Анализ рынков

Анализ и прогноз рынка LTE в России

Анализ и прогноз рынка LTE в России

Компания J'son & Partners Consulting представляет результаты исследования «Анализ и прогноз рынка LTE в России».

Коммерческие LTE сети в России

По данным GSA на май 2013 г., в мире насчитывалось 175 коммерческих сетей LTE в 70 странах. К концу 2013 г. прогнозируется, что в 87 странах будет развернуто 248 таких сетей.

Первая коммерческая сеть LTE в России была запущена в начале 2012 г. К марту 2013 г. сеть компании «Скартел» (торговая марка Yota), кроме Москвы и Санкт-Петербурга, покрывала еще 93 города в 27 субъектах РФ. Кроме того, собственные сети в непарном спектре (TDD-LTE) запустили МТС и «МегаФон» в Москве. В основном коммерческие сети LTE сосредоточены в городах европейской части России, и всего несколько городов покрыто в Сибири и на Дальнем Востоке.

По оценкам J'son & Partners Consulting, по итогам 2012 г. число абонентов LTE в России превысило 850 тыс. или менее 1% от мирового показателя (около 100 млн). При этом проникновение 4G в России составило не более 0,4% от количества активных SIM-карт мобильной связи. Рынок фактически монополизирован компаниями «Скартел» и «МегаФон», на которые приходится до 99% абонентов LTE в России. 

 Анализ и прогноз рынка LTE в России

В феврале 2012 г. «МегаФон» заключил соглашение со «Скартелом» о совместном использовании инфраструктуры для развития сетей LTE. Фактически мобильный оператор выступает в качестве виртуального оператора (MVNO) на сети Yota Networks, которая, в свою очередь, использует существующую инфраструктуру «МегаФона». Сотрудничество между двумя компаниями осуществляется в рамках созданного в июле 2012 г. совместного предприятия Garsdale.

В августе 2012 г. Yota объявила публичную оферту как часть открытого тендера, на котором каждому из операторов предлагалось сотрудничество по модели MVNO с федеральным охватом, либо с охватом нескольких регионов. Операторы назвали условия предложения неприемлемыми. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обратила внимание «Скартела» на обязательность предоставления недискриминационного доступа операторов к его сетям по модели MVNO. При этом ФАС не препятствовала созданию холдинга между «МегаФоном» и «Скартелом» в июне 2012 г. В марте 2013 г. ФАС возбудила дело против «Скартел». В действиях оператора антимонопольная служба усмотрела признаки нарушения федерального закона «О защите конкуренции».

Единственный оператор, за исключением «МегаФона», которому удалось заключить MVNO-соглашение со «Скартелом» - это МТС. Однако договоренности были достигнуты между компаниями только в одном городе - Казани. 1 марта 2013 г. срок MVNO-соглашения между двумя компаниями истек, тем не менее МТС продолжает оказывать услуги на сети Yota в режиме опытно-коммерческой эксплуатации. Переговорный процесс относительно параметров нового договора продолжается.

Условия, которые предлагает «Скартел» в рамках MVNO-соглашений, не устраивают ни одного оператора. Последние вынуждены рассчитывать на строительство собственных сетей LTE, но этот процесс займет больше времени. Неспособность операторов договориться со «Скартелом» о работе в качестве виртуальных операторов задерживает развитие рынка LTE в условиях ограниченной конкуренции.

Ключевые сдерживающие факторы развития рынка LTE в России включают:

  • ограниченная конкуренция (в том числе из-за невозможности операторов согласовать условия в рамках MVNO-проекта с ООО «Скартел») и, как следствие, высокие тарифы на LTE;
  • ограниченный ряд мобильных устройств (смартфоны, планшетные ПК) с поддержкой LTE, высокие цены;
  • отсутствие механизма передачи голоса в сети LTE (VoLTE) и, как следствие, невозможность использования в сетях LTE доступных к продаже смартфонов с поддержкой LTE в «российских» частотных диапазонах;
  • проблемы, связанные с частотным спектром для LTE в условиях дефицита частот (отсутствие механизма технического нейтралитета, необходимость проведения конверсии, распределение частот на конкурсах, а не аукционах, судебные разбирательства и пр.).

Несмотря на относительно быстрый и успешный старт 4G в России, развитие этой технологии в стране происходит с определенными сложностями - ограниченная конкуренция и, как следствие, высокие тарифы, ограниченный спектр абонентских устройств, сложности с конверсией и дефицит частот.

Абонентские устройства

По данным GSA на конец марта 2013 г., в мире было насчитывалась 821 модель абонентских устройств с поддержкой LTE от 97 производителей. При этом большая часть продуктов (474 модели) были анонсированы в прошедшем году. Основной тенденцией в сегменте оборудования LTE стала поддержка в одном устройстве различных режимов LTE (FDD и TDD) и различных частотных диапазонов.

В России основными абонентскими устройствами на момент написания отчета (март 2013 г.) являлись USB-модемы и Wi-Fi-роутеры; была представлена всего 1 модель LTE-планшета и несколько моделей смартфонов с поддержкой «российских» частот LTE. Тем не менее, во втором полугодии 2013 г. можно ожидать значительного увеличения модельного ряда LTE-смартфонов и планшетов, доступных в России. Такие вендоры как Nokia, ZTE, Yota Devices, Samsung, Huawei и Lenovo обещают новые линейки устройств с поддержкой LTE.

Тем не менее, технология LTE не станет массовой (проникновение - не менее 10%), пока смартфоны не станут доступными по стоимости. Компания МТС, в частности, предложила всем крупнейшим вендорам стратегическое партнерство для распространения смартфонов с поддержкой российских спецификаций 4G в России. Оператор считает, что операторам было бы полезно скооперироваться и представить в правительство РФ предложение по снижению таможенных пошлин на ввоз 4G-смартфонов и другого LTE-оборудования.

Популярности LTE и абонентских устройств, поддерживающих эту технологию, будет способствовать бесшовное соединение между 3G- и 4G-сетями. В апреле 2013 г. «МегаФон» запустил технологию автоматического переключения между стандартами 4G/3G/2G в смартфонах, что позволяет использовать голосовую связь и передачу данных без перезагрузок и дополнительных настроек в устройствах.

По данным J'son & Partners Consulting, средняя стоимость смартфона в России снизилась с $455 в 2009 г. до $328 в 2012 г. По итогам 2012 г. доля продаж LTE-устройств в России относительно мировых продаж составила всего 0,6%, но к 2015 г. этот показатель увеличится до 2%.

По прогнозам J'son & Partners Consulting, в 2015 г. доля смартфонов с поддержкой LTE составит 15% в общих продажах смартфонов. Объем продаж LTE-планшетов начнет набирать обороты уже в этом году, а к 2015 г. доля их реализации в общих продажах LTE-устройств в России составит 8%.

Конверсия частот и перспективы использования других диапазонов

Конверсия, скорее всего, будет проводиться не по национальному, а по региональному принципу. При этом конверсия частот в нижнем диапазоне сопряжена с большими трудностями. По мнению J'son & Partners Consulting, если расчистка спектра 800 МГц не будет проведена в ближайшие 3-5 лет или не будут найдены эффективные механизмы совместного применения радиочастот коммерческими и государственными пользователями спектра, Россия серьезно отстанет от мировых темпов внедрения сетей LTE.

В ближайшие два года отсутствие конверсии не сможет повлиять на выполнение лицензионных требований. Но уже в 2015 г. вопрос дефицита частотного спектра для развития LTE может стать реальной проблемой.

В условиях дефицита частот перспективы использования других диапазонов (GSM-диапазоны 900/1800 МГц; 3,5 ГГц и др.) неопределенны. J'son & Partners Consulting оценивает вероятность принятия технологической нейтральности по GSM-диапазонам в ближайшие три года как низкую. А использование высоких частот на массовом рынке, прежде всего 3,5 ГГц, неэффективно с экономической точки зрения (главным образом, из-за высоких затрат).

По мнению J'son & Partners Consulting, для обеспечения широкого покрытия сетей LTE (особенно в районах с низкой плотностью населения) наиболее привлекателен диапазон 450 МГц. Однако эти частоты пока не выделены консорциумом 3GPP под LTE, и перспективы такого решения неопределенны (главным образом, из-за лоббирования интересов вендоров, которым невыгодно предлагать решения, обеспечивающие низкий CAPEX).

Перспективы развития LTE в России

Перспективы развития LTE в России будут во многом определяться соблюдением операторами «большой четверки» лицензионных требований по покрытию и минимальным инвестициям в инфраструктуру (не менее $15 млрд до конца 2019 г.), а также темпами конверсии («расчистки» частот). Кроме того, определенным драйвером рынка LTE в России может стать разрешение регулятора использовать под эту технологию GSM-диапазоны (прежде всего, 1800 МГц), а в более долгосрочной перспективе - диапазон 3,5 ГГц. В оптимистичном сценарии это приведет к увеличению количества игроков, усилению конкуренции, появлению новых абонентских устройств и в конечном итоге к увеличению абонентской базы LTE.

Масштабное строительство сетей в России начнется не ранее 2015 г., после проведения процедуры конверсии и высвобождения частот при переходе с аналогового на цифровое телевидение («цифровой дивиденд»).

По прогнозам J'son & Partners Consulting, абонентская база LTE к концу 2020 г. может достичь в оптимистичном сценарии 23 млн пользователей, в консервативном сценарии - 14 млн, в базовом - 20 млн.

Анализ и прогноз рынка LTE в России

Основными участниками рынка LTE в среднесрочной перспективе будут крупнейшие операторы мобильной связи, а также новые игроки.

В таблице ниже представлены основные претенденты на развитие LTE в России (помимо компаний «большой четверки», которые получили частоты на конкурсе в 2012 г.), их текущий статус и вероятность внедрения коммерческих сетей в 2013-2014 гг.

Табл. 1. Потенциальные игроки на рынке 4G/LTE в России (за исключением «большой четверки»)

 

Компания

Частотный ресурс, МГц

Текущий статус

Вероятность внедрения в 2013-2014 гг.

Вайнах Телеком

2300-2400

В г. Грозный построена сеть из 180 базовых станций, готовая к коммерческой эксплуатации. Роскомнадзор запрещает «включать» сеть из-за того, что не подтвержден статус «российского производителя» - необходимое условие выданной лицензии 

Высокая

Основа Телеком

2300-2400

Выделен частотный ресурс и лицензии для сетей LTE, компания ведет активную работу над созданием сети в 40 российских городах (в 20 городах ведется установка базовых станций, еще в 20 городах ведутся работы по созданию наземной инфраструктуры). В мае 2013 г. Минобороны отозвало выданные ранее положительные заключения экспертизы на электромагнитную совместимость (ЭМС) оборудования «Основы» с военным оборудованием

Средняя

ГК Антарес

1900-1920

Строительство тестовых зон в Москве и других регионах, выбор поставщиков оборудования, оформление частот. Попытки через суд получить парные частоты 1980-2000 МГц к уже имеющимся.

Средняя

Ростелеком

2300-2400

Частотные назначения в диапазоне 2,3-2,4 ГГц до сих пор не выданы, сроки ввода сетей LTE в этом диапазоне будут пересмотрены. Статус российского производителя оборудования LTE (обязательное условие конкурсов) не определен.

Средняя

Tele2

1800; GSM

Рассмотрение возможности использования для LTE GSM- диапазона 1800 МГц отложено регулятором на 3 квартал 2013 г.

Средняя

СМАРТС

900/1800; GSM

Источник: J'son & Partners Consulting, 2013 г.

В долгосрочной перспективе (более 5 лет), параллельно развертыванию сетей LTE вполне вероятно локальное подключение подсетей LTE-Advanced на территориях с высокой концентрацией трафика (бизнес- и торговые центры, стадионы и пр.).

В этом случае определяющим фактором будет являться доступность абонентских устройств, поддерживающих эту технологию.

В целом можно утверждать, что:

  • 4G-интернет будет выступать основным драйвером роста для мобильных операторов в среднесрочной и долгосрочной перспективе;
  • компании, которые не смогли получить LTE-лицензии будут в среднесрочной и долгосрочной перспективе испытывать снижение маржи и отток клиентов;
  • на рынке сформирован лидер, которому под силу политика «снятия сливок» («МегаФон»/Yota).

21.05.2013

на печать


Комментарии

ZloyKinoman
24.05.2013 17:36 | сообщение #1
 

>Роскомнадзор запрещает «включать» сеть из-за того, что не подтвержден статус «российского производителя»

LOL все Российские производители собирают из западных комплектующих, своих просто нет. Зачем тогда статус Российского производителя непонятно?! Технологии то всё равно не наши как и комплектующие

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

19.04.2024 - 10:28
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация