Анализ рынков

Разыгрался зверский аппетит

Разыгрался зверский аппетит

Российский рынок кормов для животных оценивается почти в 1 млрд долларов.

По числу домашних животных на душу населения наша страна занимает второе место в мире после США. Переписи домашних любимцев, конечно, никто не проводил, но, по оценке экспертов, лидерство - у кошек, их в России 25-30 миллионов. За ними следуют собаки, их около 20 миллионов. Все это поголовье надо кормить и не объедками с хозяйского стола, а правильно, как советуют ветеринары. Именно ветеринары, да еще борцы за права животных дали толчок развитию рынка кормов для домашних животных. Сегодня многие любимцы питаются гораздо лучше некоторых людей, поскольку на рынке представлено огромное многообразие кормов различного качества.

Следуя за возрастающим спросом, индустрия кормов для домашних животных весьма активно развивается. В США, например, в год продается кормов более чем на 10 млрд долл. Эта категория товара занимает четвертое место по объему потребления. Англичане тратят на корма больше, чем на чипсы, снеки и хлеб, а французы - больше, чем на минеральную воду. В России затраты на корма в год оцениваются почти в 1 млрд долларов.

Как утверждают эксперты Nielsen, российский рынок кормов для животных демонстрирует стабильный рост. Разница между тратами россиян и европейцев все время сокращается. Пока, однако, средний европеец тратит на содержание животного 2-3 тыс. долл. в год, тогда как россиянин только около 500 долл. ежегодно.

По мнению аналитиков из Research Techart, спрос на готовые корма для домашних животных в России приближается к насыщению, и поэтому темпы роста рынка в ближайшем будущем будут снижаться. Тем не менее, по прогнозам экспертов, объем продаж промышленных кормов для кошек и собак будет увеличиваться на 10-15% ежегодно. Этому будет способствовать не столько рост числа домашних животных, сколько увеличение количества владельцев, использующих готовые корма для кормления своих любюимцев, а также рост доли кормов премиум и суперпремиумкласса в общем объеме продаж.

По словам эксперта аналитической компании Nielsen Елены Добровольской, самый большой сегмент рынка - еда для кошек. Он занимает 82% сектора кормов в стоимостном выражении. Производителям кормов удалось добиться того, что покупатели уже обращают внимание не только на бренд, но и на то, чтобы корм подходил именно их животному. Появились диетические корма, корма для щенят, для котят и для старых животных. Это увеличивает доходы от продаж. По данным исследовательской компании «Комкон», в целом по России 58,9% владельцев собак и 37,3% владельцев кошек покупают для своих питомцев специализированные корма. Но основная доля рынка приходится все же на корма экономкласса.

Такие корма, как правило, используются как еда, лишь поддерживающая жизненные функции. Однако сбалансированный состав, соответствие нормам потребления питательных веществ, наличие необходимых витаминов и минеральных добавок делают их вполне полноценным источником питания.

Основой этих кормов являются отходы пищевой промышленности. Источники белка в основном растительного происхождения - соевый шрот, пшеница и т.д. Поскольку питательность и усвояемость обычных кормов невысокая, норма их расхода, естественно, существенно выше, чем у более высококлассных.

Заменителями мяса могут служить животные жиры, костная мука, соя и т. д. Вреда животному они не принесут, особой пользы, правда, тоже. В такие корма обычно добавляют все, что остается от производства пищевых продуктов для людей. Экономичные корма не отличаются высокими вкусовыми качествами и их усвояемость организмом животного невелика - не более 70%. Цель производителей такого корма - произвести максимально дешевый продукт для очень неприхотливого животного. Обычно корма экономкласса используют в качестве добавки к основной пище.

Почти 90% российского рынка кормов для кошек и собак занимают крупнейшие мировые компании Mars и Nestle. Они имеют свои заводы у нас в стране. Nestle Purina PetCare Company, например, имеет мощный комплекс в Калужской области, и на прошлой неделе заявила, что вложит еще 1,3 млрд рублей в производство. В число лидеров входит и российская компания «Раритет». Сама она не производит корма, но заказывает их в разных местах. По словам начальника отдела маркетинга и развития продаж этой компании Дмитрия Макаренко, производство может быть где угодно, это совершенно не важно. Самый ответственный этап в производстве корма - это разработка рецепта. Специалистов, которые умеют разрабатывать рецепты кормов, во всем мире единицы. Зарплата человека, который может разработать корм, может достигать 1,5 тыс. евро в день. Транснациональные компании платят им даже не за то, чтобы они придумывали рецепты, а чтобы не работали на конкурентов.

В последние годы на российском рынке появились и новые отечественные производители. В частности, «Продконтрактинвест», который выпускает консервы для кошек и собак, компания «Биосфера», которая производит корма для рыб, птиц и грызунов, витаминно-минеральные добавки для кошек и собак, компания «Чика», специализирующаяся на кормах для рыб, птиц и грызунов. Компания «Альпинтех», которая сосредоточилась на очень узком, но доходном сегменте, она производит лакомства для собак: косточки на любой вкус - от говяжьих до кроличьих.

Бесспорными лидерами рынка являются марки экономичного сегмента (от 18 до 75 рублей) - Kitekat и Chappi. Вторую строчку занимают торговые марки из «премиального» (до 170 рублей) сектора - Whiskas и Pedigree. На экономичный сегмент приходится 65% рынка, на премиум - 30-33%. На долю кормов суперпремиум для животных в нашей стране приходится всего лишь около 1%.

Наиболее частым местом приобретения кормов для животных являются специализированные магазины, следом идут оптовые и мелкооптовые рынки, гастрономы, продовольственные магазины. Корма промышленного производства, как сухие, так и влажные, в нашей стране больше используют хозяева кошек - 66%. Среди владельцев собак корма покупают 44,6%. В целом большинство владельцев домашних животных чередуют готовый корм с супами, кашами, мясом, рыбой и другими блюдами. Однако в основном такая ситуация характерна для владельцев собак, которые нередко покупают корма для животных только в качестве добавки к обычным продуктам. Хозяева кошек намного чаще используют готовый корм в качестве самостоятельной пищи.

Влажные корма (продаются обычно в банках или пакетиках) стоят дороже. Часто их дают животному в качестве поощрения, лакомства, во время или после болезни питомца, поскольку считают, что дорогие корма содержат больше полезных веществ.

Чтобы корма для животных хорошо продавались, западные корпорации широко используют телерекламу, затрачивая на нее огромные деньги. Отечественные производители, которым на это денег не хватает, вынуждены прибегать к более сложным маркетинговым ходам. Это реклама через клубы любителей животных, спонсирование выставок и акции в специализированных магазинах.

Впрочем, и здесь есть сложности: в Европе клубы, например, собаководов имеют колоссальный вес. Там все животные регистрируются и продаются с «кормовыми рекомендациями». У нас пока иная ситуация - продажи через клубы невелики, они выполняет главным образом рекламную функцию.

Возможно, продажи отечественных производителей увеличатся, когда корма для животных активно начнут продаваться в провинции, куда приходят столичные розничные сети зоомагазинов. Такие магазины есть уже в Тольятти, Казани, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде.

Наиболее эффективным способом продвижения является участие в различных выставках и их спонсирование. А выставок в России много - несколько сотен разного уровня. Производители кормов платят за участие в них всего несколько сотен долларов. Правда, этот способ сильно на покупателя не влияет: в выставках участвуют, как правило, люди искушенные, давно выбравшие нужный корм. Главная борьба за потребителя разворачивается непосредственно на месте продаж.

Российская газета
Advertology.Ru

10.10.2011

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

17.12.2025 - 18:45
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация