"Мы планируем развиваться быстрее рынка" - А.Артемьев
В преддверье подведения итогов за третий квартал ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" о планах развития компании в интервью рассказал президент "Балтики" Антон Артемьев.Антон Олегович, каких результатов работы компании за 9 месяцев, по итогам года Вы ожидаете?
Год будет зависеть от того, как пройдет его вторая половина. Как мы уже говорили, мы не можем ожидать таких же темпов роста рынка, как и в первом полугодии. Хороший рост рынка в первом полугодии, а особенно в первом квартале, был связан с ростом доходов населения, с изменением структуры потребления алкогольных напитков, феноменально теплой зимой. И пока мы не ожидаем, что осень и начало зимы будут очень теплыми.
Кроме того, в связи с введением регулятивных ограничений на рынке в середине и второй половине прошлого года рынок пива быстро рос. Показатели этого года сравнивать нам будет сложнее.
Мы планируем развиваться быстрее рынка и по результатам года долю рынка нарастить. Какой она будет? Точно сказать не можем, на сегодняшний день она составляет порядка 37,6% российского рынка, кстати, в прошлом году была 36,4%.
Наш рост не останавливается, несмотря на сложную конъюнктуру сырьевых рынков - основные компоненты нашего производства - солод и ячмень, хмель, сироп - сильно подскочили в цене. Посмотрим, повлияют ли на данную ситуацию меры правительства, направленные на стабилизацию российского рынка сельскохозяйственных продуктов за счет регулирования экспортных и импортных пошлин. С другой стороны, если экспортные пошлины на ячмень, который не является пивоваренным, увеличатся, то это может напрямую не коснуться пивоваренной отрасли. Но, несмотря на такую непростую сырьевую ситуацию, мы рассчитываем показать неплохие результаты.
В связи с увеличением стоимости сырья, какие шаги вы предпринимаете, чтобы снизить зависимость от внешних рынков?
Например, реализуем собственный агропроект, масштаб которого мы наращиваем каждый год. Так, в этом году, мы рассчитывали собрать по контрактам с хозяйствами - партнерами по агропроекту порядка 200 тыс. тонн зерна, по результатам получится меньше, поскольку урожай будет ниже. И все-таки это серьезный рост, мы бы хотели каждый год наращивать объемы агропроекта.
В настоящий момент мы работаем, в основном с Тульской, Воронежской, Липецкой областями. Но делаем пробные шаги и в других регионах, в частности на Урале.
Кроме того, мы достраиваем солодовню в Ярославле. Весной была введена в эксплуатацию первая очередь, мощностью порядка 55 тыс. тонн. Мы хотим увеличить мощность до более чем 100 тыс. тонн солода.
Но все равно доля собственного солода, учитывая две солодовни в Туле и Ярославле, а также 30% собственности в "Суфле", составляет меньше половины всей потребности холдинга в солоде.
Балтика планирует уменьшение уставного капитала, что будет способствовать росту показателей доходности на акцию. Какие еще мероприятия планируется провести для увеличения доходности акций и повышения их ликвидности?
Продолжать эффективно работать, постепенно увеличивая долю на пивном рынке России - все это будет способствовать росту дохода на акцию.
Конечно, при уменьшении уставного капитала путем приобретения части акций для сокращения их общего количества, доходность на акцию растет. 86% всех акций "Балтики" сосредоточены в руках одного акционера, но даже из оставшихся 14% акций в свободном обращении находится небольшое количество, поэтому акции не очень ликвидны. Мы считаем, что в первую очередь предложением воспользуются "пассивные" миноритарные акционеры в регионах, у которых доступ к организованному рынку ценных бумаг достаточно ограничен. Совет директоров, объявляя об уменьшении уставного капитала, подтвердил намерение компании оставаться публичной. Основной акционер "Балтики" - ББХ - сообщил о своем намерении участвовать в выкупе акций, чтобы в результате его доля владения акциями "Балтики" не увеличилась. На сегодняшний момент акции компании обращаются на двух биржах страны - ММВБ и РТС - в разделе "Ценные бумаги, допущенные к обращению, но не включенные в котировальные списки".
Есть ли у "Балтики" на сегодняшний день потребность в заимствованиях? Если есть, то какие виды привлечения капитала рассматриваются?
На сегодняшний момент для текущей инвестиционной программы, а также на дивидендные выплаты у нас хватает собственных средств. Если в результате уменьшения уставного капитала к выкупу будут предъявлены акции на максимальную сумму - в размере 400 млн евро, то тогда приблизительно половину этой суммы "Балтика" может заимствовать. Но даже при этом, по нашим подсчетам, доля заемных средств в общем капитале компании по международным меркам будет невысока.
"Балтика" выплачивает только годовые дивиденды. Нет ли планов выплачивать промежуточные - по итогам полугодия или 9 месяцев?
Процедура выплаты дивидендов раз в год пока устраивала всех акционеров. Если предложения поступят, то мы их рассмотрим.
"Балтика" планирует инвестиции в расширение мощностей Воронежского завода. Есть ли аналогичные инвестиционные проекты относительно других производств?
Мы стремимся наращивать свою долю на рынке, поэтому есть необходимость в росте мощностей. В этом сезоне мы запустили вторую очередь завода в Самаре, увеличив его мощности с 2 до 6,5 млн. гектолитров, инвестировав порядка 100 млн. евро. К сезону следующего года мы планируем открыть новый завод в Новосибирске, построенный на базе нашего дистрибуционного центра. Этот завод первоначально мы планировали сделать "двухмиллионником", затем решили, что он будет производить 4,5 млн гектолитров пива. Общий объем инвестиций в строительство составит порядка 130 млн евро.
Кроме того, порядка 18 млн евро инвестиций будет направлено в Воронеж на увеличение мощностей завода "Балтики" с 1 до 2 млн. гектолитров. Этот прирост мощностей позволит нам закрыть наши потребности на сезон 2008 года.
Дальнейшие инвестиции будут определяться ростом рынка. Мы предполагаем, что рынок будет расти на 3-5%, при этом неизвестно пока, как повлияет на рынок повышение акцизов, как изменится уровень доходов населения, как вырастет уровень потребления пива.
Возможные инвестиции в зарубежные проекты исключать, конечно же, нельзя. В этом мы идем пошагово. Экспортируя продукцию, мы оцениваем, насколько мы востребованы на рынке, как выгодно производить пиво - по лицензии или самим. Если на рынке наше присутствие не очень заметно, то мировой опыт показывает, что легче развиваться через экспорт.
Есть ли необходимость инвестировать в расширение производства в Петербурге?
Масштабной модернизации петербургских заводов не требуется. Оборудование постоянно обновляется, так как мы вводим в производство все новые продукты. В целом, мощностей достаточно - общие мощности петербургских заводов составляют 12 млн гектолитров.
Каковы планы "Балтики" на Украине и в других странах СНГ?
На двух рынках мы определили для себя перспективу лицензионного производства - это Украина и Великобритания. На других рынках мы пока развиваемся путем экспорта, и, в принципе, не исключаем возможности, что когда-нибудь придем к необходимости лицензионного производства и в других странах. И то, и другое направление у нас развивается успешно. Быстрыми темпами растет наша доля в сегменте лицензионного пива на Украине, пиво производит наша родственная компания "Славутич". В перспективе мы бы хотели видеть нашу долю на Украине растущей с 2 до 5%.
В Белоруссии BBH вошел в акционерный капитал компании "Оливария", то есть потенциально на территории Белоруссии у нас есть партнер, который, правда, на сегодняшний день нуждается в больших инвестициях. Пока мы осуществляем экспортные операции, у нас очень успешный рост, который превышает рост белорусского рынка.
В целом, наши экспортные продажи растут хорошими темпами, рост продаж составляет около 30%, а с учетом лицензионного производства даже несколько выше. И доля экспорта в общем объеме производства будет постепенно расти.
Другие европейские страны рассматриваются в плане выпуска там лицензионного пива?
Мы для себя ничего не исключаем, но пока о такой возможности говорить рано.
Если вернутся к экспорту, то я считаю, что мы недостаточно хорошо представлены в Восточной Европе, в Центральной и Южной Америке, хотели бы в какой-то момент и там представить потребителю наше пиво. Если говорить о серьезном присутствии, то это потребует многих лет, а вот отдельные поставки планируются уже в ближайшее время. Так, например, в начале октября "Балтика" отгрузила первые партии пива в бывшие колониальные владения Франции: Республику Конго и Республику Кот-Д'Ивуар.
Доля экспорта растет в соответствие с программой продвижения наших брендов за рубежом. Есть определенные бюджеты, измеряющиеся в миллионах евро. Во многих случаях продвижение мы осуществляем с нашими партнерами, своими средствами участвуют наши дистрибуторы в разных странах. Мы ведем интенсивный путь развития наших продаж, но есть и экстенсивный - за счет открытия новых рынков и спонтанных продаж. Таким образом, мы расширяем как географию, так и наращиваем продажи на уже открытых нами рынках.
Каким образом развивается дистрибуция?
В ряде стран дистрибуцию берут на себя наши партнеры. В ближнем зарубежье дистрибуция полностью напоминает структуру дистрибуции в России.
В России сейчас вся служба продаж разделена на 6 регионов, а количество дистрибуторов, если не считать разливное пиво, составляет 142.
Как, по вашему мнению, будет развиваться в ближайшие годы пивной рынок России, предстоят ли новые слияния и поглощения, будут ли появляться новые игроки, есть ли еще незанятые ниши?
Небольшие игроки будут появляться: это и производители живого пива, и компании, которые продают пиво в супермаркетах, и небольшие пивоварни, которые производят и тут же продают. Но принципиального влияния на рынок они не окажут, потому что они не смогут конкурировать с крупными компаниями. Они могут работать в своих нишах и иметь достаточно высокую рентабельность.
Что касается крупных компаний, то, наверное, какая-то консолидация еще возможна. Были слухи по поводу продажи завода "Очаково", не исключено, что когда-то в струю консолидации попадет и Efes, причем как в международном плане, так и в России. В принципе, возможны зарубежные слияния и поглощения, которые повлияют на структуру на нашем рынке, при этом вряд ли она измениться очень сильно. Сегодня есть 5-6 крупных игроков, которые занимают порядка 85-90% рынка, и даже если их станет 4-5, то конкуренция останется.
Союз пивоваров неоднократно выступал против резкого повышения акцизов на пиво. Какие в связи с этим вносятся предложения, какой должна быть оптимальная акцизная политика?
Решение об увеличении акциза на пиво с начала следующего года на 32%, при том, что акциз на другие напитки поднимется с учетом инфляции, было ошибочным. На наш взгляд, политика государства должна стимулировать развитие структуры потребления алкогольных напитков в направлении большего потребления слабого алкоголя, чем крепкого. И для того, чтобы стимулировать потребление слабого алкоголя, то есть пива, государство должно поднимать акцизы на этот напиток либо пропорционально росту акцизных ставок на крепкий алкоголь, либо на меньшую величину. Сейчас получилось, что на пиво акциз был поднят на заметно большую величину, чем на крепкий алкоголь.
Кстати, на вино сейчас тоже очень гуманно поднимают акцизы. Вино - не крепкий напиток и способствует изменению структуры потребления алкоголя в положительную сторону, но нельзя забывать и об экономических факторах. В отличие от вина, продаваемое в России пиво более чем на 90% производится в стране и на 80-90% варится из отечественного сырья.
Союз Пивоваров ведет разъяснительную работу, мы говорим о том, что в стране отсутствует до конца проработанная политика в области потребления алкоголя. Изменение структуры потребления алкоголя в сторону более слабых алкогольных напитков ведет к улучшению статистики по заболеваниям, связанным с алкоголем, по травматизму, по продолжительности жизни, по рождаемости.
Весной мы провели конференцию, на которой были озвучены доклады ученых, которые такую статистику привели. Они показали, например, что 2006 год был переломным. Тогда ряд факторов приблизил структуру потребления алкоголя в России к западноевропейскому варианту. Среди таких факторов - введение системы ЕГАИС, которая приводит к затруднениям на алкогольном рынке и снижению производства спирта и водки, рост пивоваренного рынка России на 10%. В результате в 2006 году отмечено снижение алкогольной смертности - умерло на 138 тыс. человек меньше, чем в 2005 году. Статистика, связанная с алкогольными заболеваниями, смертностью, улучшилась впервые за последнее время. То есть мы за то, чтобы акцизная полтика была разумной.
А какие конкретно предложения вносил Союз пивоваров по акцизной политике?
В процессе обсуждения акцизов мы вносили свои предложения о том, чтобы рост акцизных ставок соответствовал уровню инфляции. Однако было пролоббировано снижение акцизов на слабый алкоголь за счет повышения акцизов на пиво.
Будет ли изменение ситуации?
Сейчас все заняты политикой, и вернуться к этому вопросу возможно будет не ранее середины следующего года. С сожалением надо отметить, что из-за политизированности вопроса пива, был упущено из виду то, что пиво - продукт российского производства, способствующий развитию российского сельского хозяйства, и абсолютно, в отличие от крепкого алкоголя, контролируемый продукт. Пивоваренная промышленность считается самой высокой с точки зрения уплачиваемости налогов. Все пивные компании прозрачны.
Удалось ли добиться послабления в запрете на рекламу в части спонсирования спортивных соревнований?
Сейчас в Думу внесен законопроект, который призван разрешить использования нашей рекламы на международных спортивных мероприятиях. Наверняка это связано с приближающимися Олимпийскими играми. Уже известно, что наши спортивные организации испытывают сложности по приему матчей международного уровня, в частности по футболу, спонсорами которых являются международные, зачастую пивоваренные компании. Их реклама является условием проведения матчей. На самом деле, это конечно полумера. Строго говоря, для болельщика нет принципиальной разницы, смотрит он международный или немеждународный матч. Во всем мире спонсорами спорта являются крупнейшие пивоваренные компании "Балтика" являлась на протяжении многих лет спонсором чемпионата России по футболу, хоккейного кубка "Балтика" и некоторых других инициатив, которые мы вынуждены были свернуть. Мы знаем, что и хоккейный союз, и футбольный сейчас эту проблему понимают и активно работают над ее решением. Желаем им успеха.
02.11.2007











Комментарии
Написать комментарий