исполнял крайне редко. Обычно я привожу зрителям премьеры, «Шепот сердца» и другие. Но тут решил себе на день рождения устроить такой вот подарок. Обычно я на сцене один, а как раз в «Титанике» мало выхожу на сцену. Буду сидеть за кулисами, может быть, даже с бокалом белого вина и просто наслаждаться спектаклем как зритель. А в «По По» играет Игорь Золотовицкий, актер мхатовской школы, чудесный веселый человек. «Дредноуты» для меня тоже особый спектакль: про море, подвиги, про всё, что я люблю. В нем я чувствую себя почти юношей. Словом, набор радостей, который я сам себе могу себе устроить на день рождения.

– Но, наверное, тяжело подряд три вечера на сцену выходить. Справляетесь с нагрузкой?

– Ой, наоборот! Это не нагрузка, а сплошное удовольствие. Как-то раз я почти сутки провел на сцене, играя все свои спектакли, у меня тогда их четыре было, а потом всё закончилось тем, что мы сыграли концерт с «Бигуди». Это был тогда рекорд, потому что я провел на сцене 9 часов 40 минут. К чему я это вспомнил – я опасался этого дня, думал, как я это физически выдержу, оказалось – выдержал. Ну, устал физически. Вообще это был хороший день: я отключил телефон, у меня не было никаких ненужных разговоров и неприятных встреч, бессмысленного просмотра интернет-информации, и я занимался только любимым делом. В итоге я физически устал, но прекрасно себя чувствовал, и всё было чудесно.

– Не любите разговаривать по телефону?

– Раньше, когда известность только укреплялась, у меня было два телефона и оба беспрерывно звонили. Я гордился и радовался, что всем нужен. Сейчас телефон помалкивает, и я считаю, что это – достижение. Я всех приучил не звонить мне по пустякам, не дергать, лучше написать сообщение. От электронной почты и компьютера вообще отказался. От телефона отказаться не могу, потому что у меня есть пожилые родители, трое детей, а мне приходится полжизни проводить на гастролях и я должен оставаться на связи с ними. Но дома я телефон отключаю. Знаете, когда телефоны только появились в Великобритании, то звонить друг другу без предупреждения было верхом неприличия. Всё равно что явиться в гости без приглашения. Люди телеграммами предупреждали о том, что будут звонить. Мне кажется, что это очень правильно. Ведь из-за появления мобильников в мире увеличилось количество лжи. Мы беспрерывно говорим мелкую неправду: почему опаздываем, где находимся.

– Вот вы сказали, что отказались от компьютера, а как же вы пишете свои произведения?

– Ручкой на бумаге. А потом диктую, что написал. На клавиатуре печатать не умею и не хочу учиться. У меня свой способ работы: я пишу с определенной скоростью в привычном ритме. Я не говорю, что писать на бумаге лучше, чем набирать на клавиатуре. Кто-то вообще забыл, как ручкой писать. А я – так. Марк Твен работал только на пишущей машинке, а он чудесный писатель. Кстати, он был первым в мире писателем, кто стал сразу набивать текст на машинке. А были современные ему авторы, которые писали гусиными перьями и которых никто не помнит, потому что писали отвратительно. Способ письма – это не показатель таланта. Просто каждый выбирает свое.

– Но вы же были очень популярным блогером в ЖЖ?

– Так и туда я диктовал. Я сам никогда не прикасался к клавиатуре, у меня не получается. Если я пишу на клавиатуре, то потом смотрю – это не мой текст получается, синтаксис другой. В соцсети я и не заглядываю. У меня есть дневник в интернете, куда я выкладывают мои записи, как стенгазета, он не интерактивен, и там невозможно оставлять комментарии. Понимаете, это всё занимает много времени, поэтому я от всего и отказался.

– Но многие писатели используют соцсети как площадку для общения с читателями.

– А зачем с ними общаться? Общение писателя и читателя осуществляется путем написания художественной литературы, все остальные способы общения необязательны. И на самом деле не нужны. Даже то интервью, что мы делаем, не нужно, это форма вежливости. И способ прокомментировать свои действия, а комментировать свои действия тоже необязательно. Контакт со мной-человеком ничего зрителям и читателям не дает. Чаще всего только мешает, размывает. Например, человеку нравятся мои книги, а мы с ним познакомились и поссорились. И всё, его отношение к моим книгам сразу изменилось. Мои книги не изменились, просто я-человек помешал читателю воспринимать мою книгу. Или наоборот, человек посчитал себя моим другом и стал относиться к моей литературе поверхностно, он считает себя вправе судить о моей книге как читатель и как друг. Если он выпил со мной рюмку водки, то он считает себя вправе уже советы давать, как мне писать. Это не нужно. И еще важный момент: люди после спектакля подходят взять автограф и удивляются, что я небольшого роста, а на сцене казался больше. Как только зрители или читатели прикасаются ко мне как к человеку, то исчезает чудесное впечатление от моих работ, с этим смешивается что-то от человеческих отношений, даже если мы буквально меньше минуты разговаривали, я просто ему подписал книжку и что-то сказал. Когда я это понял, то сам перестал подходить к артистам или писателям, которых любил с детства. Чтобы не исчезало это впечатление.

– А новости где узнаете, если интернетом не пользуетесь?

– По телевизору. Пришел со спектакля, включил новости, посмотрел, плюнул и выключил. Все врут. А если искать новости в интернете, то это всё равно что пойти на большой рынок за семечками – купишь заодно еще шапку и валенки. Зашел, например, в интернет узнать курс доллара, тут – бах! – и читаешь новости про Тимура и Амура.

– Но на спектаклях вам все-таки приходится более плотно общаться с залом. А ведь за эти годы зрители изменились, а спектакли почти нет. Не пропал интерес аудитории?

– У меня есть постоянная аудитория, с которой мы вместе взрослели, они любят эти спектакли. Но, конечно, мы все меняемся и мир вокруг тоже. Например, я делал спектакль «Шепот сердца», в котором есть смешной фрагмент про то, как человек боится летать на самолетах. Я должен быть играть во Владивостоке, а накануне как раз разбился наш самолет над Синаем. Конечно, я должен был поменять этот кусок. Иначе это было бы безумием. Или вот перед «Дредноутами» я рассказываю о гибели крейсера в Первую мировую, когда погиб экипаж в 300 человек. Тогда это была ужасная трагедия, вся Великобритания носила траур. А сейчас я говорю, что если бы «Титаник» затонул сегодня, то уже на следующий день эта история бы сошла с первых полос в газетах. Мы привыкли к массовым катастрофам, нас уже ничего не будоражит. Даже про самолет уже все почти забыли, никого не интересует расследование. Поэтому мои спектакли меняются ровно настолько, насколько меняется отношение к каким-то событиям. Меняется их интонация. И я сам меняюсь: в 2001 году на сцену выходил человек, которому было 30 лет, а сейчас – которому 40 с лишним. Это разные люди, у них даже тембр голоса разный и знание жизни.

– Кроме книг и театра вы еще были заняты в кино. Сейчас нет планов на новую картину?

– Если только сняться в качестве актера. Это весело, это приключение. А так – не хочу. Я был соавтором сценария и продюсером фильма «Сатисфакция», искал деньги и продвигал этот проект на экран. И мой опыт в этом был настолько отчаянно печальным, что повторить его я не хочу. Добывать деньги – пагубно для художника, а я все-таки художник.

– Художник не должен заниматься финансами?

– Деньги всегда дают с некими условиями. Просто так никто не даст: ни государство, ни частные инвесторы. Но художник не может выполнять никаких условий, кроме одного: сдать к сроку фильм. На содержание же этого фильма никто не должен влиять. А деньги как раз и дают возможность влиять на процесс – тем, кто их дает.

– То есть впечатление от киноиндустрии у вас остались печальные?

– Особенно от общения с отечественными кинопрокатчиками и показчиками. Пять лет назад со своим фильмом я проехал Россию от Сахалина до Калининграда. Меня очень интересовал прокат, так как я хотел, чтобы картину посмотрели по всей стране, а не только в Москве и Санкт-Петербурге. И я быстро обнаружил, что «Сатисфакция» идет только в дневные сеансы по рабочим дням или поздно вечером, когда в зале сидит несколько человек. Мне до сих пор противно вспоминать, как ко мне подходили директора кинотеатров и киносетей и говорили, как им понравился наш фильм, хвалили, спрашивали, когда он выйдет на DVD, чтобы друзьям подарить. Я понял, что тем, кто прокатывает российское кино, абсолютно наплевать, что то кино, которое им нравится, не дойдет до зрителя. Они ради этого палец о палец не ударят. Нет! У них есть рекламный бюджет американских блокбастеров, и им все равно – придут или не придут, они свои денежки уже получили. Пришло много зрителей – еще денег получили. Хорошее кино они будут смотреть у себя дома с семьей и друзьями, а в своих кинотеатрах будут показывать то, что сами терпеть не могут. В этом чудовищная суть нашей прокатной системы. А еще в нашем кино накопилось большое количество профессиональных людей, которым всё равно, что делать, лишь бы была работа. Я убежден, что большинство наших профессионалов будут снимать даже порно, если им хорошо заплатят. Абсолютное, стопроцентное равнодушие. Я терпеть не могу равнодушных людей. Я согласен сниматься в чем угодно, если встречаюсь с неравнодушными людьми, но в кино это большая редкость. В театре таких людей больше, потому что в нем гораздо меньше денег.

– У вас еще и день рождения практически перед спектаклями. Как отмечаете?

– В свой день рождения я обычно езжу к друзьям в Сибирь-матушку. Такой себе подарок делаю. А еще каждый год я собираю своих знакомых и читаю им отрывок из неопубликованного произведения. В день, когда рождается человек, собираются люди, которым я доверяю и могу показать еще не прошедший редактуру, нежный, беззащитный текст. 

Анастасия Рогова ("Известия")
Advertology.Ru

17.02.2016

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

25.04.2024 - 14:24
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация