Анализ рынков

Торгцентры Москвы вышли в ноль

Торгцентры Москвы вышли в ноль

В третьем квартале 2011 года в Москве не было открыто ни одного нового торгового центра арендуемой площадью свыше 5 тыс. кв. м. Это не значит, что столица совсем перестала их строить (до конца 2012 года должно быть сдано около 600 тыс. кв. м такой недвижимости), но теперь город тяготеет к совсем маленьким форматам.

По данным Colliers International, по итогам девяти месяцев 2011 года общая площадь торговых центров Москвы достигала 6,085 млн кв. м (арендуемая, или GLA,- 3,05 млн кв. м), однако за третий квартал в столице не было открыто ни одного нового объекта. В последний раз нулевые показатели ввода были зафиксированы в третьем квартале 2009 года. Тогда из-за кризиса многие девелоперы вынуждены были отложить ввод в эксплуатацию даже тех проектов, которые находились в высокой степени готовности. Нынешний провал региональный директор по торговой недвижимости Colliers International Татьяна Ключинская объясняет тем, что во время кризиса в 2009 году девелоперы почти не заложили новых проектов, которые должны были выйти на рынок именно сейчас (девелоперский цикл как раз составляет 2-2,5 года). До конца года должно быть сдано еще семь торгцентров арендуемой площадью 157 тыс. кв. м. "Если планы девелоперов полностью реализуются, то за весь 2011 год в Москве будет построено 300 тыс. кв. м торговой недвижимости. Это на 20% меньше, чем в 2010 году, и на 40% меньше, чем в кризисном 2009 году",- следует из отчета Colliers International. 

Активное строительство торговых центров в Москве началось с 2006 года, когда, по данным "Магазина магазинов в ассоциации с CB Richard Ellis", было построено 370 тыс. кв. м GLA. Пик строительства пришелся на кризисные 2009 и 2010 годы, когда в Москве было сдано в эксплуатацию 489,4 тыс. и 437,2 тыс. кв. м торговой недвижимости соответственно. Именно в эти годы были введены крупные объекты, строительство которых было начато до кризиса, объясняют эти цифры эксперты. Однако ввод этих объектов во время кризиса привел к тому, что уровень вакантных площадей в столичных торгцентрах вырос с 1-2% в 2007 году до 8,1% в 2009-м, а ставки аренды по многим объектам снизились на 30-50%. Сейчас в связи с сокращением объемов строительства уровень вакантных площадей снизился до 3,5%, а ставки аренды вернулись на докризисный уровень, говорит Татьяна Ключинская. По ее словам, сейчас продуктовые ритейлеры платят в среднем $120 за квадратный метр в год, а операторы галереи - от $600 до $3000. 

По словам руководителя отдела исследований и консалтинга "Магазина магазинов в ассоциации с CB Richard Ellis" Андрея Васюткина, сейчас в Москве идет строительство торгцентров площадью 590 тыс. кв. м (GLA), которые будут введены в эксплуатацию уже до конца 2012 года. В последующие годы эксперты не ожидают роста рынка торговых центров Москвы. В основном это связано с политикой властей по ограничению нового строительства в городе, а также ставкой на развитие формата районных торгцентров (до 5 тыс. кв. м) и магазинов шаговой доступности (см. "Ъ" от 21 июля). В частности, в декабре 2010 года мэр Москвы Сергей Собянин отменил строительство нескольких крупных торговых проектов площадью более 400 тыс. кв. м. 

Динамика строительства

КоммерсантЪ
Advertology.Ru

31.10.2011

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

13.12.2025 - 16:18
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация